Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №10/2005

Вне урока

Зеваки и пылесос

УЧИМСЯ КОНЦЕНТРИРОВАТЬ ВНИМАНИЕ

Педагоги знают, что младший школьник не способен долго концентрировать внимание при выполнении заданий. Причиной этого могут быть чрезмерные физические и умственные нагрузки, нарушения режима, стрессовые ситуации в течение дня. Для того чтобы сформировать навыки концентрации внимания, используют специальные игры и упражнения.

«Волшебное слово». Ребенок повторяет упражнения за ведущим, но только в том случае, если тот говорит: «Пожалуйста!»

«Будь внимателен». Ребенок выполняет гимнастические упражнения по словесной команде, например: по команде «Зайчики!» – прыжки на месте; «Птицы» – взмахи руками; «Лягушки» – присесть и скакать вприсядку. Команды должны быть разнообразными и подаваться с различными интервалами.

«Запрещенное движение». Играющие вместе с учителем образуют круг. Учитель объясняет, что он будет выполнять разные движения, а ученики должны их повторять. Но одно движение запрещено, например – движение «руки за голову». Учитель начинает делать разные движения, все ученики повторяют их. Неожиданно учитель выполняет запрещенное движение. Ученик, повторивший его, делает шаг вперед, а затем продолжает игру. Запрещенные движения следует менять после четырех-пяти повторений.

«Запрещенное слово». Выбираем запрещенное слово, это может быть какой-либо цвет (желтый) или качество (маленький). Бросаем малышу мяч, одновременно задавая вопросы: «Море синее, а солнце?», «Какого цвета роза?», «А ромашка?», «Слон большой, а мышка?». Ребенок должен давать точный ответ, не забывая вместо запрещенных слов говорить «абракадабра».

«Зеваки». Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (это может быть звук колокольчика, погремушки, хлопок руками или какое-нибудь слово) дети останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры. Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В этом случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное слово песни (оговоренное заранее).

«Летает – не летает». Дети садятся или встают полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает, дети поднимают руки. Если не летает, руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, многие ребята непроизвольно, в силу подражания, будут поднимать руки, вместо того чтобы удерживаться от этого движения.

«Расставь посты». Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир, который выбирает направление движения. Как только командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Все остальные продолжают маршировать и слушать команды. Таким образом, командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (в линейку, по кругу, по углам и т.д.). Чтобы слышать команды, дети должны передвигаться бесшумно.

«Слушай команду». Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например: «Положите правую руку на плечо соседа») и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии хорошо слушать и выполнять задание. Игра поможет воспитателю сменить ритм действия расшалившихся ребят, а детям – успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.

«Съедобное – несъедобное». Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет – отбрасывается.

«Насос и мяч». Каждый ученик – большой мяч, учитель насосом надувает мяч. «Мяч» стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки и шея расслаблены, голова опущена. Учитель начинает «накачивать» мяч, имитируя руками движения насоса. Мяч (ученик) начинает надуваться, его корпус выпрямляется, голова приподнимается, руки разводятся в стороны. Мяч надут. Учитель выдергивает из мяча шланг. Воздух выходит. Тело вновь обмякло.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ

Для того чтобы уменьшить агрессивность ребенка, нужно прежде всего формировать у него чувство коллективизма. Это можно сделать при помощи сюжетно-ролевых игр и упражнений.

«Идем за Синей птицей». Дети передвигаются по залу, взявшись за руки и многократно напевая:

Мы длинной вереницей
Идем за Синей птицей,
Идем за Синей птицей,
Идем за Синей птицей.

Игра воспитывает навыки коллективных действий. Время выполнения – до 4 минут.

«Переноска в парах». Переноска набивного мяча в парах на расстояние до 10 м. Выполняется в виде эстафеты.

«Пылесос». Выполняется в положении стоя или сидя. Глубоко под землей установлен волшебный пылесос. Он очень мощный. Вытягивает все, что накопилось плохого в отношениях товарищей. Когда он начинает работать, плохое настроение втягивается в пылесос. Все становятся здоровее, сильнее, добрее и радостнее. Время выполнения от 3 до 5 минут, в зависимости от способности детей концентрировать свое внимание на задании учителя. Это упражнение можно повторять несколько раз в течение учебного дня, а также на подвижных переменах и в группах продленного дня.

Приведенные игры и упражнения соответствуют возрастным возможностям детей младшего школьного возраста и подобраны таким образом, что позволяют эффективно устранять дефекты поведения. Не перегружайте ребенка на занятии, никогда не заставляйте его выполнять физические упражнения, если он этого не хочет. Помните: ребенок, отнесенный к «группе риска», постоянно нуждается в пристальном внимании и индивидуальном подходе.

 

Юрий Копылов ;
Нина Полянская