1. В подростковом
возрасте дети начинают оценивать жизнь своих
родителей. Подростки, особенно девочки,
обсуждают поведение, поступки, внешний вид мам и
пап, учителей, знакомых. И постоянно сравнивают. В
какой-то момент результат этого сопоставления
скажется на ваших отношениях с сыном или дочерью.
Он может быть для вас как приятным, так и
неприятным. Так что, если не хотите ударить в
грязь лицом, начинайте готовиться к этой оценке
как можно раньше.
2. Главное в ваших
взаимоотношениях с ребенком – взаимопонимание.
Чтобы его установить, вы должны проявлять
инициативу и не таить обид. Не следует как идти на
поводу у сиюминутных желаний ребенка, так и
всегда противиться им. Но если вы не можете или не
считаете нужным выполнить желание сына или
дочери, нужно объяснить – почему. И вообще,
больше разговаривайте со своими детьми,
рассказывайте о своей работе, обсуждайте с ними
их дела, игрушечные или учебные, знайте их
интересы и заботы, друзей и учителей. Дети должны
чувствовать, что вы их любите, что в любой
ситуации они могут рассчитывать на ваш совет и
помощь и не бояться насмешки или пренебрежения.
Поддерживайте уверенность детей в себе, в своих
силах, в том, что даже при определенных
недостатках (которые есть у каждого) у них есть
свои неоспоримые достоинства. Стратегия
родителей – сформировать у ребенка позицию
уверенности: «все зависит от меня, во мне причина
неудач или успехов. Я могу добиться многого и все
изменить, если изменю себя».
В воспитательном процессе недопустима
конфронтация, борьба воспитателя с
воспитанником, противопоставление сил и позиций.
Только сотрудничество, терпение и
заинтересованное участие воспитателя в судьбе
воспитанника дают положительные результаты.
3. Удивляйте –
запомнится! Тот, кто производит неожиданное и
сильное впечатление, становится интересным и
авторитетным. Что привлекает ребенка во
взрослом? Сила – но не насилие. Знания –
вспомните, например, извечные «почему?» у
малышей. На какую их долю вы сумели понятно и
полно ответить? Ум – именно в подростковом
возрасте появляется возможность его оценить.
Умения – папа умеет кататься на лыжах, чинить
телевизор, водить машину... А мама рисует, готовит
вкусные пирожки, рассказывает сказки... Внешний
вид – его в большей мере ценят девочки. Жизнь
родителей, их привычки, взгляды оказывают
гораздо большее влияние на ребенка, чем долгие
нравоучительные беседы. Немаловажное значение
для подростков имеют и ваши доходы. Если вы в этой
области конкурентоспособны, подумайте заранее,
что вы можете положить на другую чашу весов,
когда ваш подросший ребенок поставит вас перед
этой проблемой.
4. Вы хотите, чтобы
ваш ребенок был крепким и здоровым? Тогда
научитесь сами и научите его основам знаний о
своем организме, о способах сохранения и
укрепления здоровья. Это вовсе не означает, что
вы должны освоить арсенал врача и назначение
различных лекарств. Лекарства – это лишь «скорая
помощь» в тех случаях, когда организм не
справляется сам. Еще Тиссо утверждал: «Движение
как таковое может по своему действию заменить
все лекарства, но все лечебные средства мира не в
состоянии заменить действие движения». Главное
– научить организм справляться с нагрузками,
прежде всего физическими, потому что они
тренируют не только мышцы, но и все жизненно
важные системы. Это труд немалый и регулярный, но
за то и дается человеку «чувство мышечной
радости», как назвал это ощущение почти сто лет
назад великий врач и педагог П.Ф. Лесгафт.
Конечно, физические и любые другие нагрузки
должны соответствовать возрастным возможностям
ребенка.
Кстати, только физические упражнения, в том числе
и на уроках физкультуры, могут смягчить вред от
многочасового сидения за партой. Так что не
спешите освобождать ребенка от физкультуры. Это
не принесет ему даже временного облегчения в
напряженной школьной жизни. Даже если у него есть
хроническое заболевание (и тем более!), ему
необходимо заниматься физкультурой, только по
специальной программе.
И совершенно необходимо, чтобы ребенок понимал:
счастья без здоровья не бывает.
5. Сколько времени
в неделю вы проводите со своими детьми? По данным
социологических опросов, большинство взрослых в
среднем посвящают детям не более 1,5 часа в неделю!
И как сюда втиснуть разговоры по душам, походы в
театр и на природу, чтение книг и другие общие
дела? Конечно, это не вина, а беда большинства
родителей, которые вынуждены проводить на работе
весь день, чтобы наполнить бюджет семьи. Но дети
не должны быть предоставлены сами себе. Хорошо,
если есть бабушки и дедушки, способные взять на
себя часть проблем воспитания. А если их нет?
Обязательно подумайте, чем будет заниматься ваш
ребенок в часы, свободные от учебы и
приготовления уроков. Спортивные секции (не
забудьте сами пообщаться с тренером) не просто
займут время, а помогут укрепить здоровье и
разовьют двигательные навыки и умения. В доме
детского творчества можно научиться шить,
строить самолеты, писать стихи. Пусть у ребенка
будет свобода выбора занятия, но он должен твердо
знать: времени на безделье и скуку у него нет.
6. Берегите
здоровье ребенка и свое, научитесь вместе с ним
заниматься спортом, выезжать на отдых, ходить в
походы. Какой восторг испытывает ребенок от
обычной сосиски, зажаренной на костре, от
раскрошившегося кусочка черного хлеба, который
нашелся в пакете после возвращения из леса, где
вы вместе собирали грибы. А день, проведенный в
гараже вместе с отцом за ремонтом автомобиля,
покажется мальчишке праздником более важным, чем
катание в парке на самом «крутом» аттракционе.
Только не пропустите момент, пока это ребенку
интересно.
То же самое касается и привычки к домашним делам.
Маленькому интересно самому мыть посуду, чистить
картошку, печь с мамой пирог. И это тоже
возможность разговаривать, рассказывать,
слушать. Пропустили этот момент – «уберегли»
ребенка, чтобы не пачкал руки, всё – помощника
лишились навсегда.
7. Желание
взрослых избежать разговоров с детьми на
некоторые темы приучает их к мысли, что эти темы
запретны. Уклончивая или искаженная информация
вызывает у детей необоснованную тревогу. И в то
же время не надо давать детям ту информацию, о
которой они не спрашивают, с которой пока не
могут справиться эмоционально, которую не готовы
осмыслить. Лучший вариант – дать простые и
прямые ответы на вопросы детей. Так что и самим
родителям надо всесторонне развиваться – не
только в области своей специальности, но и в
области политики, искусства, общей культуры,
чтобы быть для детей примером нравственности,
носителем человеческих достоинств и ценностей.
8. Не оберегайте
подростков излишне от семейных проблем, как
психологических (даже если произошло несчастье,
чья-то болезнь или уход из жизни, – это закаляет
душу и делает ее более чуткой), так и материальных
(это учит находить выход). Подростку необходимы
положительные и отрицательные эмоции. Для
успешного развития ребенка полезно изредка
отказывать ему в чем-то, ограничивать его
желания, тем самым подготавливая к преодолению
подобных ситуаций в будущем. Именно умение
справляться с неприятностями помогает подростку
сформироваться как личности. Роль взрослого
человека состоит прежде всего в том, чтобы помочь
ребенку стать взрослым, то есть научить его
противостоять действительности, а не убегать от
нее. Отгораживая ребенка от реального мира, пусть
даже с самыми благими намерениями, родители
лишают его возможности приобрести жизненный
опыт, найти свой путь.
Никогда не лгите ребенку, даже если это
продиктовано лучшими убеждениями и заботой о его
спокойствии и благополучии. Дети каким-то
неведомым образом чувствуют ложь в любой форме. А
тому, кто обманул раз-другой, доверия ждать уже не
приходится.
9. Если вы уже
успели наделать ошибок в воспитании, вам будет
труднее, чем в начале пути. Но если в своем
воспитаннике вы выявите хотя бы капельку
хорошего и будете затем опираться на это хорошее
в процессе воспитания, то получите ключ к его
душе и достигнете хороших результатов.
Такие простые и емкие советы воспитателям можно
встретить в старинных педагогических
руководствах. Мудрые педагоги настойчиво ищут
даже в плохо воспитанном человеке те
положительные качества, опираясь на которые
можно добиться устойчивых успехов в
формировании всех других.
10. Если вы поняли,
что были не правы, пренебрегали мнением сына или
дочери в каких-либо важных для них вопросах, не
бойтесь признаться в этом сначала себе, а потом и
ребенку. И постарайтесь не повторять этой ошибки
снова. Доверие потерять легко, а восстанавливать
его долго и трудно.
|