Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины.
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Б. Пастернак
Хорошая школа та, которая бережет
здоровье детей. Школа может стать уникальным
центром обучения здоровью, объединить усилия
медиков, учителей, родителей, детей.
Цель гуманна и благородна. Но как ее
достичь? Превратить школу в санаторий? В
спорткомплекс? А может, упростить программу? Не
хотелось бы, чтобы забота о здоровье
превратилась в моду или формальную работу.
Безусловно, важен государственный подход,
соблюдение гигиенического стандарта, создание
межведомственных программ управления здоровьем,
проведение экспертизы программ, создание
центров оптимизации здоровья. Но когда
совершатся преобразования на государственном
уровне? В каком виде они дойдут до школ?
Получается, что пока сбережение здоровья
школьников – только в наших руках,
ответственность лежит на нас.
Сегодня, именно сегодня – ибо ребенок
не может ждать, он растет и развивается каждый
день – мы формируем его здоровье. С марта 1997 г. на
базе начальной школы-лицея № 49 идет эксперимент
по разработке здоровьесберегающей технологии,
которая базируется на принципах интеграции,
партнерства и коалиции участников
образовательного процесса: учеников, учителей,
администрации, медработников, логопеда,
психологов, организаторов воспитательной и
оздоровительной работы, родителей.
На наш взгляд, способ и условия учения
так же важны, как и информация, которую мы даем.
Поэтому мы не стали вводить дополнительные часы
для уроков здоровья, мы попытались изменить
уклад жизни школы. Именно уклад – причина
разрушения или созидания здоровья. Для того
чтобы понять это, задайте себе вопрос: что
реально влияет на вас – официальная программа
или внутреннее, личностное действие?
Гигиенисты говорят: «После
математики не должно быть физики, а должна быть
музыка». Логично. Но каждый раз надо учитывать:
какая математика? Какая музыка? Зачастую на уроке
музыки задействованы память и логическое
мышление.
Или: «Должно быть пять уроков – и не
будет дидактостресса». Но мы-то знаем, что есть
учителя, способные за 10 минут спровоцировать
невроз. А бывает, что после многочасовой работы
ребенок окрылен, полон творческих и физических
сил.
Важнейшими принципами в нашей
экспериментальной работе над
здоровьесберегающей технологией являются свобода
(право выбора), толерантность, гуманизм.
Школа перестает быть набором классов.
Школа – это сообщество, где учитель создает
условия для включения ребенка в процесс
творчества. В экспериментальных классах мы ввели
авторскую программу «Я в мире, мир во мне» по
изучению начал искусствоведения, психологии,
этики, этикета, биологии, валеологии, риторики.
Программа рассчитана на ежедневные занятия.
Некоторые ее фрагменты приводятся в таблице.
Знания, полученные в процессе
проблемного изучения мира и себя (как его части) с
разных точек зрения, взаимообогащенные
различными науками, становятся личностно
значимыми, доступными, интересными. Программа
нацелена на развитие творческого потенциала,
умения сопереживать, исследовать, справляться с
психическими и физическими состояниями. Светлая,
радостная атмосфера обучения в постоянных
открытиях себя и окружающего мира, внимание к
внутреннему состоянию, умение его изменить – все
это залог здоровья, телесного, душевного и
социального благополучия.
В работе используются следующие
педагогические приемы: групповая работа,
дискуссия, беседа, лекция, мозговой штурм,
ролевая игра, психогимнастика, психодрама,
учебный эксперимент, моделирование и др.
Сущность эксперимента заключается в
интеграции различных предметов в курс обучения
здоровью (в широком смысле). Концентрический
способ позволяет, учитывая возрастные
особенности, изучать программу трижды, в течение
трех лет. Возвращаясь к теме, затронутой в
прошлом году, дети рассматривают ее на новом,
более глубоком уровне.
Например, изучая себя, дети приходят к
выводу, что если в организме как целостной
системе отказывает какое-либо звено, здоровые
силы организма стремятся заменить и по
возможности восстановить потерю. Но если
«поломок» много, организму грозит серьезная
опасность. Постепенно осматриваясь, наблюдая,
рассуждая, дети осознают, что природа, весь мир
живет по общим законам. Понимают возможность и
важность работы по оздоровлению человека,
природы, мироздания.
«Мысли глобально, а действуй локально»
– этот лозунг тоже стал одним из принципов
нашей совместной работы. Через действие мы лучше
всего познаем мир, но действие без информации
может быть опасным.
Поэтому мы, например, рассуждая об
экологии в первом классе, делаем открытия в ходе
ролевой игры «Паутинка». Связываем нитями
элементы живой и неживой природы. После этой игры
дети с удовольствием выполняют посильную работу
по охране природы: изготавливают
природоохранные знаки, подкармливают птиц,
просто живут в гармонии с миром. Участие в игре
«Мы пассажиры одного корабля» заканчивается для
третьеклассников разработкой «Хартии
гражданина Вселенной».
Обучение по экспериментальной
программе построено с учетом базовых
потребностей ребенка в саморазвитии, игре,
подражании, ручном и вербальном творчестве,
свободе выбора.
Образование в нашем случае – не цель, а
средство достижения игровых, творческих,
жизненных целей. Отпадает необходимость в
постоянном оценивании, что (по результатам
обследования) позволяет снизить тревожность и
повысить заинтересованность в учении. По
наблюдению врачей, снизился процент заболевания
вирусными инфекциями, не ухудшаются показатели
здоровья у детей, пришедших в школу с нарушениями
зрения, осанки, пищеварительного тракта.
Доверительное общение и постоянное
сотрудничество учеников, врачей и родителей дают
хорошие результаты.
Кроме теоретического освоения
секретов здоровья в классе организована и
практическая работа по его укреплению. Закуплены
парты, которые регулируются по росту,
практикуется динамическая поза на уроке,
проводится ежедневная утренняя гимнастика,
точечный самомассаж, ведутся занятия группы
детской йоги, дети обеспечены горячим питанием.
Во время уроков применяются офтальмотренажеры,
люстра Чижевского, аэрофитотерапия,
музыкотерапия, что позволяет проводить
профилактические мероприятия без отрыва от
учебного процесса.
Теорию и практику искусства быть
здоровым можно освоить в школе без увеличения
нагрузки и больших затрат. За «Школой здоровья»
– будущее.
Никогда не устареет истина,
содержащаяся в словах Сократа: «Здоровье – не
все, но все без здоровья – ничто».
Надеюсь, что зерна гуманного и
ответственного отношения к себе и окружающим,
упавшие на благодатную почву добра и любви, дадут
всходы и одарят окружающих плодами здоровья,
мудрости и красоты.
Фрагменты программы «Я в мире, мир во
мне»
Название серии уроков |
Я вижу мир (окружающий
мир) |
Я среди людей (этика,
этикет) |
Я живу в мире
(психология, уроки здоровья) |
Я говорю
(риторика) |
Я в мире искусства
(художественная культура) |
Уроки взаимопомощи |
Природа помогает мне – я
помогаю природе. Экология, экологическое
движение |
Любовь, согласие, забота
в семье. Взаимопомощь в классе |
Как оказать первую
помощь? Психические состояния человека |
«Плохо одному»... Способы
выражения (этичные формы) приветствия, прощания,
благодарности, сожаления. Разговор по телефону |
Театральное искусство |
Уроки улыбки |
Кто в лесу живет? Что в
лесу растет? (Занимательный материал.) Уроки
лесной вежливости |
Что значит быть вежливым
человеком? Что такое праздник? Когда люди
улыбаются? |
Улыбка – это радость и
здоровье. Во что играть с друзьями? |
Слово утешает, обижает,
веселит |
Улыбка в искусстве. Смех
и ирония |
Правда, вымысел, обман |
Морские животные: точные
данные, предположения, легенды. Легенды и мифы о
животных |
Зачем нам нужны в жизни
правда и вымысел? Зачем быть честным? |
Что такое воображение?
Где рождаются мысли? |
Быль и небыль. Почему
говорят неправду? |
Знакомство с видом
искусства: скульптура |
Правила. Зачем они? |
Законы природы. Времена
года. Круговорот воды в природе. Оправданные
законы: самосохранение, забота о детенышах |
Правила поведения на
улице, в школе, на дороге, в общественных местах |
Правила личной гигиены
– зачем они? Распорядок дня |
1. Правила произношения
(от чистоговорки к скороговорке). 2. Громко–тихо,
быстро–медленно (оправданность громкости и
скорости речи в зависимости от речевой ситуации) |
Правила в искусстве:
повтор в театре, музыке, балете. Изобразительное
искусство: виды, жанры, традиции |
Я – житель своего
города, страны, планеты |
Земля – одна из планет
Солнечной системы. Полеты в космос |
Я принимаю гостей.
Представляю приезжим город, иностранцам –
страну, инопланетянам – Землю |
Мои биоритмы. Я живу в
средней полосе. Каким должно быть мое питание? |
Погуляем по городу. О чем
говорят вывески? Почему так названы улицы?
Приглашение в гости |
Архитектура: древняя и
современная (зданий, городов, ландшафта) |
|