Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №9/2005

Игровая площадка

Подвижные игры в нашем дворе

Представляем новую рубрику «Игровая площадка».
Материалы этой рубрики помогут вам занять детей после уроков и играючи избавить их от гиподинамии. С подвижными играми вас познакомит кандидат педагогических наук, спортсменка, путешественница, преодолевшая сложные маршруты Алтая и Памира, и, наконец, просто энтузиаст здорового образа жизни – Марина Малыхина

В последнее время редко встретишь детей, играющих во дворе. Хотя подвижные игры – прекрасное средство оздоровления. Они тренируют нервную систему, уравновешивают процессы возбуждения и торможения, развивают внимание, память, мышление, ориентирование в пространстве, формируют личность ребенка. В игре растущий человек познает жизнь. Е.А. Покровский, известный педагог конца XIX века, писал, что многие народы, прославившиеся совершенством физического и духовного развития, не занимались систематической гимнастикой, на первом плане у них были подвижные игры.

Подвижные игры во время физкультурных пауз, перемен, спортивного часа в группах продленного дня позволяют удовлетворить потребность младших школьников в движении, научить их владеть своим телом и эмоциями.

Во время игры дети сами регулируют нагрузку в соответствии со своими возможностями. В подвижных играх нет сложных правил, техники или тактики. Чтобы играть в них, не нужны специальные тренировки, определенное оборудование или инвентарь.

В этом выпуске мы предлагаем вам правила игр большой подвижности, рассчитанных как на мальчиков, так и на девочек младшего школьного возраста. Играть в них можно и на переменах, и на прогулках в режиме продленного дня. Место проведения – школьная рекреация, спортивный зал, пришкольная площадка.

«Успей занять свое место». Участники игры образуют круг и рассчитываются по порядку номеров. Водящий становится в центре круга. Он громко называет два любых номера. Участники под этими номерами немедленно меняются местами. Водящий старается опередить одного из них и занять его место. Участник, оставшийся без места, становится водящим. Номера, присвоенные участникам в начале игры, не должны меняться, когда кто-либо из них временно становится водящим.

«Змейка». Количество участников – 6–7 человек. 5–6 игроков, взявшись друг за друга, образуют «змейку». Водящий, встав лицом к змейке, старается запятнать последнего. Стоящий в змейке первым – это капитан – преграждает путь водящему, широко расставив руки. Змейка следует за капитаном и помогает преградить путь водящему. Если водящий запятнал игрока, замыкающего колонну, он становится капитаном, а осаленный игрок – водящим.

«У медведя во бору». С помощью считалки дети выбирают «медведя». Место для «берлоги» очерчивают кругом. В 10–15 метрах от берлоги размечают второй круг – это «деревня». Игра начинается по команде воспитателя. Медведь сидит в берлоге, дети выходят из деревни и произносят:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру!
Медведь сидит
И на нас рычит!

Декламируя стихи, дети расходятся в разные стороны. Как только стихи сказаны, медведь выбегает из берлоги и старается поймать кого-то из детей. Все должны быстро укрыться в деревне. Если медведь кого-то поймал, то пойманный становится медведем.

«Горелки». Играющие выбирают водящего и встают парами друг за другом, держась за руки. Водящий на расстоянии 2–3 шагов от первой пары проводит линию и становится за ней. По команде воспитателя все дети, стоящие парами, произносят:

Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят!

После этих слов дети в последней паре разнимают руки, и каждый бежит вдоль стоящих друг за другом детей: первый – с одной стороны, второй – с другой. Бегущие должны вновь соединиться в пару, взявшись за руки, а водящий старается кого-то из них осалить.

Если убегающим удалось взяться за руки, они встают перед первой парой, а водящий – на свое место. Если водящий осалил одного из убегавших, то он берет его за руку и вместе с ним встает в колонну перед первой парой. Тот, кто остался без пары, становится водящим.

 

Марина Малыхина