Русский музыкальный фольклор можно использовать как главный компонент системы комплексной арт-терапии, которая включает лечение при помощи звука, музыки, движения, рисунков, цвета.
Опыт арт-терапии на основе русского фольклора накоплен в СОШ № 14 г. Мончегорска. Там создана фольклорная студия «Русская сторонка», куда принимаются все желающие дети, независимо от их музыкальных способностей. Главная цель работы студии – всячески содействовать духовному развитию личности ребенка, его целостному оптимистическому мироощущению, развитию в нем особых качеств творческого воображения. Школьники поют русские народные песни, разучивают пляски, игры, хороводы, играют на русских народных инструментах в ансамбле и оркестре.
Музыкальный фольклор увлекает детей в свое собственное пространство и оттуда позволяет увидеть жизнь совсем иначе – чище, чем она порой есть, возвышенней, целостней. Дети связывают с песнями свою радость и начинают петь их не только тогда, когда их попросят, но и когда хочется, когда поет душа.
Рассмотрим результаты исследования, которые проводились в мончегорской школе. Задачи проведенной работы – определить изменения в состоянии здоровья учащихся, которые 3 года занимались в фольклорной студии (2 раза в неделю по часу–полтора).
Организация
исследования
База исследования. Учащиеся 5-го «В» класса СОШ № 14 г. Мончегорска, 18 человек (8 мальчиков, 10 девочек) – исследуемый класс; учащиеся 5-го «А» класса СОШ № 14 г. Мончегорска, 20 человек (11 мальчиков, 9 девочек) – контрольный класс.
Методы исследования
- Наблюдение.
- Статистическая обработка документальных данных (классные журналы, медицинские карты учащихся, журнал учета диспансерных больных, план воспитательной работы).
- Интервьюирование специалистов (инспектор службы охраны труда Управления образования, педиатр детской поликлиники, школьные специалисты – валеолог, психолог, социальный педагог, классные руководители, учителя физкультуры, музыки, начальных классов).
- Анкетирование учащихся и родителей.
- Психологическое тестирование учащихся (метод сигнальных карточек).
- Обобщение и систематизация полученных результатов.
- Сравнительный анализ динамики изменения основных показателей здоровья школьников.
- Представление полученных данных в структурных информационных моделях (таблицы, графики, диаграммы).
Результаты исследования
По определению, принятому Всемирной организацией здравоохранения в 1948 году, здоровье – это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений.
В качестве основных параметров оценки физического здоровья учащихся были приняты следующие показатели: группы здоровья; психоневрологическая патология; заболевания сердечно-сосудистой системы; вегетососудистая дистония; нарушение зрения, нарушение осанки; количество зарегистрированных острых респираторных заболеваний; количество учебных дней и уроков, пропущенных по болезни одним учащимся; уровень развития физических качеств. В результате анализа полученных данных установлено, что количество детей, имеющих I группу здоровья (полностью здоровые дети), в контрольном классе составляет 10%, в исследуемом – 55,6%; количество детей, имеющих III группу здоровья (дети, имеющие декомпенсированные отклонения в здоровье), соответственно – 15% и 5,6%. Таким образом, состояние здоровья детей, занимающихся русским музыкальным фольклором, выгодно отличается в лучшую сторону.
В исследуемом классе среди детей, занима¬ющихся в школьной фольклорной студии 3 года, количество учащихся, имеющих I группу здоровья, составляет 55,6%, что на 16,7% больше, чем среди детей, занимающихся в студии 2 года, и на 20,3% больше, чем среди детей, занима¬ющихся в студии 1 год. Значит, среди детей, занимающихся русским музыкальным фольклором, количество учащихся, имеющих I группу здоровья, с течением времени увеличивается.
В исследуемом классе среди детей, занимающихся в школьной фольклорной студии 3 года, количество учащихся, имеющих III группу здоровья, составляет 5,6%, что на 5,5% меньше, чем среди детей, занимающихся в студии 2 года, и на 6,2% меньше, чем среди детей, занима¬ющихся в студии 1 год. Значит, среди детей, занимающихся русским музыкальным фольклором, количество учащихся, имеющих III группу здоровья, с течением времени уменьшается.
Таким образом, чем дольше по времени школьники занимаются русским музыкальным фольклором, тем лучше состояние их здоровья.
В контрольном классе с течением времени отмечается увеличение количества детей, име¬ющих заболевания нервной системы, так как многочисленные и длительные стрессы обеспечивают мышечные зажимы или спазмы внутренних органов, проявляющиеся в возникновении функциональных неврозов детского и подросткового возраста: нервный тик, энурез, мигрень, утомляемость. В исследуемом классе количество детей, имеющих заболевания нервной системы, стабильно, динамика без изменений. На учете у невропатолога с врожденным заболеванием (эпилепсия) находится 1 человек. В результате анализа полученных данных установлено, что в контрольном классе количество детей, стоящих на учете с психоневрологической патологией, составляет 10%, что на 4,4% больше, чем в исследуемом классе.
В контрольном классе количество детей, имеющих заболевания сердечно-сосудистой системы (функционально-систолический шум, недоразвитость сердечной мышцы), составляет 15%. В исследуемом классе не оказалось детей, имеющих заболевания сердечно-сосудистой системы. Очевидно, правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений при разучивании русских народных песен обеспечивает более качественное функционирование сердечно-сосудистой системы и помогает избежать возникновения патологий.
По данным диспансерного учета, в контрольном классе с увеличением учебной нагрузки отмечается рост количества детей, имеющих вегетососудистую дистонию (нарушение тонуса нервной регуляции сосудов). В исследуемом классе, где дети занимаются русским музыкальным фольклором 3 года, количество детей, имеющих вегетососудистую дистонию, уменьшилось на 5,8% и в настоящее время данная патология отсутствует. В контрольном классе количество детей, имеющих вегетососудистую дистонию, на 15% больше, чем в исследуемом классе. Таким образом, несмотря на увеличение с возрастом учебной нагрузки, в исследуемом классе наблюдается снижение заболеваемости вегетососудистой дистонией.
В контрольном классе фиксируется увеличение нарушений зрения (миопии разных степеней) с 21,7% до 30%, в исследуемом классе – уменьшение нарушений зрения с 23,5% до 16,8%. Количество детей, имеющих нарушение зрения, в исследуемом классе значительно меньше, чем в контрольном (на 13,2%), хотя связать этот результат с занятиями русским музыкальным фольклором довольно сложно.
В контрольном классе отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение осанки, с 4,3% до 10%. В исследуемом классе наблюдается уменьшение количества детей, имеющих нарушение осанки, с 11,8% до 5,6%. В контрольном классе количество детей, имеющих нарушение осанки, значительно больше, чем в исследуемом (почти в 2 раза). Таким образом, несмотря на возрастающую год от года учебную нагрузку, у учащихся формируется хорошая осанка, так как занятия русским музыкальным фольклором способствуют развитию мышц туловища.
При анализе количества зарегистрированных острых респираторных заболеваний было установлено, что в исследуемом классе учащиеся болеют простудными заболеваниями значительно меньше, чем в контрольном; у них также наметилась тенденция к уменьшению заболеваний органов дыхания, что позволяет судить о повышении резистентности организма ребенка к воздействию низкой температуры и других неблагоприятных факторов.
Количество дней, пропущенных по болезни одним учащимся, в исследуемом классе значительно меньше, чем в контрольном. В исследуемом классе, несмотря на увеличение количества зарегистрированных заболеваний, число пропущенных по болезни дней меньше. Таким образом, иммунитет школьников в исследуемом классе лучше, дети выздоравливают быстрее.
Анализ полученных данных об уровне развития физических качеств школьников показал, что в исследуемом классе количество детей, имеющих высокие показатели физического развития (координация движений, выносливость, скорость передвижения, сила), больше, так как дыхательная и сердечно-сосудистая системы учащихся развиты лучше.
Для оценки психоэмоционального благополучия школьников по результатам проведенного анкетирования учащихся и консультаций со школьным психологом была составлена психологическая характеристика контрольного и исследуемого классов.
Методика «Расписание» выявила отношение учащихся к учебным дисциплинам. В контрольном классе высокий рейтинг следующих предметов: природоведение, физкультура, английский язык, математика; в исследуемом классе – музыка, ИЗО, технология, валеология, физкультура. Предмет «музыка» поставили на первое место 15 человек, что составляет 83,3%. В исследуемом классе, где большинство учащихся учатся в школе с интересом, наблюдается увеличение количества детей, успевающих на «4» и «5».
Методика «Незаконченное предложение» выявила эмоциональное отношение к школе, определила уровень школьной тревожности. В контрольном классе он выше почти в 2 раза.
Социометрический эксперимент выявил межличностные отношения в классах. Большинство ребят проучились в коллективе своего класса 4 года. Эти коллективы можно считать сложившимися, а межличностные отношения установившимися. Наиболее сплоченным является исследуемый класс, где количество детей, не принятых коллективом, меньше на 8,9%.
Использование сигнальных карточек на произвольно выбранном фольклорном занятии позволило определить, что состояние заторможенности, дискомфорта снизилось на 16,8%, положительная эмоциональная тональность по окончании занятия увеличилась на 22,4%.
Метод анкетирования выявил снижение уровня усталости учащихся на занятиях. На вопрос «Снимают ли усталость занятия русским музыкальным фольклором?» положительно ответили 17 человек, что составляет 94,4%. Хорошее настроение после занятий у 18 человек, что составляет 100%.
Для оценки социального благополучия школьников по результатам проведенного анкетирования учащихся и консультаций со школьным социальным педагогом был составлен социальный портрет контрольного и исследуемого классов.
Методом нахождения среднего арифметиче¬ского числа был определен уровень творческой и социальной активности учащихся. В исследуемом классе он составил 61,5%, в контрольном – 18,6%. Оказывается, что дети исследуемого класса боле активны, организованны, работоспособны.
По данным анкетирования родителей учеников исследуемого класса, из 18 человек одобрили занятия русским музыкальным фольклором 17, что составляет 89,4%. На вопрос «В чем проявляется влияние фольклора на психофизическое и нравственное здоровье вашего ребенка?» родители ответили:
- ребенок всегда в хорошем настроении, веселый, радостный;
- сын весел и бодр, делится радостными впечатлениями;
- у ребенка приподнятое настроение, стремление сочинить что-либо свое, подобрать музыку;
- дочь постоянно напевает русские народные песни;
- развивается речь моего ребенка;
- ребенок в восторге от праздника, концерта;
- у ребенка улучшается аппетит;
- у дочери часто появляется желание пошутить, посмеяться;
- у сына большое желание посещать занятия в фольклорной студии.
Таблица 1
Психологическая характеристика
контрольного и исследуемого классов (в %)
Таблица 2
Социальный портрет
контрольного и исследуемого классов (в %)
Выводы
Состояние здоровья детей, занимающихся русским музыкальным фольклором, выгодно отличается в лучшую сторону. Чем дольше по времени школьники занимаются русским музыкальным фольклором, тем лучше состояние их здоровья. Количество заболеваний нервной системы не увеличивается, отмечается уменьшение количества детей, имеющих психоневрологическую патологию. На диспансерном учете не зарегистрированы учащиеся по поводу заболеваний сердечно-сосудистой системы. Наблюдается снижение заболеваемости вегетососудистой дистонией. Уменьшается количество детей, имеющих нарушение зрения. Несмотря на возрастающую год от года учебную нагрузку, у учащихся формируется хорошая осанка. Школьники болеют простудными заболеваниями значительно меньше. Иммунитет детей лучше, учащиеся выздоравливают быстрее. Наметилась тенденция к уменьшению числа детей с заболеваниями органов дыхания. Увеличивается количество детей, имеющих высокие показатели физического развития (координация движений, выносливость, скорость, сила).
Коллектив класса можно считать сплоченным. Уровень школьной тревожности невысок. У многих учащихся создана положительная эмоциональная тональность, отмечается хорошее настроение, снижение утомляемости и усталости.
Школьники исследуемого класса социально адаптированы лучше. Они более активны, организованны, работоспособны. Дети участвуют в различных конкурсах, проявляют творческую активность в создании стихов, рассказов, песен, рефератов. У них лучше развиты воображение, фантазия, чувство юмора, радостные эмоции.
Опосредованно отмечается положительное влияние русского музыкального фольклора на родителей учащихся, которые радуются успехам своих детей и их хорошему самочувствию.
Рекомендации
Охрана и укрепление здоровья школьников – задача государственная, требующая объединения усилий медицинских работников, педагогов и родителей. Поэтому выработанные рекомендации будут эффективными, если получат государственную поддержку.
- Расширение сети учреждений, где может быть внедрена фольклорная арт-терапия (школы, детские сады, детские дома, психолого-педагогические центры и центры дополнительного образования, детские музыкальные школы и школы искусств, клубы выходного дня и клубы по интересам). Использование таких мер оздоровления, как фиточай, ароматерапия, дрожжевые напитки, кислородный коктейль, витаминотерапия.
- Укрепление материальной базы школьных учреждений, оснащение их необходимым медицинским оборудованием.
- Организация специальных курсов для преподавателей музыки и музыкальных руководителей детских садов, подготовка новых специалистов.
- Создание фольклорных программ для предмета «музыка» и факультативных занятий, на которых будут актуализированы проблемы здоровьесбережения.
- Использование средств массовой информации для пропаганды лучших образцов русского музыкального фольклора и формирования у школьников установки на здоровый образ жизни.
Литература
- Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – Ленинград, 1973.
- Балашова С.С., Шенталинская Т.С. Музыкальный фольклор и школа // Спутник учителя музыки, сост. Челышева Т.В. – М.: Просвещение, 1993.
- Кириллова А.В. Региональный аспект художественно-эстетического образования: проблемы и находки. – Мурманск: НИЦ «Пазори», 2004.
- Куприянова Л.Л. Русский фольклор. – М.: Мнемозина, 2002.
- Назарова Л.Д. Фольклорная арт-терапия. – СПб.: Речь, 2002.
- Шушарджан С.В. Здоровье по нотам. – М.: Восток – Запад: Синтез, 1994.
ОТ РЕДАКЦИИ. Наверное, ограниченное количество школьников, прошедших исследование, не позволяет сделать выводы о благоприятном влиянии русского фольклора на здоровье детей. Но сама постановка вопроса и серьезный подход к работе заслуживают внимания и уважения. Именно это и послужило основанием для публикации. |