Окончание. См. № 2/2005
Не все сразу
Повышать двигательную нагрузку детей
в младших классах следует постепенно. Только
тогда вызываемые играми положительные изменения
в организме будут закрепляться. В этом и
заключается второй принцип реализации игровых
программ – систематичность и постепенность.
Однако для понимания сущности этого принципа
важна еще одна особенность процесса адаптации.
При регулярном повторении одних и тех же внешних
факторов процесс приспособления к ним,
сопровождающийся изменением функциональных
возможностей организма и дающий тренировочный
эффект, завершается. Затем эти факторы перестают
действовать: организм отвечает на них строго
определенной привычной реакцией, и их
тренирующее значение исчезает, а дальнейшего
интенсивного развития организма не происходит.
Значит, в процессе игр нужно
постоянно повышать физические нагрузки, тем
самым предъявляя организму новые требования. Это
можно сделать двумя способами. Первый из них
– постепенное повышение нагрузки в рамках одной
игры. Второй – использование разных игр,
объединенных одной задачей. Использование того
или другого способа зависит от многих факторов.
Любая игра переживает всплеск и падение интереса
к ней со стороны детей, а при частом и
безвариантном использовании теряет свое
тренирующее значение. Поэтому надо заранее
предусмотреть определенное изменение величины,
характера и направленности нагрузок учеников
как в рамках одной игры, так и в цикле игр,
направленных на физическое развитие младших
школьников.
Наконец, главное: систематичность
и последовательность не позволяют начаться
процессу реадаптации, то есть постепенного
возврата всех систем организма к прежнему режиму
функционирования. При эпизодичности,
фрагментарности или полном отказе от проведения
игр изменения, произошедшие под их влиянием в
детском организме, и сформированные
двигательные навыки претерпевают обратное
развитие.
Для обеспечения рационального
подбора игр можно рекомендовать учителям
создание банка (картотеки) игр
оздоровительно-коррекционной направленности.
Каждая игра или упражнение заносятся на карточку
из твердого картона или плотной бумаги
небольшого формата (примерно 10 х 15 см). Рубрикация
игр и упражнений внутри картотеки выполняется
таким образом, чтобы можно было быстро и
правильно подобрать игру, требуемую в данный
момент. Возможны варианты систематизации
карточек по времени года и месту проведения игр,
преобладающим в них движениям и др. Такими
карточками легко пользоваться не только при
планировании игровых программ, но и при их
непосредственном проведении. Нередко возникает
необходимость после проведения игры внести в ее
описание некоторые уточнения, коррективы,
предложенные детьми способы модификации или
усложнения, с тем чтобы использовать их в
дальнейшем. Поэтому для них следует
предусмотрительно оставить на карточке
свободное место.
Мажорный настрой
Соблюдение
эмоционально-психологического и
физиологического комфорта младших
школьников при их участии в играх – третий из
обязательных принципов. Психологический комфорт
достигается за счет выбора педагогом
соответствующей игровой тональности
(«мажорности», по определению А.С. Макаренко).
Эмоциональный подъем и особый настрой на игру,
бесконфликтные отношения со сверстниками
появляются у детей лишь тогда, когда взрослый,
чутко реагируя на ситуацию, наиболее адекватно
организует их деятельность и поведение.
Прежде чем приступить к играм, учитель
должен продумать количественный состав их
участников. Это позволяет своевременно замечать
и корректировать развитие их взаимоотношений и
поведение по ходу игры.
Игры
могут проводиться или со всеми детьми
одновременно, или с небольшой группой.
Педагогически целесообразными являются оба
варианта. Так, игры, построенные на очередности
действий, способствуют воспитанию воли, приучают
их участников сдерживать себя. Но при
неправильной тактике учителя детям приходится
долго ждать своей очереди. Ожидание, однообразие
неподвижного положения может вызвать снижение
интереса и утомление нервной системы; дети
начинают отвлекаться по самому незначительному
поводу, вызывая порой несправедливое
недовольство педагога.
Выбирая игру, учитель должен ставить и
решать не только задачи
профилактико-коррекционной («двигательной»)
направленности, например упражнять/закреплять
навыки быстрого бега, ловкости, выносливости и
т.д., но и задачи формирования у учеников волевых
качеств, дружелюбного поведения, положительных
межличностных отношений (игры типа «Ловишка, дай
руку!», «Горелки», «Палочка-выручалочка» и др.).
Соревновательный элемент,
содержащийся во многих подвижных играх,
способствует созданию особого эмоционального и
физиологического фона, что усиливает их
воздействие на организм, способствует
проявлению максимальных функциональных
возможностей. Но пользоваться соревновательным
методом надо осторожно, иначе он может вызвать
сильное нервное возбуждение и отрицательно
сказаться на самочувствии и поведении детей.
Существенным моментом, подчас сильно
влияющим на настроение учеников со слабой
нервной системой во время соревновательных игр,
является их тревога, боязнь показать плохой
результат и тем самым подвести товарищей.
Навязчивая ответственность таких детей за свои
действия приводит к неуверенности, скованности,
чрезмерному возбуждению, что педагог должен
вовремя обнаружить, а еще лучше – заранее
предвидеть такую ситуацию и избежать ее,
создавая благоприятный микроклимат.
Эники-беники ели вареники…
При организации командных подвижных
игр необходимо помнить: детям интересно играть,
когда силы примерно равны. Поэтому, составляя
команды, учитель должен достаточно хорошо знать
игровые силы участников и – по мере надобности –
волевым решением регулировать их. Необходимо
научить детей максимально бесконфликтным
приемам составления команд, например:
– расчет в строю (игроки
рассчитываются по 2 или 3 человека в зависимости
от числа составленных команд);
– создание команд по выбору капитанов (капитаны
по очереди вызывают игроков в свою команду);
– создание постоянных команд, которые выступают
в любых играх в одном и том же составе, и др.
Созданным командам можно давать
названия. Например, в игре-эстафете соревнуются
команды «Ракета» и «Метеор». Педагог может
судить игру сам, а может назначить на эту роль
кого-то из учеников. Капитанов команд, если они
нужны, назначает учитель или выбирают сами
игроки.
Часто перед проведением игры
требуется назначить кого-то водящим; от его
личностных и физических качеств нередко зависит
игровой азарт и эмоциональный настрой других
детей. Энергичные, быстрые движения, ловкость
выполняемых водящим действий стимулируют
активность игроков. Поэтому учителю необходимо
уметь предварительно четко определить требуемые
от водящего качества и в зависимости от этого
либо самому назначить водящего, либо
предоставить детям возможность выбрать его
самостоятельно (например, с помощью считалки).
Для поддержания у детей радости,
удовольствия от игры следует использовать
разные приемы, например:
– включать в ход игры дополнительные
задания, если водящий не отличается ловкостью,
быстротой и умением;
– варьировать составляющие игры с
учетом сил и возможностей водящего (например, для
конкретного ребенка-водящего изменять
расстояние до остальных играющих);
– дополнительно организовывать
преодоление препятствия для водящего,
действующего быстро и точно, когда большинство
детей не справляются с заданием в обычных
условиях, и др.
Педагог должен хорошо ориентироваться
в ходе и правилах игры, уметь оставаться по
отношению ко всем игрокам вполне объективным и
беспристрастным. Он вправе остановить игру,
чтобы дать дополнительные указания и
разъяснения. Однако при этом следует
предоставить играющим максимум инициативы.
Заканчивать игру также нужно своевременно,
поскольку ее затягивание может привести к потере
интереса у детей.
Дружная команда
Детей интересует не только сам процесс
игры, но и ее результат. Победа в командных играх
– общая, но степень участия, вклад каждого игрока
– различны. Поэтому после проведения игры
необходимо дать ее педагогическую оценку.
Существуют игры, в которых успех команды
является простой суммой результатов действий ее
членов, и тогда оценка дается преимущественно
всей команде игроков. Другая группа игр основана
на парном соревновании, и вклад каждого игрока в
успех команды зависит не только от его умений, но
и от умений партнера. В таких играх следует
оценить прежде всего сплоченность пар, их
взаимовыручку и т.п. Наконец, есть игры, в которых
действия каждого следующего участника являются
как бы продолжением действий предыдущих, поэтому
неудачные действия одного ребенка могут быть
компенсированы дополнительными усилиями других.
Давая оценку участия детей в играх этой группы,
учитель может охарактеризовать как общие, так и
индивидуальные качества членов разных команд. Во
всех случаях анализ и оценка должны быть
неформальными, стимулировать детей к
продолжению участия в играх и не унижать их
достоинства.
Использование музыкального
сопровождения («живого» или в записи), элементов
пения, ритмики и танца, речитативов позволяют
создавать и корректировать настроение и
поведение детей в ходе игры, формировать у них
устойчивое позитивное отношение к коллективной
двигательной деятельности. Входящие во многие
игры стихотворные тексты задают определенный
ритм действия; вместе с тем произнесение слов –
хороший отдых после интенсивных движений.
Особого внимания в начальной школе
заслуживают народные подвижные игры. Они
многофункциональны по своему характеру,
способствуют самореализации, самовыражению
личности, органически вписываются в современные
учебно-воспитательные системы и просто
интересны детям. Народные игры могут входить как
в краткосрочные, так и в долгосрочные программы.
Создание же в начальной школе секции (кружка)
народных игр позволит не только обогатить
оздоровительные возможности образовательного
процесса, но и приобщить учеников к истории и
традициям родного и других народов, что связано с
воспитанием духовности, формированием системы
нравственно-эстетических, общечеловеческих
ценностей.
Ребятам интересно самим придумывать
новые игры. Систематическое использование
различных игровых вариантов дает возможность
детям закрепить приобретаемые навыки движений, в
целом развивает подвижность нервных процессов,
быстроту реакций. Новые модификации игр
позволяют развивать творческие способности
детей, варьировать различные виды их нагрузки,
делать задания еще более увлекательными и
одновременно стимулируют попытки детей
самостоятельно использовать игры в своем досуге.
В связи с этим учитель должен осознанно
стремиться постепенно сокращать степень
собственного руководства ученическими играми и
так же постепенно, ненавязчиво увеличивать долю
игровой самостоятельности детей.
Физиологическая кривая
Организм младших школьников еще не
готов к длительному напряжению, силы детей
быстро истощаются, но после игры довольно быстро
восстанавливаются. В связи с этим
физиологический комфорт детей обеспечивается
наиболее удачным выбором времени, места
проведения и продолжительности игр и упражнений.
Если
планируется проведение сразу нескольких игр
(например, на прогулке), следует соблюдать так
называемую физиологическую кривую: начальные и
заключительные игры должны давать небольшую
психофизическую нагрузку, а в середине комплекса
она должна быть наибольшей.
Подбирая игры и предлагая их детям,
следует учитывать и погодные условия. Зимой на
прогулках полезны игры, в которых задействованы
все ученики. Однако активные движения нужно
чередовать с отдыхом, для того чтобы избежать
перегрева и возможного последующего
переохлаждения. В холодную погоду не
рекомендуется проводить на открытом воздухе
игры с пением, речитативом. Летом, в жару,
целесообразны игры спокойного характера и
меньшей подвижности.
Опытно-экспериментальные данные
свидетельствуют и о необходимости учета
показателей умственной и физической
работоспособности младших школьников в течение
учебного дня, недели, месяца, четверти и т.д.
Стоит, например, уделять больше внимания
проведению игр в среду и четверг, то есть в те дни,
когда у учащихся существенно нарастает
утомление, а работоспособность снижается. В
течение дня нужно учитывать вид и длительность
предыдущей и последующей деятельности учеников.
Игры большой подвижности следует
проводить через 25–30 минут после приема пищи и ни
в коем случае – перед ним. Эмоциональный подъем и
физические нагрузки повышают возбудимость, что
может отрицательно сказаться на аппетите детей.
Особое внимание надо уделить мерам
предупреждения травматизма младших школьников
во время игр на открытом пространстве. Нередко
скамейки, столбы и другие предметы расположены
слишком близко от границы игровой площадки, и
ученики, не всегда точно рассчитывая свои силы и
направление движения, с разбегу наталкиваются на
них. Травмировать голеностопный сустав дети
могут и в тех случаях, когда на площадке ее линии
и границы отмечены, например, деревянными
бортиками, канавками. Поэтому перед проведением
игры учителю следует хорошо изучить рельеф
площадки. Если не получается полностью устранить
травмоопасные зоны, педагог в ходе игры выбирает
для себя место, наиболее приближенное к ним. Ему
должны быть хорошо видны все игроки. При
проведении игр на открытом воздухе травмы
возникают и в тех случаях, когда дети обуты не в
спортивную, а в обычную обувь, – возможны вывихи
в голеностопном суставе, ушибы.
Игровая культура складывается не
только из владения методикой проведения
подвижных, спортивных, специальных
оздоровительных и других игр с младшими
школьниками, но и из стремления обогащать свой
игровой багаж, изучать представленный в
педагогических изданиях опыт, новации и
перспективы в этой области. От умения взрослого
«преподнести» игру, задать нужный тон и
настроение, предоставить каждому участнику
возможность раскрыть свои лучшие качества
зависит не только результат конкретной игры, но и
в целом эффективность реализации игровой
оздоровительно-коррекционной программы.
Литература
1. Алямовская В.Г. Профилактика
психоэмоционального напряжения детей
средствами физического воспитания. – Нижний
Новгород, 1998.
2. Баландин В.А. и др. Использование
подвижных игр для развития познавательных
процессов детей старшего дошкольного и младшего
школьного возраста. – Краснодар, 1999.
3. Бутин И.М., Леонтьева Т.М.,
Масленников С.М., Ткачев К.В. Физическая
культура в начальных классах: Метод. пос. для
учителя. – Ч. 1, 2. – Ярославль, 1996.
4. Былеева Л.В., Яковлев В.Г. Подвижные
игры. – М., 1974.
5. Вавилова Е.Н. Учите бегать,
прыгать, лазать, метать. – М., 1983.
6. Васильков Г.А., Василькова В.Г. От
игры – к спорту. – М., 1985.
7. Викулов А.Д., Бутин И.М. Развитие
физических способностей детей. – Ярославль, 1996.
8. Велитченко В.К. Физкультура для
ослабленных детей. – М., 1989.
9. Геллер Е.М., Коротков И.М. Веселые
старты. – М., 1978.
10. Гришина Г.Н. Любимые детские
игры. – М., 1997.
11. Детские подвижные игры народов СССР
// Сост. А.В. Кенеман. – М., 1991.
12. Ефименко Н.Н. Материалы к
оригинальной авторской программе «Театр
физического воспитания и оздоровления детей
дошкольного и младшего школьного возраста». – М.:
ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.
13. Игровые занятия в группах здоровья.
– Минск, 1991.
14. Игротека для всех! (Игры для детей с
различными заболеваниями). – М., 1999.
15. Игры пяти зверей – система
оздоровительных упражнений. – 1990.
16. Коротков И.И. Подвижные игры
детей. – М., 1987.
17. Минскин Е.М. Игры и развлечения в
группе продленного дня. – М., 1983.
18. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина
Л.С. Игры и развлечения детей на воздухе. – М.,
1983.
19. Подвижные игры для детей с
нарушением в развитии // Под ред. Л.В. Шапковой. –
СПб., 2001.
20. Развивающие игры: быстрее, выше,
сильнее // Сост. М.И. Логинов. – СПб., 1998.
21. Страковская В.Л. Подвижные игры в
терапии больных и ослабленных детей от 1 года до 14
лет. – М., 1987.
22. Фатеева Л.П. 300 подвижных игр для
младших школьников. – Ярославль, 1998.
23. Фролов В.Г. Физкультурные
занятия, игры и упражнения на прогулке. – М., 1986.
24. Черемисин В.П. и др. Народные
подвижные игры в системе физического воспитания.
– Малаховка: МОГИФК, 1985.
25. Шарманова С.Б., Федоров А.П. Профилактика
и коррекция плоскостопия у детей дошкольного и
младшего школьного возраста средствами
физического воспитания: Учебн. пос. – Челябинск:
Урал-ГАФК, 1999.
26. Яковлева В.Г. Игры для детей. – М.,
1970.
|