Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №4/2005

Вместе с психологом

Два полюса настроения

На собственное настроение и настроение близких обращают внимание все люди, даже не наделенные особой наблюдательностью и не склонные к самоанализу. «Мне грустно, тоскливо», – говорим мы. Или: «Веселый человек. Был сегодня в ударе...»

Колебания в пределах нормы

Настроение – это неглубокое, изменчивое состояние чувственной, или, по-научному, аффективной, сферы. Оно характеризует внутреннее эмоциональное состояние человека и может определяться физическим состоянием (самочувствием) и разнообразными психологическими моментами: чувством удовлетворенности, уверенности в себе, возможности достичь желаемого, ощущением гармонии, полноты жизни.

Настроение может быть нормальным, пониженным, депрессивным или повышенным, приподнятым, маниакальным.

Диапазон изменений настроения велик, но главное, что отличает здорового человека, – это способность управлять своим настроением и адекватно выражать его. А психиатры имеют дело с состояниями беспричинного, немотивированного изменения настроения, случаями, когда оно меняется без видимого внешнего повода, «просто так». При этом пациент теряет возможность контролировать собственные аффекты и зачастую ощущает психическое неблагополучие или убежден, что неизлечимо болен.

Следует подчеркнуть, что депрессии и мании при болезнях не имеют ничего общего с «плохим» и «хорошим» настроением здоровых людей. Кстати, и сами пациенты чувствуют отличие болезненных нарушений настроения от его нормальных колебаний.

Маятник пошел вниз

Различных видов депрессии – великое множество. Только перечисление их обозначений заняло бы немало места. Читателям достаточно знать, что все депрессии характеризуются тремя основными признаками. Во-первых, отчетливым снижением настроения, утратой интереса к жизни, появлением чувства вины и тревоги. Во-вторых, замедленным протеканием мыслительных процессов, затруднениями в умственной деятельности. В-третьих, двигательной заторможенностью, моторной неловкостью и снижением активности.

Эмоциональные нарушения встречаются при многих психических заболеваниях у детей и подростков. Из-за незрелости детской психики проявления депрессий и маний у детей стерты и малозаметны. Классические, привычные для взрослых формы встречаются не так часто.

У детей до трех лет депрессивные состояния выражаются вялостью, плачем, двигательным беспокойством, отсутствием интереса к окружающему, отказом от игры. Нередко дети с трудом засыпают или спят тревожно. У них, как правило, снижается аппетит, и они заметно худеют. Иногда в депрессивном состоянии у детей наблюдаются стереотипные привычные действия, например раскачивание перед засыпанием. Считается, что чаще всего патологически сниженное настроение у малышей возникает из-за длительной разлуки с матерью. Депрессивное состояние у детей первых лет жизни неизбежно ведет к снижению иммунитета, частым простудным и инфекционным заболеваниям. Если депрессия или мания приобретают затяжной характер, то психическое развитие ребенка происходит с задержкой.

До 8–10 лет депрессии проявляются монотонно-безрадостным настроением, вялостью, медлительностью, грустным и печальным выражением лица. Нередко у детей возникают недержание мочи или кала, нарушение сна, аппетита, потливость и дрожание рук, ознобоподобная дрожь. Довольно часто дети жалуются на неприятные ощущения в теле, страхи старости, смерти или сумасшествия. Детям свойственны утрата жизнерадостности, неуверенность в будущем, трудности в освоении школьного материала. Других, более ярких проявлений депрессивных состояний у дошкольников и младших школьников может и не наблюдаться. Лишь позже, к переходному возрасту, нарушения настроения приобретают типичный вид.

Как и взрослые, ребята постарше жалуются на сниженное, тоскливое настроение, ощущение «камня на сердце», чувство беспросветности, неверие в выздоровление. Наблюдаются характерные колебания настроения: утром дети чувствуют себя хуже, чем вечером. В депрессивном состоянии они говорят о своей малоценности, занимаются самообвинениями и самоуничижением. Утверждают, что неспособны совершить хороший поступок, виноваты перед родителями, в прошлом наделали много ошибок.

Иногда пониженному настроению сопутствует тревога. Она выражается в состоянии безнадежности, напряженно-беспокойного ожидания. Нередко тревогу вызывает беспокойство о своем здоровье, ребенок с повышенным вниманием относится к обследованиям, процедурам, лечению.

Постоянное внутреннее напряжение, опасения за свое здоровье могут сохраняться до 4–6 месяцев. В редких случаях у таких детей возникают приступы паники: их мучают сильное сердцебиение, головные боли, колебания артериального давления. Частота панических приступов варьируется от нескольких за день до одного в несколько месяцев. В дальнейшем формируется страх повторения приступов с развитием особых форм защиты: дети боятся выходить из дома, избегают большого скопления людей, дальних поездок. Страхи и тревожные состояния зачастую осложняются депрессией.

Попытки самоубийства

К депрессиям врачи относятся серьезно еще и потому, что в этих состояниях нередко возникают мысли о смерти или самоубийстве. Опасность самоубийства увеличивается в подростковом возрасте. В депрессивном состоянии весь мир воспринимается подростками в темных тонах, они страдают от чувства глубокой тоски, отчаяния и безысходности. При отсутствии доверительных отношений со сверстниками, душевной глухоте родных и близких подросток может решиться на этот роковой шаг.

При депрессиях пациенты могут долго и тщательно готовиться к самоубийству, скрывая свои планы от близких. Девочки пытаются отравить себя лекарствами, мальчики – повеситься или разбиться. Хотя основой самоубийства является патологически сниженное настроение, «пусковым механизмом» может быть разочарование, обида, конфликт со сверстниками, драматическая юношеская любовь, ревность, преувеличенная озабоченность подростка своей внешностью или состоянием собственного здоровья. В связи с высоким риском самоубийств все пациенты с депрессиями нуждаются в неотложной консультации врача-психиатра и энергичном лечении в психиатрической клинике.

Я вспоминаю свою пациентку, 12-летнюю Лену. Она приняла большое количество разных лекарств, и в течение двух дней у нее наблюдалось глубокое и опасное нарушение сознания. В результате активных усилий врачей девочка пришла в себя и рассказала, что проглотила все лекарства, которые нашла в квартире. Решила отравиться, потому что ей не хотелось жить, она чувствовала себя никому не нужной, испытывала тоску и безрадостное настроение.

При осмотре она сидела, низко опустив голову, отвечала лаконично, жаловалась, что ей скучно, нет ни к чему интереса. Особенно плохо утром, к вечеру настроение несколько улучшается. Не верит в выздоровление и «боится за себя».

Лена всегда была замкнутой, быстро уставала, нередко жаловалась на головные боли и вялость, тошноту по утрам. Вспоминала, что настроение стало изменчивым с 9 лет. Ухудшение связывала с поведением отца: оказалась невольной свидетельницей его сексуальных притязаний в отношении старшей сестры. Была огорчена увиденным, много думала о «низости человеческой натуры». Часто плакала, плохо спала, чувствовала себя нездоровой. С тех пор состояния пониженного и повышенного настроения чередовались. Повышенное настроение сопровождалось говорливостью, взбудораженностью, приливом сил. Оно сохранялось две-три недели и сменялось депрессией. Периоды пониженного настроения были более продолжительными – около 2 месяцев.

Стертые формы

Врачи редко наблюдают такие глубокие депрессии, как у Лены. Сейчас мы часто видим стертые депрессивные состояния, при которых пациенты не жалуются на пониженное настроение, а обращаются к врачам в связи со слабо¬стью, ознобом, головокружением, усталостью, ухудшением аппетита, болями в различных частях тела. Хирурги, педиатры, эндокринологи ищут и иногда находят «свои» болезни, но в действительности подобные жалобы объясняются сниженным настроением. Назначение лекарств стимулирующего, бодрящего свойства в таких случаях, как правило, существенно улучшает состояние ребенка.

Иногда депрессия у подростков проявляется плохим поведением. Угрюмость, озлобленность, тяга к алкоголю и наркотикам, агрессивность и конфликтность подростка обусловлены патологическим снижением настроения в связи с неблагополучной ситуацией или психическим заболеванием. При этом подростки зачастую не предъявляют жалоб на угнетенное, подавленное настроение, главным признаком депрессии является как раз подобное, «отклоняющееся» поведение.

При каких заболеваниях чаще встречаются состояния с патологическим снижением настроения? Прежде всего – при неврозах. Тяжелые психотравмы: потеря близких, помещение в «нелюбимое» детское учреждение, школьные неудачи – могут привести к депрессии. В некоторых случаях происходит постоянное чередование периодов повышенного и пониженного настроения. Так бывает при маниакально-депрессивном психозе. Затяжные депрессии, большей частью с тревогой и идеями самоуничижения, нередки при шизофрении. Разумеется, мании и депрессии при названных заболеваниях имеют характерные признаки, однако это тема отдельного рассказа.

Опасная веселость

На хорошее настроение не принято жаловаться. Поэтому маниакальные состояния в практике не так легко распознаются. Так же как депрессии, маниакальные состояния характеризуются тремя основными признаками: повышенным настроением, двигательным возбуждением и оживленным, ускоренным мышлением. Выраженность отдельных симптомов различна, сохраняются лишь типичные для детского возраста изменения в поведении. Пациенты с маниакальным, экспансивным настроением обнаруживают полет и легкость мыслей, завышенную самооценку, короткий, глубокий сон, необычайную двигательную активность, неутомимость, наличие идей собственной значительности и могущества.

Субъектов с повышенным настроением видно издалека, что называется «с порога». Они стараются ярко и вычурно одеваться, делают немыслимые прически, ярко красятся, громко говорят, энергично жестикулируют. Юноши и девушки легко знакомятся, вступают в случайные половые связи, бездумно соглашаются на любые авантюры.

Отчетливые признаки маниакального состояния наблюдаются преимущественно у подростков. Распознать манию у малыша трудно. О мании у дошкольника можно думать, наблюдая несвойственные малышу длительную эйфорию, дурашливость, веселость, суетливость, двигательную расторможенность. Такой ребенок не доводит до конца ни одно начатое дело, отвлекается, проявляет непослушание, грубую шаловливость и конфликтность. Дети при этом гримасничают, кривляются, поют, декламируют, много говорят.

У детей школьного возраста двигательное беспокойство и непродуктивная веселость иногда дополняются «игрой ума»: ребята пишут стихи, сочиняют какие-то небылицы, изобретают. В маниакальном состоянии дети говорят о «прекрасном, превосходном» настроении, всем довольны, дают лестные оценки окружающим, находятся в восторженном ожидании будущих перемен. Реже у них наблюдается так называемая «гневливая мания» – с грубостью, агрессивностью, злобностью.

Маниакальное состояние указывает на более серьезное расстройство, чем появление депрессии. С врачебной точки зрения, устойчивая веселость, эйфория, беспечность у пациента оценивается тяжелее, чем пониженное настроение. Другими словами, депрессия – более «человеческая», естественная эмоциональная реакция в сравнении с манией.

Депрессия – тяжелое испытание для каждого. Однако и мания, казалось бы «праздник души», отнюдь не безобидное явление. Это состояние приводит к ухудшению взаимоотношений в семье, коллективе, к существенному нарушению профессиональной деятельности субъекта. Поэтому, если настроение заметно «отклонилось» от нормы, не медля обращайтесь к врачу.

 

Владислав Брагинский