Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №2/2005

Технология

Искусство тоже лечит!

Нина ЛИХОЛЕТ,
кандидат
педагогических наук,
г. Воронеж

Музыка – не только фактор облагораживающий,
воспитывающий, но и целитель здоровья.

В.М. Бехтерев

Окончание.

См. № 24/2004, 1/2005

Лечебные свойства музыки замечены давно. Но только в прошлом веке было научно доказано, что музыкальные звуки с помощью электромагнитных волн заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма и изменять кровяное давление, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания, вплоть до полной его остановки.

Немного истории. Философ Алкуин дал музыке удивительную характеристику: «Музыка – наука, которая говорит о цифрах, находящихся в звуках», объясняя это тем, что музыка – наука о красоте, а красота есть во всем том, в чем есть сходство, правильность, симметрия частей. Г. Анфилов в книге «Физика и музыка» (М., 1964) пишет: «Ушная раковина по форме напоминает эмбрион человека, где можно обнаружить точки, связанные со всеми внутренними органами. Заболит живот – активизируется точка в верхней части уха. Глаза – точка в нижней части ушной раковины. Следовательно, массаж уха стимулирует деятельность нашего организма». Немецкий ученый Гельмгольц обнаружил во внутреннем ухе крошечный рояль. Математик Лейбниц как-то заметил: «Музыка есть бессознательное упражнение души в арифметике».

Предлагаемый список музыкальных произведений может способствовать профилактике, а, возможно, при правильном использовании – и лечению некоторых заболеваний и продлению жизни. Это своего рода небольшая музыкальная аптечка, которой может пользоваться каждый, верящий в великую силу музыки. Этот список основан на мнении автора, составлен по итогам многих исследований, но, естественно, у каждого из нас есть свое любимое произведение, которое помогает забыть о своих проблемах, болезнях и возрасте. Если каждый день делать для себя что-то очень хорошее и полезное, можно оставаться духовно и физически здоровым на долгое время, а главное – находить в себе силы справляться с любыми возникающими жизненными проблемами. И.И. Мечников в «Этюдах оптимизма» предлагает сохранить в жизни оптимизм, призвав на помощь красоту окружающего мира. Он считал, что для сохранения памяти до глубокой старости нужно слушать много музыки, стараясь запоминать мелодии. Многие выдающиеся поэты пользовались дополнительной подпиткой от музыки и живописи (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.А. Блок, О.Э. Мандельштам и другие), что давало дополнительную мощь их таланту. Интересно по этому поводу сказал Ч. Дарвин: «Если бы мне пришлось пережить свою жизнь, я установил бы для себя правило читать какое-то количество стихов и слушать какое-то количество музыки по крайней мере один раз в неделю. Быть может, путем такого упражнения мне удалось бы сохранить активность тех частей мозга, которые теперь атрофировались».

Музыка, помогающая создать гармонию тела и души: Клаудио Монтеверди – мадригалы; Жан Батист Люлли – сюиты для оркестра; Антонио Вивальди – концерты для двух мандолин; Кристоф Виллибальд Глюк – опера «Орфей и Эвридика»; Вольфганг Амадей Моцарт – можно сказать, любое его произведение дает заряд положительной энергии; Людвиг ван Бетховен – его музыка оказывает огромное воздействие на человека; Фридерик Шопен – его романтиче¬ские по стилю произведения действуют на человека умиротворенно, заставляя верить в долгую безмятежную жизнь; Джузеппе Верди – прежде всего оперы «Риголетто», «Травиата», не меньшее влияние на психику человека оказывает его «Реквием»; Лео Делиб – опера «Лакме», балеты «Сильвия», «Коппелия», музыка которого эффективна на занятиях с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата; Клод Дебюсси – основоположник музыкального импрессионизма, направления, опирающегося на отражение настроения при помощи оттенков цветов, звука. Не случайно его произведения носят поэтические названия: «Девушка с волосами как лен», «Что видел восточный ветер», «Лунный свет», «Арабески», «Маски».

Музыка коммуникативного характера, создающая атмосферу взаимного доверия, вызывающая положительные эмоции: Бетховен – Романс для скрипки с оркестром фа-мажор; Мендельсон–Бартоли – Концерт для скрипки с оркестром ми-минор, 2-я и 3-я части; Сметана – симфоническая поэма «Влтава»; Моцарт – симфония «Юпитер» до-мажор, 2-я часть, симфония ля-мажор, 1-я часть, «Маленькая ночная серенада», 2-я часть, Фортепианная соната ля-мажор, тема с пятью вариациями.

Музыка реактивного характера, разрешающая аффективно-динамическую реакцию, своего рода катарсис. Рекомендуется двухтемная музыка, вызывающая интенсивные отрицательные и положительные реакции: Бетховен – Пятая симфония, 1-я часть; соната «Апассионата», 2-я и 3-я части; Шуберт – Неоконченная симфония, 1-я часть; Чайковский – Первый концерт для фортепьяно с оркестром, 1-я часть; Шуман – Четвертая симфония ре-минор, 2-я часть; Дворжак – Девятая симфония ля-минор, 2-я часть; Равель – «Болеро» (хотя музыка этого произведения однотемная, она рекомендуется ввиду сильного музыкально-терапевтического воздействия).

Музыка регулирующего характера тренирует в саморегулировании. Слушая музыку, следует обращать внимание на состояние организма: «Как мне с этой музыкой? В этой музыке?» Длительность сеан¬са – не более 10 минут, и заканчивается он глубоким вдохом-выдохом, энергичным сгибанием и разгибанием рук и ног в локтевых и коленных суставах. Рекомендуется инструментальная музыка: Бах – Концерт для двух скрипок и оркестра ре-минор, вторая часть; пятый и шестой Бранденбургские концерты, две части. Однако полезно давать музыку, хотя и не содержащую конфликтной тематики, но представляющую чередование различных тем и их разработки. Это разнообразие скорее ведет к регулированию напряжения.

Для профилактики утомляемости, при нервном истощении рекомендуется слушать «Утро» Грига; «Рассвет на Москве-реке» Мусоргского; романс «Вечерний звон»; мотив песни «Русское поле»; «Времена года» Чайковского; «Лунный свет» Дебюсси; «Грезы» Шумана: они улучшают внимание, помогают сосредоточиться.

Творческий импульс стимулируют марш из кинофильма «Цирк» Дунаевского, «Болеро» Равеля, «Танец с саблями» Хачатуряна.

Полное расслабление можно получить от романса Шостаковича из кинофильма «Овод», романса из музыкальных иллюстраций Г. Свиридова к повести «Метель».

Музыка оказывает гармонизирующее воздействие на психические процессы. Так, раздражение, гнев можно снять музыкой Вагнера (хор пилигримов); от угнетения, меланхолии можно освободиться при прослушивании «Оды к радости» Бетховена.

Размеренная речь, пение, шум природы могут замедлять сердцебиение, регулировать пульсацию.

Избавлению от гипертонии может способствовать музыка Баха, Бартока, Чайковского, Шопена, Сибелиуса.

Стимулируют работу желез внутренней секреции журчание ручья, шум прибоя, звук водопада, шелест листьев, шуршание колосьев.

Стабилизирует давление музыка Шопена, Штрауса, «Лебединое озеро» Чайковского.

Нормализуют кровяное давление и сердечную деятельность «Свадебный марш» Мендельсона, Концерт Баха для двух скрипок. (Хочется отметить, что музыка Баха содействует росту, следовательно, для детей она просто необходима.)

Снимает головную боль и невроз прослушивание знаменитого полонеза Огинского.

Нормализуют сон и работу мозга сюита Грига «Пер Гюнт», Концерт Моцарта для кларнета.

Музыка Моцарта способствует развитию умственных способностей у детей.

Ритмические инструменты особенно пригодны для воздействия на двигательные расстройства. Ритм бубна повышает уровень природного этанола (природный алкоголь), что может способствовать лечению от алкоголизма.

Струнные инструменты действуют своим проникновенным длительным и ясным звуком, способствующим душевной гармонии, психическому успокоению.

Ксилофон и другие так называемые металлофоны побуждают к общению и контакту.

Пение – важнейший метод индивидуальной и групповой музыкотерапии. Его преимущество заключается в сочетании внимания к своей телесной сфере (функциям гортани, шейной мускулатуры, легких, диафрагмы и, по существу, всего организма) с ориентацией на групповое взаимодействие.

Вокалотерапия особенно показана депрессивным, заторможенным, закомплексованным лицам, страдающим функциональными расстройствами органов, бронхиальной астмой, головными болями. Наряду с песнями применяются элементарные мелодические и ритмические импровизации, которые сводятся к упражнениям в напряжении и расслаблении. Тренировка в естественном переживании этих состояний вначале ведется путем элементарного показа уверенности в себе, самовыражении. Произносятся гласные, выражающие удивление«А!», уклонение, содрогание «У!», расслабленность«О!», воспроизводятся вздох, зевота, потягивание. Следу¬ющий шаг – выражение телесных чувств, например удовольствия, радости, вызываемых расширением объема груди, расслабленностью мускулатуры. Другие упражнения – показ переживания испуга, удивления и так далее.

Особую ценность в музыкотерапии имеет сочетание пения с танцевальными движениями, а также импровизированный свободный танец под звуки классической музыки. Танец – форма социального поведения и контакта, выработанная народными традициями, выражение творческой радости движения. Терапевтическую ценность представляют ритмические колебательные движения под музыку в три такта. Рекомендуется пение канонов, сочетающееся с простыми ритмическими движениями, и импровизированный танец под звуки классической музыки. Эти формы музыкотерапии просты и доступны всем и везде.

Использование музыкотерапевтических приемов на любых школьных уроках, во внеурочное время, в семье поможет учащимся познать себя и свои проблемы, самим их решить, сформировать определенное эстетическое отношение к действительности, развивать способности к эстетическому восприятию и переживанию, к творчеству по законам красоты как возможно¬сти самосовершенствоваться. Музыкотерапия способствует приобретению навыков сотрудничества с другими людьми, с окружающим миром, восприятию мира во всей полноте красок и звуков, поможет ценить жизнь свою и других, всего сущего на Земле; обеспечить условия для развития интеллекта, чувств и отношений, формирования у детей высокого уровня социальной ответственности и воспитания высоких моральных принципов, позитивного отношения к миру, позволяющего понимать мир и находить в нем свое место. Благодаря этому человек испытывает радость и обретает уверенность в собственных силах. Это врачует лучше любого лекарства.

Иными словами, музыкотерапия способна участвовать не только в профилактике и лечении, но и в воспитании гуманитарно образованного человека.

Использование музыкотерапевтических приемов на любых школьных уроках, во внеурочное время, в семье поможет учащимся познать себя и свои проблемы, самим их решить, сформировать определенное эстетическое отношение к действительности...

 

Нина Лихолет