Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №7/2005

Технология

Учитель, не навреди!

Роль оценки знаний и поведения учеников, а соответственно и отметок в обучении исследуется педагогами и психологами давно. Многими авторами признано, что существующая в школе система оценок прежде всего негативно влияет на сам ход урока. Обязательное выставление отметки за ежедневные ответы учащихся незаметно превращает каждый урок в подобие экзамена, сокращает время, необходимое для объяснения учителем нового материала.

Отметки влияют на отношения между учителем и учеником, часто отдаляют учителя от учащихся, порой создают почву для постоянных столкновений, вызываемых обоюдным недоверием, что вредно сказывается на нравственном развитии ученика.

Отметка на практике становится для ребенка источником или радости, или серьезных огорчений, а в некоторых случаях не стимулирует, а тормозит процесс развития ребенка. Ожидая очередной отметки, ученик испытывает постоянное чувство страха, тревоги, а у слабых натур это подавленное состояние может вызвать настоящие психозы и привести к самым прискорбным последствиям. Неприятные чувства, страх перед уроками, учителем, одноклассниками снижают умственную работоспособность школьников на 15–20%. Это кризисное состояние может длиться от нескольких часов до нескольких дней.

Постоянные опасения получить не такую отметку, как ожидаешь, способствуют появлению неуверенности в себе, формируют ощущение неспособности справиться с трудностями, подавляют стремление к самосовершенствованию.

Нельзя порадоваться и за тех детей, которым языком цифр, означающих отметки, по несколько раз в день в течение многих лет повторяют, что они очень умны и прилежны. Дети могут принять относительную оценку за абсолютную и составить о себе мнение, не соответствующее действительности.

Отметка является также главным и единственным средством взаимодействия между школой и семьей: молчаливая цифра отметки ничего не может сказать родителям, но способна вызвать гневную реакцию, если она не соответствует их ожиданиям. В таком случае неприязнь и недоверие переносятся на учителя, выставляющего эти отметки.

Ученик очень хочет получить хорошую отметку, и для этого в ход идут и списывание, и подсказка, и зубрежка, и шпаргалка, и ложь, и лесть. И все ради хорошей отметки.

Традиционная система оценок хоть и является самым распространенным элементом системы образования, однако представляет собой один из способов насилия над ребенком. Этот явно устаревающий метод в педагогике негативно сказывается на психическом и физическом здоровье ребенка.

Необходимым условием современной школы стал поиск новых способов работы с учениками на принципиально новой концептуальной основе.

 

Е. И. Михайлова