Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №9/2005

Вне урока

«Кричалки» и «молчалки»

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ

У многих учащихся «группы риска» отмечается сниженная самооценка, неуверенность в своих силах, боязнь неудач. Основной метод нейтрализации негативной реакции ребенка на низкие оценки – формирование у него уверенности в своих силах. Целесообразно постоянно акцентировать внимание ребенка на его достижениях, успехах, но ни в коем случае – на неудачах. Пытливый педагог всегда может найти предлог похвалить своего воспитанника.
Для повышения уверенности в себе можно использовать следующие игры и упражнения.

«Восковая скульптура». Дети свободно перемещаются по площадке, выполняя разные движения головой, туловищем, ногами. По команде водящего – «скульптора» – каждый участник должен оставаться в той позе, в какой его оставил «скульптор». Тот, кто пошевелился, выбывает из игры.

«Снежинки кружатся». Дети подражают замедленным движениям снежинок: плавно кружатся. Создается радостное настроение, формируется положительное восприятие окружающего мира. Время выполнения – 2–3 минуты.

«Факиры». Дети сидят на коврике, скрестив ноги по-турецки, руки на коленях, спина и шея расслаблены, глаза закрыты. Звучит спокойная музыка, факиры отдыхают. Время выполнения – 3–4 минуты.

«Фея сна». Дети сидят по кругу. К ним поочередно подходит водящий – Фея сна, касается плеча волшебной палочкой. Все засыпают: закрывают глаза, расслабляют мышцы. Время выполнения – до 5 минут.

«Танец зверушек». Каждый ученик выбирает образ маленького зверька. Каждый зверек во время танца радуется хорошему настроению, ощущению силы и легкости в теле. Время выполнения – 3–5 минут. Эффект упражнения – усвоение чувства спокойствия, умения видеть мир глазами другого.

«Кричалки-шепталки-молчалки». Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это – сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь – «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь – «шепталка»: можно тихо передвигаться и шептаться; на сигнал «молчалка» – синяя ладонь – дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками».

«Сова и звери». Выбирается водящий, он будет совой. Все остальные изображают разных зверюшек: мышей, птичек, лягушат, бабочек, зайчиков и т.д. Ведущий дает команду: «День!» Все «звери» бегают и прыгают. По второй команде: «Ночь!» – все должны замереть и не шевелиться. Сова вылетает на охоту. Любой шелохнувшийся, засмеявшийся или сменивший позу игрок, замеченный совой, становится ее добычей.

«Клубочек». Расшалившемуся ребенку можно предложить смотать в клубочек яркую пряжу. Скажите ему, что этот клубок не простой, а волшебный. Как только он начнет его сматывать, то сразу же успокоится. Когда игра станет для ребенка привычной, он сам будет просить дать ему «волшебные нитки», почувствовав, что огорчен, устал или злится. Размер клубка постепенно может становиться все больше и больше.

Можно также рекомендовать следующие упражнения.

«Шаги тигра». Идет по лесу тигр, ступает мягко, неслышно. Тигр сильный, уверенный в себе, он никого и ничего не боится. Дети входят в образ тигра, чувствуют себя все более уверенно.

«Дровосек». Одновременно с плавным вдохом поднять руки вверх, задержать позу на 5–7 секунд и резко наклониться вперед. Руки резко «бросить» вниз одновременно с выдохом: «Ха!» Выпрямиться, повторить упражнение 2–3 раза.

Поза для расслабления мышц лежа. Лечь на спину, раздвинув стопы ног. Голова затылком касается пола. Руки положить ладонями вверх. Закрыть глаза и расслабиться. Дыхание свободное. Оставаться в этом положении 1–3 минуты. Эффект от выполнения упражнения: поза полезна для расслабления мышц всего тела, формирования чувства уверенности в своих силах, полноценного отдыха.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УМЕНЬШЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ

Если ребенок регулярно сталкивается со стрессовыми ситуациями, рекомендуем выполнять «антистрессовый» комплекс упражнений, состоящий из физических упражнений и дыхательной гимнастики. Как выполнять элементарные приемы психорегуляции? Педагогам рекомендуется рассказать ребенку, для чего выполняется то или иное упражнение, как его можно использовать в конкретной ситуации, привести примеры. Ежедневные психорегулирующие упражнения позволят избежать переутомления даже при высоких учебных нагрузках.

Стойка на одной ноге. Исходное положение – основная стойка. Согнув правую ногу в колене, упереть стопу во внутреннюю часть левого бедра, ближе к паху, руки вверх, соединив ладони. Зафиксировать позу и выдержать ее до 15–30 секунд. Вернувшись в исходное положение, повторить задание, сгибая в колене левую ногу.

Дыхание в быстром темпе. Выполнять через нос в быстром темпе максимально глубокие вдохи и выдохи в 2–3 сериях по 5–7 раз.

Эстафета. Несколько групп выстраиваются в колонны. Перед каждой стоит ряд кеглей. Первый школьник закрывает глаза и, петляя, пытается их обойти, а группа подсказывает ему направление движения. Сложность в том, что, когда все начинают кричать одновременно, выделить из общего шума команды своей группы крайне проблематично.

«Скалолазы». Участники должны пройти вдоль стены, прислоняясь к ней минимум тремя конечностями. Кто оторвал или передвинул одновременно две конечности, считается «сорвавшимся» и возвращается на старт. Побеждает команда, раньше всех добравшаяся до противоположного угла.

«Змейка». Дети идут в колонне от одной стороны площадки к другой, затем поворачивают за направляющим и так несколько раз (насколько позволит площадка). Правила: сохранять в ходьбе указанное построение (дистанции и интервалы). Передвижение лучше выполнять под музыку. В начале игры учитель выполняет роль направляющего. В процессе игры темп ходьбы ускоряется.

«Передай мяч». Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и держа руки за спиной. Можно усложнить упражнение, попросив детей играть с за¬крытыми глазами или использовать в игре одновременно несколько мячей.

Предложенные упражнения при условии их систематического выполнения позволяют укрепить нервную систему и избежать многих осложнений.

 

Юрий Копылов ;
Нина Полянская