Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №4/2005

Урок здоровья

Компьютерный сидром

Какое нынче образование без компьютера? Дети зачастую быстрее и успешнее взрослых осваивают эту сложную технику. Достоинства компьютерного обучения несомненны, а необходимость овладения электронной грамотой очевидна. Приобщение современных школьников к информационным технологиям набирает обороты с каждым годом. По данным социологических исследований, возрастная граница первого опыта работы с ними существенно снизилась. Пять лет назад половина подростков 15–16 лет имела опыт общения с компьютером, сейчас 50%-ный барьер взят уже 12–13-летними подростками. До 10% старшеклассников регулярно или эпизодически выходят в Интернет, и многих из них электронные технологии привлекают в качестве будущей профессиональной деятельности. Для детей с аномалиями развития, детей-инвалидов компьютер является одной из уникальных возможностей получения не только общего, но и профессионального образования.

Однако компьютеризация образования и досуга детей несет с собой и ряд негативных моментов, которые могут оказать неблагоприятное влияние на здоровье.

Первое, на что обратили внимание медики, это возрастание зрительной нагрузки у работающих за дисплеем. Отечественные и зарубежные исследования, которые имеют уже довольно продолжительную историю, показывают, что более 90% пользователей компьютеров жалуются на жжение или боль в области глаз, чувство песка под веками, затуманивание зрения и др. – так называемый «компьютерный зрительный синдром». Степень его проявления зависит от возраста пользователя, от состояния зрения, а также от интенсивности работы с монитором и организации рабочего места. В результате такой работы очень велик риск появления (или прогрессирования уже имеющейся) близорукости.

До сих пор еще бытует мнение, что работа на компьютере аналогична просмотру телепередач. Однако это не так. Считывание информации на достаточно близком расстоянии со светящегося экрана более утомительно, чем чтение книг или просмотр телепередач. Человеческое зрение абсолютно не адаптировано к компьютерному экрану, мы привыкли видеть цвета и предметы в отраженном свете, что выработалось в процессе эволюции. Экранное же изображение самосветящееся, имеет значительно меньший контраст, состоит из дискретных точек – пикселей. Кроме того, глаза устают от мерцания экрана, бликов, неблагоприятного сочетания цветов в поле зрения. Подтверждением этому служат и данные о большей утомительности учебных занятий с использованием электроники по сравнению с традиционными. Так, после традиционных занятий общее утомление регистрировалось у 19% учащихся, а зрительное – у 9%, тогда как после занятий с компьютером – у 24% и 38% учащихся соответственно.

Сейчас, когда пользователями становятся не только школьники, но и 5–6-летние дети, у которых зрительный анализатор еще окончательно не сформирован, необходимо, чтобы обучение соответствовало возрастным возможностям детей. Это первое правило, оно в полной мере относится и к самому компьютеру, и к оборудованию рабочего места в соответствии с правилами бе¬зопасности.

Между тем большая часть компьютеров в школах России морально устарела и представляет реальную угрозу здоровью детей, даже если они проводят за ними всего несколько часов в неделю. На экране невозможно достичь четкости, контрастности изображения, его стабильности, то есть всего того, что обеспечивает оптимальные условия зрительной работы. Как справедливо замечают эксперты Всемирной организации здравоохранения, «из самого хорошего бытового телевизора можно сделать лишь плохой дисплей». И следовательно, риск ухудшения зрения возрастает. Несмотря на запрет врачей-гигиенистов, такие компьютеры все еще продолжают использоваться для занятий детей.

Сегодня российский рынок предлагает различные марки аппаратуры из многих стран мира. Ответ на вопрос, какие компьютеры и защитные фильтры лучше, безопаснее, могут дать лишь результаты специальных испытаний, так как компьютеры одной и той же марки, но произведенные или собранные в разных странах, могут различаться по степени своей безопасности.

Многолетние исследования позволили определить оптимальную продолжительность непрерывных занятий для детей и подростков разного возраста: для детей 5–6 лет это время составляет 10–15 минут, в возрасте 7–12 лет – 20 минут, а для ребят постарше – не более получаса. Уже после недолгих занятий у детей и подростков появляются признаки зрительного и общего утомления: хочется склонить голову набок, опереться на спинку стула. Дети часто отвлекаются, начинают разговаривать, переключают внимание на другие предметы и др.

Если у ребенка имеются невротические расстройства, судорожные реакции, нарушения зрения, работа за компьютером может усилить все эти отклонения в состоянии здоровья.

Нашим детям предстоит жить в компьютеризированном обществе. Поэтому их необходимо обучать не только азам электронной грамоты, но и правилам безопасного общения с техникой.

 

Юлиана Селина