Экологические факторы
Ряд требований, касающихся места
размещения школы, окружающей ее территории,
зеленых насаждений и т.д., регламентированы
СанПиНами. Но, учитывая известное экологическое
неблагополучие большей части территории нашей
страны, рассчитывать на строгое соблюдение этих
норм не приходится. Конечно, невозможно
перенести школу на другую территорию, в более
благоприятную экологическую зону, однако
создать внутри и вокруг нее условия, более
благоприятные для пребывания, в силах
педагогического коллектива.
Ряд экологических факторов через
визуальный канал воздействует на психику
человека, его эмоциональное состояние. Этот
раздел экологии, получивший развитие во второй
половине ХХ века, называется видеоэкологией.
Регламентаций, касающихся интерьера школы,
убранства ее помещений и т.п., немного, а в их
соблюдении значительная роль отводится
педагогическому коллективу и администрации
школы.
Удачный подбор тонов окраски стен,
потолков и школьного оборудования не только
имеет эстетическое значение, но и существенным
образом влияет на эмоциональное состояние
школьников, их самочувствие и работоспособность.
И хотя цветовые предпочтения тесно связаны с
индивидуальными чертами характера, существуют
общие психологические закономерности влияния
цвета на человека.
Цвета коротковолнового спектра (синий,
голубой) действуют успокаивающе,
длинноволнового (красный, оранжевый), наоборот,
возбуждающе, а средневолновой участок спектра
содержит цвета «психофизического равновесия»
(зеленый, желтый), которые воздействуют на
психику положительно, повышая трудоспособность.
Белый цвет значительно повышает освещенность,
отражает до 80% цвета, но лишен эмоционального
воздействия. Для классных комнат нельзя
предложить какой-то один цвет: в комнатах средних
и старших школьников надо стремиться к созданию
деловой атмосферы, способствующей
сосредоточенной работе.
Правильно сформированная цветовая
гамма школьных помещений улучшает внимание
учащихся. Психологи, специализирующиеся на
вопросах воздействия цвета, рекомендуют для
школьных помещений гамму цветов от
желтовато-зеленого через желтый до оранжевого,
однако синий и зеленый цвета также подходят для
классных комнат, ориентированных на юг, особенно
в южных регионах страны.
Дети разного возраста предпочитают
разные цветовые гаммы: учащиеся младших классов
– теплые тона (желтый, оранжевый), средних
классов – различные оттенки зеленого,
старшеклассники – холодные тона (серый, голубой).
Комбинируя цвет стен и освещение в
спортивном зале, можно создать различные
функциональные зоны в нем, подчеркивая легкость
обстановки возле спортивных снарядов, выделяя
«опасные зоны» и т.д. Цвет спортивной одежды
может служить ярким колористическим фактором,
оживляющим обстановку урока физической
культуры, и быть даже эффективным средством
профилактики спортивного травматизма. Например,
ярко-желтые майки вызывают у ребят прилив сил и
бодрости, делают их движения более свободными и
даже безопасными, привносят ассоциацию с «желтой
майкой лидера».
Технические средства обучения (ТСО)
При использовании на уроках ТСО
необходимо помнить, что оптимальный размер
объекта восприятия для подростков на расстоянии
7,3 м непосредственно против экрана – 40 мм. Потеря
информации при считывании ее с экрана на стене
будет минимальной, если горизонтальный размер
предъявляемого объекта составляет 60 мм и виден
учащимся крайних первых столов под углом зрения
в горизонтальной плоскости в течение 20 минут.
Оптимальная плоскость просмотра плоского экрана
ограничена сторонами треугольника,
составляющими угол у вершины в 90о, а допустимая –
в 110о.
Отдельной регламентации подлежит работа
в классах информатики на персональном
компьютере (ПК).
Нагрузка на глаза при работе за
компьютером существенно отличается от нагрузки
при других видах зрительной работы – чтении,
даже просмотре телепередачи. Увеличивает
нагрузку и снижает и без того низкую
двигательную активность современного ребенка
статическая поза.
Еще один важный фактор –
нервно-эмоциональное напряжение. Общение с
компьютером, особенно с игровыми программами,
сопровождается сильным нервным напряжением,
поскольку требует быстрой ответной реакции.
Ребенок испытывает своеобразный эмоциональный
стресс, а кратковременная сильная концентрация
внимания вызывает у него выраженное утомление.
Неблагоприятное воздействие условий
работы на ПК можно уменьшить, если ограничить
продолжительность работы, предусмотреть
рациональное кондиционирование воздуха, ввести
регулярные занятия физкультурой, делать
упражнения для профилактики зрительного
утомления.
Для школьников при работе с ПК
необходимо обеспечивать наилучшие значения
визуальных параметров в оптимальном диапазоне.
Они должны быть указаны в технической
документации на ПК. В случае отсутствия этих
данных эксплуатация ПК не допускается. ПК в
школах должны быть размещены в помещениях, где
температура поддерживается в пределах +19... +21 оС,
а относительная влажность воздуха – 60–55%.
Для повышения влажности воздуха
следует применять увлажнители, заправляемые
дистиллированной или прокипяченной водой.
Помещения с ПК перед началом и после каждого
урока должны быть проветрены. При выполнении
работы на ПК уровень шума на рабочем месте не
должен превышать 40 дБ. Для шумных агрегатов ПК
(принтеров и т.п.) уровень шума не должен
превышать 75 дБ.
При организации рациональной световой
среды необходимо преодолеть два основных
недостатка: отблески от экрана и ослепление
встречным светом. Для защиты от них применяются
специальные антибликовые покрытия экранов и
различные фильтры. Экран видеомонитора должен
находиться от глаз пользователя на оптимальном
расстоянии в 60–70 см, но не ближе 50 см.
Для учителей общеобразовательных школ
устанавливается длительность работы в
компьютерных классах не более 4 часов в день.
Продолжительность непрерывной работы с ПК без
регламентированного перерыва не должна
превышать двух часов.
Для учащихся 10–11-х классов должно быть
не более 2 уроков в неделю по основам информатики,
а для остальных классов – 1 урок в неделю с
использованием ПК.
Непрерывная длительность занятий с ПК
не должна превышать для учащихся:
1-х классов – 10 минут;
2–5-х классов – 15 минут;
6–7-х классов – 20 минут;
8–9-х классов – 25 минут;
10–11-х классов: на первом часе учебных занятий – 30
минут, на втором – 20 минут.
Работа на ПК должна проводиться в
индивидуальном темпе и ритме. Учитель должен
помочь учащемуся выработать подходящий для него
темп работы.
Специалисты предлагают 5 правил,
которые помогут свести к минимуму
неблагоприятные воздействия компьютера:
1) компьютер следует расположить в
углу или задней поверхностью к стене;
2) в помещении, где используется
компьютер, необходима ежедневная влажная уборка,
поэтому пол в нем не следует закрывать паласом
или ковром;
3) до и после работы на компьютере
следует протирать экран слегка увлажненной
чистой тряпкой или губкой;
4) считается, что кактусы,
поставленные перед экраном, помогают уменьшить
негативное влияние компьютера;
5) надо чаще проветривать комнату, в
которой работает компьютер, разместить в ней
аквариум или другие емкости с водой, что повышает
влажность воздуха.
Предупредить переутомление можно,
ограничив длительность работы за компьютером,
правильно обустроив рабочее место, используя
только качественные программы, соответствующие
возрасту школьника, а также проводя гимнастику
для глаз.
Работа с персональным компьютером в
дисплейном классе всегда требует повышенного
напряжения, что вызывает быстрое нарастание
утомления – как умственного, так и зрительного.
Одним из способов решения этой проблемы может
быть проведение урока не в компьютерном, а в
обычном школьном классе. Для этого требуется
только один компьютер и соединенный с ним
монитор, большой экран которого позволит
демонстрировать все подготовленные учителем
компьютерные аудио- и видеоматериалы. При этом не
страдает зрение учащихся, а разнообразие форм
работы на уроке в сочетании с демонстрацией
видеоряда и мультимедиаматериалов, создающих у
учащихся эмоциональный подъем, повышенный
интерес к предмету за счет новизны его подачи,
снижает утомляемость от учебной нагрузки.
Современная экономическая ситуация в стране не
позволяет иметь в каждой школе компьютерный
класс, соответствующий строгим нормам,
определяемым стандартами, а такой подход
позволяет сэкономить материальные средства.
Организация питания школьников
Интенсивная учебная деятельность
связана с умственными и физическими нагрузками,
затратами энергии, восполнить которые можно с
пищей. Гигиенисты отмечают рост среди учащихся
алиментарнозависимых заболеваний, связанных с
нарушением рационального питания. Особенно
большое значение в рационе детей и подростков
имеют белки животного происхождения. Они должны
составлять не менее 50% от общего количества белка
в рационе, а при повышенной нагрузке – около 60%.
Индивидуальный рацион питания школьников
определяется с учетом пола, возраста,
росто-весовых показателей, интенсивности
учебной нагрузки, характера и продолжительности
дополнительных занятий, особенно в спортивных
секциях. Надо учитывать также территориальные
условия: в северных регионах калорийность
рациона должна быть выше; одни регионы
недополучают рыбные продукты, в других труднее
со свежими овощами и фруктами и т.п. Изменения в
рационе питания должны отражать и время года:
недопустимо летом и осенью кормить школьников
преимущественно кашами, макаронами и мясными
продуктами.
К общим принципам рациона
школьников можно отнести:
– удовлетворение потребности детей
в основных компонентах пищи: белках, жирах и
углеводах, а также в витаминах и минеральных
солях в соответствии с индивидуальными
физиологическими потребностями;
– сбалансированность рациона по
всем пищевым веществам;
– разнообразие рациона питания;
– восстановление энергетических
трат организма;
– проведение технологической
обработки, сохраняющей пищевую ценность всех
продуктов;
– исключение из рациона продуктов и
блюд, обладающих отрицательным (раздражающим)
воздействием на пищеварительную систему;
– подбор диет с учетом
индивидуальных особенностей ребенка
(непереносимости отдельных пищевых продуктов,
склонности к аллергизации и т.п.).
За годы преобразований в стране
питание многих учащихся значительно ухудшилось.
В последние годы снизился показатель охвата
детей горячим питанием, и в некоторых регионах он
составляет менее 50%, что недопустимо. Дети
недополучают кисломолочных продуктов, рыбы,
соков и свежих фруктов, овощей, яиц, мясных
продуктов. Многие учащиеся просто недоедают.
По данным одного исследования, из 11 000
обследованных учащихся обедали в школе лишь
немногим более трех тысяч школьников.
Подавляющее число школьников обедали в два часа
дня, а то и позже. 15% учащихся весили меньше нормы,
и это было связано с недостаточным питанием.
Правилами предусматривается и
соблюдение режима питания. От выделения
желудочного сока и других пищеварительных
ферментов зависит усвоение пищи, поэтому так
важна привычка питаться в одно и то же время.
Школьникам необходим 4–5-разовый прием пищи с
обязательным горячим питанием. На завтрак
предпочтительны легкоусваиваемые продукты, на
обед – продукты, богатые животными белками; на
ужин – растительно-молочные продукты.
В школах не всегда уделяется должное
внимание современным принципам правильного
питания. При сочетании пищевых продуктов в
предлагаемых блюдах работники пищеблока и
санитарные врачи руководствуются нормами 70-х
годов, тогда как сегодня считается, что совмещать
мясо с картофелем и макаронными изделиями
нежелательно, также вредно для пищеварения
запивать пищу водой и традиционным компотом:
происходит разжижение пищеварительного сока,
пища хуже и дольше переваривается. В
цивилизованном мире давно известно, что выпить
полстакана жидкости (минеральной воды, сока,
некрепкого чая) лучше перед едой (за 20–30 минут), а
не после нее. В школах же все получается наоборот.
А чай и кофе из баков, которым потчуют школьников
и учителей, часто вообще лучше не пить, даже
испытывая жажду...
Отдельного внимания заслуживает
вопрос витаминопрофилактики учащихся.
Специальные исследования показывают пониженное
содержание витамина С в крови примерно 80%
школьников, витамина А – примерно у 50%
школьников, витамина В1 – примерно у 45%
школьников. Целесообразно давать детям
витаминные препараты особенно с ноября по май.
Хорошо зарекомендовали себя такие препараты, как
ундевит, гексавит, компливит, аэровит.
В последние годы в рацион общего и
лечебного питания населения все активнее
включают биологически активные пищевые добавки
(БАДы) и специальные пищевые комплексы с заданным
составом, способствующие повышению
функциональных возможностей организма.
Профессор Института питания РАМН И.Я. Конь (2000)
предложил: если нет возможности организовать
полноценное питание, то надо обеспечить детей
витаминами, минеральными солями и
микроэлементами: витаминизированными напитками
«Золотой шар» (Россия), «Цедивит» (Хорватия) и др.,
способными восполнять дефицит жизненно важных
пищевых веществ. Рекомендуется прием сиропа
шиповника и рябины с включением важнейших
микроэлементов и йода.
Важную роль для здоровья играет и
качество употребляемой питьевой воды. Не секрет,
что на большей части территории РФ без
дополнительной очистки воду из-под крана пить не
рекомендуется. Валеологами и гигиенистами
разработаны различные схемы очистки воды в
домашних условиях и в учреждениях (фильтрация,
замораживание, отстаивание и т.п.),
промышленность предлагает большой выбор
фильтров. В пищеблоке школы желательно
установить такой фильтр, подобранный с учетом
качества воды именно на данной территории, а
детям запретить пить воду из-под крана (объяснив,
почему это нельзя делать, и обеспечив их
качественной питьевой водой).
Требования к школьной мебели
Школьная мебель должна способствовать
правильной, удобной позе ребенка,
соответствовать его анатомо-физиологическим
особенностям.
В младшем школьном возрасте
отмечается меньшая устойчивость позы по
сравнению со средним и старшим возрастом.
Необходимость волевого удержания позы требует
дополнительных трат энергии. Самая экономичная
на уроке поза – сидя, с минимальным
отклонением центра тяжести от положения
равновесия. Поза с большим наклоном корпуса
приводит к напряжению мышц шеи и спины, учащению
пульса, нарушениям зрения.
При правильном положении тела
устойчивое равновесие и центр тяжести не выходят
за площадь опоры, отсутствует дополнительное
статическое напряжение. Не менее 2/3 длины бедер
должны лежать на сиденье, ноги согнуты в коленях
и тазобедренном суставе под прямым углом.
Признаки правильной позы
учащегося во время занятий (по данным Научного
центра здоровья детей РАМН).
1. За столом (партой). Длина сиденья
стула должна соответствовать длине бедер
ребенка. Высота ножек стула должна равняться
длине голеней. Голеностопный, коленный и
тазобедренный суставы при сидении образуют
прямой угол. Между краем стола и грудной клеткой
сидящего ученика необходимо выдерживать
расстояние, равное ширине кисти ребенка.
2. При письме. Сидеть нужно с
одинаковой нагрузкой на обе ягодицы. Позвоночник
опирается на спинку стула. Предплечья лежат на
поверхности стола симметрично и свободно.
Надплечья находятся на одном уровне. Голова чуть
наклонена вперед. Расстояние от глаз до стола
(тетради, книги) составляет 30–35 см. Тетрадь при
письме должна лежать на столе под углом в 30о.
Левая рука (правая рука у левшей) ученика
поддерживает и двигает тетрадь снизу вверх.
3. При чтении. Поза при чтении в
основном совпадает с позой при письме.
Предплечья симметрично, без напряжения лежат на
поверхности стола (парты), кисти поддерживают
книгу с наклоном по отношению к глазам под углом
в 15о.
4. Стоя. Стоять надо свободно, без
напряжения, с равномерной нагрузкой на обе ноги.
Голову не наклонять, следить за симметричным
положением надплечий, углов лопаток.
Непродолжительные отклонения от
указанных поз нужны для отдыха, расслабления, но
они не должны быть привычными, так как это
приводит к нарушению осанки.
Для определения соответствия школьной
мебели росту учащихся их разделяют на 6 групп, а
маркировка мебели фиксируется номером и цветом
(№ 1 – оранжевый, № 2 – фиолетовый, № 3 – желтый, №
4 – красный, № 5 – зеленый и № 6 – голубой). Если с
подбором мебели возникают затруднения, лучше
посадить учащегося за парту большего размера,
чем требуется. Классные помещения оборудуют
также конторками (методика Базарного), это
позволяет школьникам периодически менять позу с
сидячей на стоячую и наоборот.
(Из книги «Здоровьесберегающие
технологии в работе учителя и школы», 2003 г.)
|