Вопрос о раннем начале обучения
детей в школе стал одним из приоритетных в
грядущей реформе образования. Предполагается,
что дети могут усваивать школьную программу
начиная с пятилетнего возраста.
Эта идея сразу же нашла как
сторонников, так и противников и стала предметом
бурных дебатов.
Мы также не смогли остаться в стороне, поскольку
все это самым прямым образом касается
физического и психологического здоровья детей, и
решили познакомить читателей со взглядами на
раннее обучение ученых различных
специальностей: психологов, педагогов,
физиологов, медиков.
Сегодня мы представляем точку зрения доктора
психологических наук, действительного члена
Российской академии образования, директора
Психологического института РАО В.В. РУБЦОВА. Она
была изложена в докладе «Современные проблемы
психологии образования: возрастной подход», с
которым Виталий Владимирович выступил на
открытии Первой международной
научно-практической конференции «Психология
образования: проблемы и перспективы» (16–18
декабря 2004 г., Москва)
Условие формирования развивающей
образовательной среды современной школы и
теоретическая основа современной психологии
образования – возрастной подход к обучению и
воспитанию.
Суть этого подхода заключается в том,
чтобы при разработке и внедрении различных
моделей и технологий обучения, при создании
программ и учебников учитывать закономерности
психического развития детей, физиологические и
психологические особенности и возможности
разных возрастных периодов, формирование тех или
иных психологических функций и новообразований
и роль ведущих типов деятельности в развитии
ребенка.
В свое время я руководил группой
разработчиков концепции и содержания
непрерывного образования при Министерстве
образования России, которая занималась
дошкольным и начальным звеном обучения. Основным
в этой концепции был именно возрастной подход.
Проведенный нами мониторинг показал,
что в современных дошкольных учреждениях
недооценивается значение игровой деятельности,
которая является ведущей для детей дошкольного
возраста. В ущерб этому воспитатели чрезмерно
увлекаются различными формами обучения. Как
правило, в дошкольных учреждениях в непомерно
большом объеме используются школьные
технологии: фронтальные занятия по отдельным
предметам, словесные методы обучения,
перегружающие память и утомляющие ребенка,
контроль за усвоением знаний. Можно сказать, что
происходит недопустимая искусственная
акселерация развития ребенка, «овзросление»
дошкольного образования.
Параллельно с этим в начальной школе
имеет место недопустимое содержательное
перенасыщение процесса обучения, при том что
отсутствует развитие мотивационной и
познавательной сферы детей. Известно, что
преждевременное формирование у детей 7–10 лет
ряда учебных навыков, например письма, беглого
чтения, автоматических навыков использования
иностранного языка, не только не способствует
усвоению знаний, но прямо тормозит естественное
развитие.
В то же время именно целенаправленное
формирование в начальной школе познавательной
учебной деятельности находится, как правило, вне
поля зрения авторов школьных программ и самих
педагогов. Эти закономерности никак не
учитываются в отношении новых форм обучения
детей.
Уже совершенно ясно, что именно недооценка
закономерностей развития ребенка, его
возможностей и способностей при разработке и
выборе вариативных образовательных программ
привнесла в дошкольное воспитание увлечение
предметным обучением, а в начальную школу –
известную многопредметность. Этим во многом
объясняется и неоправданный рост требований к
детям, поступающим в школу, и снижение качества
образования.
В итоге возникает та самая перегрузка
школьников, которую остро чувствуют родители и
переживают наши дети. Подчеркнем, что именно она
в первую очередь является первопричиной
ухудшения физического и психического здоровья
школьников.
Сказанное имеет самое прямое
отношение к сегодняшним взглядам на
модернизацию образования. Эти взгляды во многом
вовсе игнорируют законы возрастной
педагогической психологии. Такое положение не
может нас, конечно, удовлетворять.
Возьмем, к примеру, начало школьного
обучения детей с 5 лет. Очевидно, что такая
постановка вопроса приведет к разрушению
детства. Об этом давно писали наши известные
психологи, в частности Д.Б. Эльконин, который еще
в 1984 г. резко выступил против обучения детей с 6
лет.
Сейчас прозвучало мнение, что ребенок
должен прийти в школу в 5 лет. Это при том, что там
совершенно не созданы условия для длительного
пребывания детей такого возраста. Директор
Института коррекционной педагогики Николай
Николаевич Малофеев высказался на этот счет
вполне конкретно: «Можете радоваться –
количество наших клиентов сильно увеличится!»
Несформированность у пятилеток
учебной мотивации не позволяет им начать
нормальное обучение. Многочисленные
исследования психологов и педагогов доказывают,
что одно только наличие знаний не определяет
успешности обучения. Гораздо важнее, чтобы
ребенок умел самостоятельно их добывать и
применять.
Основной целью подготовки к обучению
должно стать формирование у дошкольников именно
тех качеств личности, которые прежде всего
необходимы для овладения учебно-познавательной
деятельностью: развитие любознательности,
инициативности, самостоятельности,
произвольности.
Иначе говоря, если ставить во главу
угла возрастной подход к обучению и воспитанию
детей, становится понятным, что главным в системе
непрерывного образования должны стать
согласованность всех звеньев этой системы на
каждом ее этапе, соотнесение целей, задач,
методов и форм организации
учебно-воспитательного процесса с возрастными
особенностями детей. Только тогда становится
возможным обеспечение преемственности развития
каждого ребенка на каждом этапе школьного
образования.
В качестве основных факторов,
обеспечивающих преемственность в развитии
ребенка, можно назвать:
– учет особенностей каждого
возрастного этапа, опору на достижения
предыдущего этапа развития (здесь одинаково
неоправданны как инфантилизация, так и
«забегание» вперед);
– индивидуализацию образования, учет
способностей, интересов, темпов продвижения
каждого ребенка, создание условий для его
развития независимо от уровня исходной
подготовленности, т.е. всего того, что нужно
самому ребенку, чтобы двигаться вперед.
С учетом этого необходимо выделить
приоритеты в содержании образования на каждом
этапе школьного детства с учетом знаний
возрастной и педагогической психологии развития
личности ребенка. Кроме того, необходимо
определить на этой основе психологические и
педагогические условия реализации непрерывного
образования, обозначить вклад каждой
образовательной области в процессы социализации
и развития личности детей, дать возрастные
характеристики ребенка к началу и к концу его
обучения в школе.
Следует обратить внимание на
своеобразие и уникальную роль начальной школы и
начального образования в системе возрастного
развития детей. Без формирования в начальной
школе навыков полноценной учебно-познавательной
работы, без сохранения особой познавательной
мотивации, без становления самосознания и
самооценки ребенка как субъекта новой для него
деятельности – учения нельзя строить начальное
образование – базу всего последующего обучения.
Что же можно сделать, чтобы реально, не
на словах, а на деле реализовать концепцию
содержания непрерывного образования с учетом
возрастного и личностного подходов? Очевидно,
что изменения, происходящие в начальной школе, в
частности увеличение сроков обучения с 3 до 4 лет,
раннее введение иностранных языков, усвоение
навыков информатики не меняют существа дела. Мы
по-прежнему столкнемся с перегрузками детей в
процессе обучения. Только оттого, что материал
растянут во времени, ребенок не будет лучше
усваивать его. Мы по-прежнему будем свидетелями
угасания мотивации обучения у детей при переходе
из класса в класс.
При этом именно наличие или отсутствие
мотивации к учебной деятельности определит,
будет или нет учиться конкретный ребенок, а
следовательно, будет ли он действительно
развиваться в соответствии с имеющимся у него
ресурсом: способностями, возможностями,
склонностями, интересами. А в конечном счете –
будет ли он действительно личностно,
психологически и физически здоров.
Материал подготовила Ольга
РЕШЕТНИКОВА
|