Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №5/2005

Из первых рук

Европейский проект для России

3 и 4 февраля в Москве состоялась заключительная конференция «Здоровые дети – здоровое будущее», посвященная подведению итогов работы проекта «Обучение здоровью в образовательных учреждениях РФ»

Проект, который финансирует Европейский союз и реализуют компании EPOS (Германия) и SOCON (Финляндия) в сотрудничестве с Министерством образования и науки РФ, стартовал в нашей стране в апреле 2003 года. Его задача – интегрировать различные учреждения (министерства, университеты, институты повышения квалификации) и системы образования в программу сохранения здоровья детей в школе. Обращаясь к участникам конференции, приехавшим из 50 регионов России, – сотрудникам Министерства образования и науки РФ, преподавателям университетов и школ, представитель Евросоюза Ханс Схоф отметил, что идеи проекта повлияли на сознание учеников и учителей, и выразил надежду, что результаты двухгодичной работы вызовут цепную реакцию в системе образования. «Надеюсь, что ваше участие в конференции будет продолжением, а не концом цепной реакции», – сказал он.

Первые итоги

За 27 месяцев в проекте «Обучение здоровью» приняли участие 25 школ и 17 000 школьников из пилотных регионов России (Москва, Ростов-на-Дону, Чувашия, Псков, Татарстан); открылось пять региональных центров обучения здоровью; созданы школьные команды здоровья в соответствии с моделью ВОЗ; проводятся ежегодные конференции; организовано 40 небольших библиотек, подготовлено к изданию большое количество материалов по обучению здоровью – как для профессионалов, так и для школьников и их родителей. Пакеты тематиче¬ских материалов будут отправлены в 1500 школ в 20 регионах России. Новым подходам и методам преподавания обучились 2000 учителей школ и 200 педагогов профессиональных учебных заведений. Эксперт Риикка Петсонен уточнила, что для школьных медицинских работников были организованы отдельные курсы. 136 медсестер и врачей, фельдшеров и социальных работников изучали различные аспекты здоровья, современные интерактивные методы обучения здоровью, совершенствовали медиаграмотность... Они получили практические руководства и материалы по половому воспитанию, профилактике ВИЧ/СПИДа.

«Самые благие начинания, как фруктовые деревья, умирают без поддержки и заботы, – резюмировала руководитель проекта доктор наук Сейя Сихвола (Финляндия). – Время покажет, насколько серьезно власти России относятся к укреплению здоровья детей и молодежи».

Новое в образовании

Из Министерства здравоохранения и социального развития РФ на конференции не было никого. А представитель Министерства образования и науки РФ Сергей Смирнов сообщил о приоритетных направлениях развития общего образования в России. Это внедрение новых информационных, педагогических и здоровьесберегающих технологий, переподготовка учителей и руководства школ. Планируется снизить недельную нагрузку учащихся на 15%, обеспечить доступность дополнительного образования и развитие профильного обучения. И еще – введение 12-летнего образования. Дети пойдут в школу в пять лет. Правда, предполагается, что это будет необязательное обучение.

Эта информация вызвала недоумение зала. Во-первых, это очень дорого, даже Дания и Япония, одни из самых богатых стран в мире, считают, что больше девяти классов обязательного образования они не могут себе позволить. Во-вторых, не выльется ли это в «монетизацию» образования при отсутствии государственных дотаций на организацию питания детей в школе, их дневного отдыха?..

Любить и быть любимым

Директор компании SOCON доктор наук Паулиина Аарва представила «Школьную модель благосостояния», разработанную финскими учеными. Ключевые слова этой модели: «иметь», «любить и быть любимым», «существовать».

Благосостояние – это возможность удовлетворить не только свои основные, жизненно важные, но и субъективные потребности. Если рассматривать школьную жизнь на основе этой модели, то материальные условия в школе можно обозначить словом «иметь». «Любить и быть любимым» – это отношения между учениками, преподавателями, родителями. «Существовать» – это возможности, которые школа предоставляет детям для самовыражения: участие в принятии решений, положительный опыт, который ребенок получает в процессе обучения, уважение со стороны преподавателей и родителей, возможность заниматься любимым делом. Четвертый элемент данной модели – состояние здоровья в традиционном (можно измерить) и в субъективном понимании. Кроме этого, очень важны: образовательный процесс в школе, окружающая среда, семья, общество, политика страны. Дети живут хорошо только тогда, когда представлены все эти компоненты благополучия.

В декабре 2003 года среди школьников был проведен социологический опрос (9 пилотных и 5 контрольных школ), его повторили в декабре 2004 года (20 пилотных и 5 контрольных школ). Ребятам предложили анонимно ответить на 39 вопросов, в том числе дать объективную (хронические болезни, лишний вес) и субъективную (наличие ежедневных болевых симптомов, самочувствие) оценку своего здоровья. Оказалось, что если объективное состояние здоровья детей пилотных и контрольных школ различается ненамного (хроническими заболеваниями в пилотных школах страдают 27%, а в контрольных – 30% детей), то субъективно дети этих школ воспринимают свое состояние по-разному (на ежедневную усталость жалуются 29% детей из пилотных школ и 36% – из контрольных, на постоянную напряженность – соответственно 19% и 24%). Значит, в школах, где заботятся о здоровье детей, им живется легче.

Модель как основа

Эксперт Любовь Шатохина (Россия) описала этапы внедрения проекта. Сначала в пилотных школах прошли презентации и «круглые столы». Новые подходы в обучении здоровью вызвали живой интерес участников – в каждом регионе образовались инициативные группы. На семинарах-тренингах (250 часов) было подготовлено 26 региональных тренеров. Они сделали следующий значительный шаг – за 6 месяцев обучили педагогические коллективы пилотных школ. Для успешной работы очень важно, чтобы все учителя школы освоили интерактивные формы и методы преподавания, иначе та атмосфера, которую старательно создает один учитель на своем уроке, будет разрушаться на уроках его коллег.

«Мы не предлагаем нашу модель как единственно верную. То, что было хорошо в одной школе, может плохо приживаться в другой», – подчеркнула эксперт. Поэтому каждой школе предоставлена возможность идти своим путем. Школьные комитеты разработали учебно-тематические планы, где были учтены типичные для этой местности заболевания, материальные ресурсы школы... Учителя сами принимали решения о том, что нужно изменить в проекте, если это было необходимо.

«Пора переходить от пилотных проектов к внедрению подобных программ во всех школах страны, от мини-вливаний в отдельные предметы – к законному месту в школьном расписании», – уверена Любовь Шатохина.

Коллеги

В рамках конференции работало несколько секций, например «Взаимодействие педагогов и школьных медицинских работников». После интерактивного обсуждения участники секции пришли к общему мнению, что совместной работе специалистов мешает низкая материальная заинтересованность, подчинение разным ведомствам (необходимо, чтобы школьный врач подчинялся Министерству образования). Школьным медицинским работникам должен идти непрерывный стаж, учитываться выслуга лет и т.д., так же как и врачам поликлиник. Некоторую информацию дети лучше воспринимают из уст медика, нежели педагога, поэтому врачи должны пройти курс педагогики и психологии и получить лицензию на проведение образовательной работы. А главное, все работающие в школе должны иметь общие взгляды на проблему сохранения здоровья детей.

«Обучение здоровью детей начинается с подготовки учителей», – считает эксперт проекта профессор Инта Мара Рубана (Латвия). В вузах страны появились специальности «учитель спорта и здоровья» и «учитель здоровья» дополнительно к другой квалификации. Студенты изучают общую и возрастную психологию, основы гигиены, анатомии и физиологии, генетики, профилактики зависимостей, теорию и методику обучения здоровью. Среди их будущих обязанностей – формирование индивидуальной концепции обучения здоровью.

Эко-дом

Заинтересовало слушателей выступление немецкого учителя Райнхарда Пиеча. В школе имени Вёлера (Франкфурт) первые попытки ввести экологию в обучение были предприняты еще в 1984 году. Сейчас программа «С природой к аттестату зрелости» интегрирована в средних классах школы в уроки биологии, химии, физики, а в старших – выделена в отдельный урок. Проводятся дискуссии о питании, ведется борьба с курением и пристрастием к алкоголю (с 1 января 2005 года законом запрещено курение в школе). Старшеклассники – «энергетические агенты» контролируют расход тепла и электроэнергии в школе (мэрия города возвращает 50% сэкономленных денежных средств). Ребята стараются использовать многоразовую тару для напитков, отказались от пластиковой посуды.

Учителя и школьники разработали проект и построили «экологический» дом на месте старого сарая. Конечно, и спонсоры участвовали, и родители помогали в расчетах и строительстве. Для изоляции стен использовали экологически чистые материалы (пробку, хлопок, старую бумагу, коноплю). Энергию для отопления и освещения здания дают солнечные батареи, установленные на крыше. Сейчас на крыше обустраивается еще и стеклянная пирамида теплицы. В доме есть комната для занятий, большой холл, буфет со здоровым питанием. Рядом находятся сад и пасека, за ними ухаживают ученики 5–10-х классов.

«Дети играют главную роль в школе, а мы, учителя, должны лишь способствовать тому, чтобы дети добровольно участвовали в программе, тогда результаты будут достоверны и очевидны», – убежден Райнхард Пиеч.

Проект близится к своему завершению. Пилотные образовательные учреждения уже работают самостоятельно. Администрация и учителя стали рассматривать школу как сложную систему, в которой взаимодействие в процессе обучения происходит на трех уровнях: биологиче¬ском, психо-эмоциональном и социальном. При этом необходимым условием успеха является совместная работа учителей и учеников. Сотрудничество между центрами обучения здоровью продолжится с помощью сайта в Интернете. Значит, несмотря на то что сам проект завершится, обучение здоровью будет продолжаться.

«У детей и подростков должна быть личная ответственность за свое здоровье, не надо перекладывать ее на родителей, учителей или врачей», – полагает Нурия Насыбуллина, врач из Казани. А вот мнения старшеклассников из пилотных школ: «Я поняла, что здоровье нужно мне самой!», «Спасение утопа¬ющих – дело рук самих утопающих. После курса обучения здоровью у нас появился надежный спасательный круг», «Взаимоотношения с учителями улучшились», «Любовь и дружба – это тоже здоровье».

 

Нина Семина