Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №6/2005

Из первых рук

Когда идти учиться

Вопрос о раннем начале обучения детей в школе стал одним из приоритетных в грядущей реформе образования. Предполагается, что дети могут усваивать школьную программу начиная с пятилетнего возраста.
В.В. РУБЦОВЭта идея сразу же нашла как сторонников, так и противников и стала предметом бурных дебатов.
Мы также не смогли остаться в стороне, поскольку все это самым прямым образом касается физического и психологического здоровья детей, и решили познакомить читателей со взглядами на раннее обучение ученых различных специальностей: психологов, педагогов, физиологов, медиков.
Сегодня мы представляем точку зрения доктора психологических наук, действительного члена Российской академии образования, директора Психологического института РАО В.В. РУБЦОВА. Она была изложена в докладе «Современные проблемы психологии образования: возрастной подход», с которым Виталий Владимирович выступил на открытии Первой международной научно-практической конференции «Психология образования: проблемы и перспективы» (16–18 декабря 2004 г., Москва)

Условие формирования развивающей образовательной среды современной школы и теоретическая основа современной психологии образования – возрастной подход к обучению и воспитанию.

Суть этого подхода заключается в том, чтобы при разработке и внедрении различных моделей и технологий обучения, при создании программ и учебников учитывать закономерности психического развития детей, физиологические и психологические особенности и возможности разных возрастных периодов, формирование тех или иных психологических функций и новообразований и роль ведущих типов деятельности в развитии ребенка.

В свое время я руководил группой разработчиков концепции и содержания непрерывного образования при Министерстве образования России, которая занималась дошкольным и начальным звеном обучения. Основным в этой концепции был именно возрастной подход.

Проведенный нами мониторинг показал, что в современных дошкольных учреждениях недооценивается значение игровой деятельности, которая является ведущей для детей дошкольного возраста. В ущерб этому воспитатели чрезмерно увлекаются различными формами обучения. Как правило, в дошкольных учреждениях в непомерно большом объеме используются школьные технологии: фронтальные занятия по отдельным предметам, словесные методы обучения, перегружающие память и утомляющие ребенка, контроль за усвоением знаний. Можно сказать, что происходит недопустимая искусственная акселерация развития ребенка, «овзросление» дошкольного образования.

Параллельно с этим в начальной школе имеет место недопустимое содержательное перенасыщение процесса обучения, при том что отсутствует развитие мотивационной и познавательной сферы детей. Известно, что преждевременное формирование у детей 7–10 лет ряда учебных навыков, например письма, беглого чтения, автоматических навыков использования иностранного языка, не только не способствует усвоению знаний, но прямо тормозит естественное развитие.

В то же время именно целенаправленное формирование в начальной школе познавательной учебной деятельности находится, как правило, вне поля зрения авторов школьных программ и самих педагогов. Эти закономерности никак не учитываются в отношении новых форм обучения детей.

Уже совершенно ясно, что именно недооценка закономерностей развития ребенка, его возможностей и способностей при разработке и выборе вариативных образовательных программ привнесла в дошкольное воспитание увлечение предметным обучением, а в начальную школу – известную многопредметность. Этим во многом объясняется и неоправданный рост требований к детям, поступающим в школу, и снижение качества образования.

В итоге возникает та самая перегрузка школьников, которую остро чувствуют родители и переживают наши дети. Подчеркнем, что именно она в первую очередь является первопричиной ухудшения физического и психического здоровья школьников.

Сказанное имеет самое прямое отношение к сегодняшним взглядам на модернизацию образования. Эти взгляды во многом вовсе игнорируют законы возрастной педагогической психологии. Такое положение не может нас, конечно, удовлетворять.

Возьмем, к примеру, начало школьного обучения детей с 5 лет. Очевидно, что такая постановка вопроса приведет к разрушению детства. Об этом давно писали наши известные психологи, в частности Д.Б. Эльконин, который еще в 1984 г. резко выступил против обучения детей с 6 лет.

Сейчас прозвучало мнение, что ребенок должен прийти в школу в 5 лет. Это при том, что там совершенно не созданы условия для длительного пребывания детей такого возраста. Директор Института коррекционной педагогики Николай Николаевич Малофеев высказался на этот счет вполне конкретно: «Можете радоваться – количество наших клиентов сильно увеличится!»

Несформированность у пятилеток учебной мотивации не позволяет им начать нормальное обучение. Многочисленные исследования психологов и педагогов доказывают, что одно только наличие знаний не определяет успешности обучения. Гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

Основной целью подготовки к обучению должно стать формирование у дошкольников именно тех качеств личности, которые прежде всего необходимы для овладения учебно-познавательной деятельностью: развитие любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности.

Иначе говоря, если ставить во главу угла возрастной подход к обучению и воспитанию детей, становится понятным, что главным в системе непрерывного образования должны стать согласованность всех звеньев этой системы на каждом ее этапе, соотнесение целей, задач, методов и форм организации учебно-воспитательного процесса с возрастными особенностями детей. Только тогда становится возможным обеспечение преемственности развития каждого ребенка на каждом этапе школьного образования.

В качестве основных факторов, обеспечивающих преемственность в развитии ребенка, можно назвать:

– учет особенностей каждого возрастного этапа, опору на достижения предыдущего этапа развития (здесь одинаково неоправданны как инфантилизация, так и «забегание» вперед);

– индивидуализацию образования, учет способностей, интересов, темпов продвижения каждого ребенка, создание условий для его развития независимо от уровня исходной подготовленности, т.е. всего того, что нужно самому ребенку, чтобы двигаться вперед.

С учетом этого необходимо выделить приоритеты в содержании образования на каждом этапе школьного детства с учетом знаний возрастной и педагогической психологии развития личности ребенка. Кроме того, необходимо определить на этой основе психологические и педагогические условия реализации непрерывного образования, обозначить вклад каждой образовательной области в процессы социализации и развития личности детей, дать возрастные характеристики ребенка к началу и к концу его обучения в школе.

Следует обратить внимание на своеобразие и уникальную роль начальной школы и начального образования в системе возрастного развития детей. Без формирования в начальной школе навыков полноценной учебно-познавательной работы, без сохранения особой познавательной мотивации, без становления самосознания и самооценки ребенка как субъекта новой для него деятельности – учения нельзя строить начальное образование – базу всего последующего обучения.

Что же можно сделать, чтобы реально, не на словах, а на деле реализовать концепцию содержания непрерывного образования с учетом возрастного и личностного подходов? Очевидно, что изменения, происходящие в начальной школе, в частности увеличение сроков обучения с 3 до 4 лет, раннее введение иностранных языков, усвоение навыков информатики не меняют существа дела. Мы по-прежнему столкнемся с перегрузками детей в процессе обучения. Только оттого, что материал растянут во времени, ребенок не будет лучше усваивать его. Мы по-прежнему будем свидетелями угасания мотивации обучения у детей при переходе из класса в класс.

При этом именно наличие или отсутствие мотивации к учебной деятельности определит, будет или нет учиться конкретный ребенок, а следовательно, будет ли он действительно развиваться в соответствии с имеющимся у него ресурсом: способностями, возможностями, склонностями, интересами. А в конечном счете – будет ли он действительно личностно, психологически и физически здоров.

Материал подготовила Ольга РЕШЕТНИКОВА

 

Ольга Решетникова