Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №6/2005

Пульс событий

Школа будущего: гармония во всем

Действующие «Школы здоровья» дают хорошие результаты в профилактике многих заболеваний, имеют большое значение в формировании положительного отношения педагогической общественности к приоритетности здоровья и здорового образа жизни, в организации учебно-воспитательного процесса в школах.

За последние годы в России происходит заметный рост заболеваемости среди детей и подростков, 90% из них подвержены тем или иным болезням. Особенно тревожит состояние здоровья детского населения на территориях, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. В этих районах отмечается рост числа болеющих детей и подростков, а так ухудшающаяся ситуация для их психического развития. В рамках федеральной целевой программы «Дети Чернобыля» для психологического оздоровления и улучшения самочувствия детей в Ульяновском, Жиздринском, Хвастовичском, Людиновском, Куйбышевском районах Калужской области действуют на базе муниципальных средних общеобразовательных школ специализированные «Школы здоровья». Они открывались ежегодно (по мере поступления средств из федеральной программы), с таким расчетом, чтобы в них обучалось большинство детей школьного возраста. Так, в школах здоровья Ульяновского и Жиздринского районов обучаются 70% школьников, в трех остальных – свыше 50%. В загрязненных районах работают семь школ, всем им постановлением глав администраций присвоен статус «Школа здоровья». Все школы созданы по оригинальному проекту, разработанному Министерством образования и науки РФ. Цель этого проекта – укрепление здоровья детей в ходе учебного процесса. Школа здоровья не подменяет медицинское учреждение, но она способна эффективно выявлять и предупреждать отклонения в состоянии здоровья, а также позволяет укреплять здоровье адекватно возможностям каждого ребенка. В проекте три блока: медицинский, психологический, педагогический. Между ними предусмотрены тесная взаимосвязь и согласованные действия. В каждой школе имеется свой план оздоровления педагогического и ученического коллектива, составленный в соответствии с проектом «Школа здоровья».

Практика показывает, что работа школ здоровья дает положительные результаты: пропуски занятий учащимися в связи с простудными заболеваниями сократились в два раза; все школы такого типа не закрываются на карантин при эпидемии гриппа; значительно сократилось количество обострений у учащихся диспансерных групп, особенно по заболеваниям органов дыхания, опорно-двигательной системы, желудочно-кишечного тракта, органов зрения. Родители отмечают стабилизацию здоровья школьников, взаимодействие школы и семьи, улучшение состояния школьной среды. По их наблюдениям, у 75–79% учеников здоровье остается стабильным, у 15–20% улучшается и лишь у 5–9% имеются признаки ухудшения.

Из года в год растет удовлетворенность родителей отношениями между учащимися в школе в целом и в каждом классе. Родители также отмечают, что смогли почувствовать реальную заботу государства о здоровье подрастающего поколения. Здесь все проблемы оздоровления решаются в комплексе. Преобразился и облик школ. В помещениях стало уютно и комфортно. В районах эти школы стали наиболее привлекательными. Например, Людиновская «Школа здоровья» ежегодно набирает дополнительные первые классы, дети из других микрорайонов стремятся поступить именно сюда.

По мнению глав муниципальных образований и заведующих отделами образования, действующие «Школы здоровья» дают хорошие результаты в профилактике многих заболеваний, имеют большое значение в формировании положительного отношения педагогической общественности к приоритетности здоровья и здорового образа жизни, в организации учебно-воспитательного процесса в школах.

В январе 2005 года в г. Жиздре Калужской области на базе Жиздринской муниципальной средней общеобразовательной школы № 1 состоялся областной семинар-совещание по проекту «Школ здоровья» на тему «Психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса в рамках протокола совместной деятельности психолога, медика и педагога». Семинар был организован Областным психолого-педагогическим центром г. Калуги. В нем приняли участие руководители и специалисты школьного образования Хвастовичского, Ульяновского, Дудоровского, Жиздринского районов. Участники ознакомились с практикой работы Жиздринской СШ № 1 по проекту «Школа здоровья», обменялись опытом по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках, внеклассных и внешкольных мероприятиях.

Семинар начался с экскурсии по школе. Гости имели возможность подробно ознакомиться со всем оборудованием и методами работы медицинского кабинета, кабинета лечебной физкультуры, психолога. Следующий этап – посещение уроков, в частности открытого урока во 2-м классе, который проводила учитель I категории Н.А. Иванюхина.

Участники семинара были свидетелями урока во 2-м классе «Путешествие в город Здоровейск», психологического занятия «Чувства и эмоции», занятия по ЛФК, спортивного мероприятия «Тропа здоровья», уроков танцев и ритмической гимнастики, ярмарки здоровья. Про ярмарку здоровья хочется рассказать особо. Это – традиционное для школы мероприятие. На больших переменах в актовом зале все желающие могут зайти в устроенные тут же торговые ряды (Блинный, Пирожковый, Тортовый, Компотный...) и приобрести что-нибудь очень вкусное и полезное. Все продукты, которые предлагают дети на ярмарке, приготовлены с любовью мамами, бабушками, ими самими. Никто не уходит без аппетитной покупки. Желающие могут попробовать свои силы в различных конкурсах: пройти с коромыслом, попрыгать со скакалкой, покрутить обруч. Награда каждому – блинчик или пирожок, а также смех, веселое настроение, заряд бодрости...

Вниманию участников семинара-совещания была представлена уникальная панорама уроков, побывав на которых можно было увидеть воплощение принципов использования здоровьесберегающих технологий. Это: динамические паузы и физкультминутки (упражнения на снятие напряжения, гимнастика для глаз, дыхательные упражнения, упражнения для различных групп мышц, артикуляционная гимнастика), разминка для профилактики и коррекции осанки, приемы релаксации (расслабление по контрасту с напряжением при использовании классической музыки), психогимнастика, математические разминки, музыкальные паузы, демонстрация музыкальных композиций с целью создания комфортности на уроках и выработки правильного дыхания для выразительного чтения. Кроме этого, был показан элемент урока «бесконфликтной педагогики» (работа по индивидуальным планам, работа с консультантами, работа в парах).

Панорама уроков показала, что образовательный процесс в школе имеет творческий характер. Каждый учитель ориентируется на личностные особенности ребенка, включает его в творческий процесс. Это служит реализации той поисковой активности, от которой зависит развитие человека, его адаптационный потенциал. Такой подход способствует достижению цели работы школы – развитию личности учащегося, а также снижает вероятность его переутомления. Такие уроки проходят на высоком эмоциональном фоне, сопровождаются тренировкой коммуникативных навыков у учащихся, формируют у ребят чувство ответственности, в том числе и за свое здоровье.

Все участники семинара-совещания отметили высокую креативность и сплоченность коллектива школы, увлеченность общими задачами. Жиздринская школа № 1 действительно может стать примером школы будущего, где физическое, эмоциональное и духовное здоровье учеников и учителей поставлено на первое место и где благотворна сама атмосфера школы.

 

Сергей Белковский