Что такое «личность»? Можно ли использовать этот термин применительно к детям? Что должны знать педагоги
и родители о личности ребенка?
Неповторимость каждого
До настоящего времени точного определения понятия «личность» не существует. Лаконично об этом не скажешь, объяснение «потянет» на несколько страниц и все равно не будет корректным и исчерпывающим. Врачи, психологи, педагоги используют этот термин, имея в виду неповторимое сочетание свойств каждого и то впечатление, которое человек производит при общении. При этом подразумевается, что облик человека и его индивидуальные черты как заданы природой, так и являются результатом влияния среды, социальных отношений, воспитания.
Кто-то считает, что личностями можно назвать только людей, достигших выдающихся результатов в определенной области – искусстве, литературе, науке, политике. Леонардо да Винчи, Ф.М. Достоевский, Колумб, Наполеон, Петр Первый, Эйнштейн... Этот список можно продолжать до бесконечности. Однако неповторимой личностью с определенным набором душевных качеств, со свойственными только этому субъекту талантами, направленностью интересов является любой человек, независимо от его социального статуса.
В сложной структуре личности ученые обращают внимание на разные компоненты, однако большинство исследователей главными считают темперамент, характер и способности.
Описано Гиппократом,
подтверждено Павловым
Темперамент – совокупность биологически обусловленных наследственных свойств, таких как уровень активности, преобладающее настроение, эмоциональность, способность к адаптации в изменяющихся условиях. Активность проявляется в целенаправленности, настойчивости в достижении цели, сосредоточенности в длительной работе. Говоря упрощенно, активный человек имеет больше шансов на успех, а вялый заметно ему проигрывает. Очень важны эмоциональная чувствительность, скорость реакций, та или иная изменчивость чувств. К существенным параметрам темперамента относятся экстраверсия или интроверсия. Экстраверсия проявляется открытостью, стремлением к общению и внешним впечатлениям, а интроверсия – противоположными качествами.
Еще в древности Гиппократ выделил 4 типа темперамента. Сангвиники – это уравновешенные, активные, энергичные, способные добиться поставленной цели люди. У холериков, по мнению Гиппократа, избыток желчи в организме, и поэтому они вспыльчивые, несдержанные и гневливые. Добиться желаемого холерикам мешают их неуравновешенность и часто меняющееся настроение. Флегматики, напротив, медлительные, невозмутимые, неизменно спокойные, не терпящие перемен субъекты. Они такие потому, что, как считали врачи древности, у них много слизи (флегмы). У меланхоликов преобладают сниженное настроение, неуверенность, вялость, склонность к панике, ожидание неудач. Это пессимистические натуры, нередко нуждающиеся в психологической поддержке.
Удивительно, но приведенная типология находит подтверждение в трудах Сеченова, Павлова и в работах современных ученых. Изученные И.П. Павловым процессы возбуждения и торможения в сочетании с различной подвижностью, силой и уравновешенностью нервных процессов есть не что иное, как физиологическая основа человеческих темпераментов. К примеру, холерик – тип неуравновешенный, сильный, подвижный, а флегматик – сильный, уравновешенный, инертный. Выделенные в мозгу гормоны, нейромедиаторы, эндорфины – аналоги тех жидкостей, соотношение и количество которых, по мнению Гиппократа, определяет темперамент человека.
Разумеется, не надо делить темпераменты на «хорошие» и «плохие». Ими нас одарила природа, они определяют наше отличие от других. Вместе с тем темперамент является основой для формирования индивидуальных черт характера.
Если темперамент обусловлен биологическими (природными) причинами и в ряде случаев наследуется, то характер формируется социальными факторами, воспитанием, образованием, средой. Главное в характере – направленность интересов, отношение человека к себе и к другим людям, действия, реакции и переживания в определенной ситуации.
Причина –
семейное воспитание
Характер – набор конкретных черт личности, позволяющих оценить субъекта как симпатичного, благородного, «легкого» или «неприятного», «дурного», «тяжелого».
Ведущее значение в становлении характера имеет семейное воспитание. В условиях жесткого контроля и высокой требовательности у ребенка развиваются заниженная самооценка, неуверенность в себе, нерешительность. При эмоциональной холодности, безразличии папы и мамы (воспитание по типу Золушки) появляется недоверчивость, настороженность, иногда жестокость. Отсутствие контроля и внимания со стороны родителей – гипоопека – приводит к вседозволенности, непредсказуемости поступков, нередко к асоциальным проявлениям в подростковом возрасте. Чрезмерная забота о ребенке – гиперопека – формирует пассивность, трудности в общении, недостаточную самостоятельность.
Важной структурной частью личности являются способности. Понятно, что у детей они существенно различаются. Все дети – разные по уровню интеллектуального развития, обучаемости, навыкам воображения, творческого применения полученных знаний. Мне нередко приходится объяснять родителям, что невысокую успеваемость их ребенка в школе не всегда можно объяснить плохими способностями или слабым умственным развитием. Для успехов в школе не меньшее значение имеют познавательные интересы, умение проявить волю, настойчивость, желание трудиться.
Делим на типы
Если при принятии решений человек основывается на логике, если он склонен все планировать, анализировать, сопоставлять, объяснять, то его следует относить к логическому типу. Стремление действовать под влиянием чувств, импульсивность, неожиданность решений, поступки, продиктованные сиюминутными соображениями, свойственны эмоциональному типу.
Познание мира с опорой на реальные ощущения характерно для сенсорного типа, а живое воображение, домысливание и догадки в процессе изменения реальности свойственны интуитивному типу личности.
Люди рационального типа проявляют педантизм, последовательность и методичность в работе, они избегают импровизации и неожиданных перемен. В противоположность им иррационалисты легко трансформируют собственные планы, принимают не всегда взвешенные решения, проявляют непоследовательность в работе и вместе с тем легко перестраиваются и приспосабливаются к меняющимся условиям. Названные психологические типы (рациональный, интуитивный, логический и др.) детально изучены К. Юнгом.
Выделенные И.П. Павловым мыслительный и художественный типы высшей нервной деятельности имеют значительное сходство с типологией Юнга. Следует лишь подчеркнуть, что все, о чем я рассказываю, имеет отношение к психологии здоровой, нормальной личности и может быть использовано в целях самопознания, самосовершенствования и психокоррекционных занятий.
Личность формируется до 20–25 лет. Поэтому детские психиатры не прибегают к диагнозам, указывающим на изменения зрелой личности. Однако в отдельных случаях уже в 3–5 лет врачи замечают симптомы явной личностной аномалии.
Знания об определенных особенностях личности позволяют предсказать поведение ребенка в той или иной ситуации. Это возможно, так как черты характера достаточно стабильны, неизменны, устойчивы, а предполагаемые способы реагирования людей в зависимости от их характера давно описаны.
Полной, удовлетворяющей всех специалистов, типологии личностей не существует. Психологи, чтобы представить характер человека, используют пять основополагающих признаков: экстраверсия–интроверсия, доброжелательность–недоброжелательность, ответственность–безответственность, уравновешенность – эмоциональная неустойчивость, творческие способности – отсутствие познавательного интереса.
Особенности,
которые определяют
нашу жизнь
Ученые уже 150 лет спорят, что важнее для формирования личности – наследственность, то, что заложено матушкой-природой, или воспитание, семейные традиции, условия, в которых растет ребенок, иначе говоря, внешние факторы. Однозначного ответа нет, потому что в развитии детей все имеет значение: хорошая генетика, полноценное питание, доброжелательное отношение близких, полученное образование, мировоззренческие установки. Природные предпосылки очень важны для достижения жизненного успеха: без соответствующих внешних данных не поступить в театральное училище, а без развитой мышечной массы и ловкости не добиться спортивных успехов. И все же мы знаем талантливых актеров, не обладающих привлекательной внешностью. Следовательно, человек – существо особенное, многое в его жизни определяется характером.
Личностные особенности подростка следует учитывать при выборе профессии. Человек вспыльчивый, несдержанный, недисциплинированный вряд ли будет хорошим офицером; застенчивому, робкому, нерешительному трудно выполнять обязанности руководителя; актеру помогают яркая эмоциональность, склонность к демонстративности, театральности поведения. Люди с инертным мышлением, вероятно, не смогут работать авиадиспетчерами, а чувствительные или чрезмерно брезгливые – хирургами.
Известно, что предрасположенность к заболеваниям обусловлена типом личности. Люди с рациональным складом ума, замкнутые, эмоционально неяркие чаще заболевают шизофренией; меланхолики – неврозами; чувствительные, ранимые – депрессиями. Таким образом, личностные особенности играют важную роль в нашей жизни – в учебе, работе, социальных установках, в здоровье и болезни. |