Бежит время, сменяют друг друга обитатели детских площадок,
а коллективных игр остается все меньше
и меньше. А ведь наши бабушки выходили
во двор всего лишь
с тряпичными мячиками да с деревянными
чурбанчиками.
А что были за игры?
Одна другой интереснее — очень простые и веселые
Тай-тай, налетай, в интересную игру.
Всех принимаем и не обижаем.
Молодежь на Руси очень любила играть в горелки. По всей видимости, в давние времена эта игра обставлялась огнями – отсюда и пошло название.
Горельщик становится впереди пар, спиной к играющим, и говорит:
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
И раз, и два, и три.
Последняя пара, беги!
На слово «беги» пара, стоящая последней, обегает колонну и встает впереди. Водящий же должен постараться опередить одного из бегущих и занять его место. Тот, кому не хватило места, становится водящим и «горит». Вместо слов «последняя пара» водящий может произнести: «четвертая пара» или «вторая пара». Поэтому всем играющим надо быть очень внимательными и помнить, какими по счету они стоят в колонне.
Перед началом практически каждой активной игры ребята задаются вопросом: «А кто будет ведущим?» В этой игре надо не только выбрать, но и угадать, кто ведущий.
В игре должно участвовать не меньше шести игроков, один из играющих покидает комнату. В это время остальные садятся в круг и выбирают ведущего. Ведущий делает простые движения, например: хлопает в ладоши, мотает головой, трясет кулаками в воздухе и т.д. Остальные игроки должны повторять движения ведущего и как можно быстрее выполнять новые движения вслед за ним.
Теперь игрок, который выходил за дверь, возвращается и становится в центр круга. Его задача – обнаружить, кто ведущий. Это совсем не просто, потому что, пока он смотрит на ведущего, тот не станет делать новых движений. Когда ведущий все же найден, он должен выйти из комнаты, а игроки выбирают нового ведущего.
Для игры в гусей на площадке на расстоянии 10–¬15 метров друг от друга чертятся две линии – два «дома». В одном находятся гуси, в другом – их хозяин. Между домами, «под горой», живет «волк» – водящий. Хозяин и гуси ведут между собой диалог, известный всем с раннего детства:
– Гуси, гуси!
– Га-га-га.
– Есть хотите?
– Да-да-да.
– Так летите!
– Нам нельзя.
Серый волк под горой
не пускает нас домой.
После этих слов гуси стараются перебежать к хозяину, а волк их ловит. Пойманный гусь становится волком.
Для игры в зайцев и морковку на земле прочерчивают круг диаметром 8–10 метров. В круг кладут 10 морковок или любых других предметов. Круг – это «огород». Выбирается огородное «пугало», которое будет ловить зайцев.
По сигналу ведущего зайцы могут вбегать в круг и воровать морковь, а пугало в это время ловит зайцев. Пойманный заяц выбывает из игры. Но пугалу разрешается ловить зайцев только тогда, когда они заберутся в огород, за пределами круга их ловить нельзя.
Сидя в кружочке, можно с пользой передохнуть от беготни. В этом поможет игра на развитие внимания и памяти «Рыба, птица, зверь».
Все играющие становятся в круг, а ведущий, указывая по очереди на каждого, повторяет: «Рыба, птица, зверь». На ком остановится, тот должен быстро назвать какого-нибудь зверя, птицу или рыбу – в зависимости от того, что предложил ему ведущий.
Повторять названия не разрешается.
Если в течение нескольких секунд ответа не последует или если игрок ошибется, с виновного берут фант или он заменяет ведущего.
Детям быстро надоедает играть в одно и то же. Если они не знают новых игр, могут взять за основу старую и переделать ее на свой лад. Вот какие занимательные варианты самых популярных дворовых игр остались от наших дедушек и бабушек.
«Ловись, рыбка!» – новаторство салок с рыбками в главных ролях в том, что дети играют без ведущего, а процесс «осаливания» происходит гораздо веселее.
Каждый играющий привязывает к своему поясу сзади (как хвостик) нитку длиной примерно 3 метра. К концу нитки прикрепляется «рыбка», то есть маленькая деревяшечка. Можно использовать старый карандаш.
Играющие разбегаются и стараются поймать как можно больше рыбы, то есть наступить на нитки или деревяшки других играющих. При этом «рыбка» отрывается и ее нужно подобрать с пола. Тот, у кого оторвалась «рыбка», выходит из игры.
В этой игре побеждает тот, кто поймал больше всего рыбы.
Важно, чтобы все нитки были одной длины. Если нитки слишком длинные, то они могут запутаться. А если короткие, то поймать рыбку будет трудно.
Необычные прятки – «12 палочек». Для игры нужна дощечка и 12 палочек. Дощечку кладут на плоский камень или небольшое бревнышко, чтобы получилось подобие качелей. Все играющие собираются около этих «качелей». На нижний конец кладут 12 палочек, а по верхнему один из игроков ударяет так, чтобы все палочки разлетелись. Пока ведущий будет собирать палочки, играющие должны успеть спрятаться.
Когда палочки собраны и уложены на дощечку, водящий отправляется на поиски. Если игрока обнаруживают, он выбывает из игры. Любой из спрятавшихся игроков может незаметно для водящего подкрасться к качелям и вновь разбросать палочки. При этом, ударяя по дощечке, он должен выкрикнуть имя водящего. Водящий вновь собирает палочки, а все остальные опять прячутся. Игра заканчивается, когда все спрятавшиеся игроки найдены и при этом водящий сумел сохранить свои палочки. Первый найденный игрок становится водящим.
И конечно же, всех ребят развеселят прятки наоборот – «Сельди в бочке». Все игроки закрывают глаза и считают до десяти, а ведущий убегает и прячется. Через некоторое время один из игроков идет на поиски и, если не находит спрятавшегося за одну минуту, выбывает из игры. Если же он нашел ведущего, то прячется вместе с ним.
Далее на поиски ведущего выходит следующий участник. Он тоже, если находит игроков, прячется вместе с ними, если нет – выбывает.
Игра продолжается до тех пор, пока все не соберутся вместе с ведущим. Главное при этом – не засмеяться и не выдать всех спрятавшихся.
Именно в такие игровые моменты у ребят развиваются память, честность, внимание, трудолюбие, фантазия и даже интеллект.
Старинная русская пословица гласит: «В игре да в работе людей узнают». Благодаря играм дети учатся доверять самим себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что следует отвергнуть в окружающем мире. Вот почему очень важно, чтобы ребенок играл с одноклассниками, товарищами по подъезду, в дворовой компании, а не с нарисованными мультяшками на мониторе.
|