Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №2/2005

Технология

Играть по правилам

Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то во всяком случае поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно.

Н.М. Амосов

При включении игр в оздоровительную работу в начальной школе (различной формы, интенсивности и направленности) можно сформулировать ряд общих принципов, которыми необходимо руководствоваться взрослым:

  • строгая индивидуализация двигательной активности детей и ее четкая регламентация при планировании;
  • систематичность и постепенность повышения двигательной нагрузки детей в соответствии с содержанием физической подготовки в начальной школе;
  • эмоционально-психологический и физиологический комфорт школьников, формирование у них мотивации к самостоятельной двигательной деятельности;
  • творческое руководство игрой со стороны взрослых и участие школы, семьи в разработке игр.

Индивидуализация количественно-качественных характеристик двигательной активности детей при планировании должна учитывать уровень двигательной подготовленности и двигательной активности, состояние здоровья и психофизического развития ребят, тип высшей нервной деятельности и так далее.

Педагог, опираясь на комплекс разных методов изучения детей и разные источники информации, должен научиться определять, с какой целью, в какие игры и насколько часто следует играть:

  • всему классу;
  • отдельным подгруппам;
  • конкретным ученикам.

Игровая оздоровительно-коррекционная перспектива может разрабатываться педагогом на предстоящий год сначала в общих чертах. Наиболее удобные формы планирования игр и игровых упражнений он обычно определяет опытным путем.

Таблица 1

Планирование игр оздоровительно-коррекционной
направленности на учебный год*


* В пустые ячейки вписываются названия игр и игровых упражнений. Следует помнить, что одна и та же игра в зависимости от доминирующей и дополнительных задач может попасть в разные ячейки и, следовательно, носить комплексный характер. Таким играм, безусловно, следует оказывать некоторое предпочтение, но отнюдь не ограничиваться только ими.

В табл. 1 представлен один из возможных вариантов перспективного планирования игровых программ на учебный год, который позволяет наглядно представить пространственно-временное поле каждой игры.

Педагогу важно определить не только сроки использования (в данном случае – I, II, III или IV учебная четверть) и организационные формы, в которые включается та или иная игра. На основе перспективного плана необходима конкретизация игровых программ в зависимости от возможностей здоровья, потребностей физического развития и индивидуально-типологических особенностей всех учеников класса (табл. 2).

Таблица 2

Планирование игр оздоровительно-коррекционной направленности в течение учебной четверти (месяца, недели)

Разумеется, этот план будет (иногда – ежедневно) исправляться в силу разных обстоятельств. Учителю нужно помнить о том, что содержание, характер, величина и направленность физических нагрузок в играх должны, с одной стороны, соответствовать общим целям и задачам оздоровительно-коррекционной работы, а с другой – быть посильными для ребенка.

В функции педагога обязательно входит наблюдение за тем, чтобы во время любой из игр дети получили адекватную (без переутомления) двигательную нагрузку, иначе она не будет оказывать тренирующего воздействия на организм. Незначительная усталость, вызванная участием в игре, и небольшая степень утомления полезны и обязательны: систематически повторяясь, они способствуют постепенной адаптации организма к повышению физической нагрузки.

Дозировать нагрузку в играх значительно труднее, чем в других видах детской деятельности. Игры, в основе которых лежит активный двигательный компонент, очень эмоциональны и особенно привлекательны для детей. Нужно учитывать, что увлеченные дети в этом возрасте плохо контролируют свои силы и возможности, а поэтому могут играть и бегать до полного изнеможения. Случается, что, заразившись игрой, дети подолгу не замечают усталости, а между тем значительное утомление у них уже может наступить. Поэтому педагог должен чередовать интенсивные, эмоциональные игры и упражнения с более спокойными и менее утомительными, а для определения адекватности нагрузки обращать внимание на внешние признаки утомления (табл. 3).

Таблица 3

Внешние признаки утомления детей

При наличии признаков средней степени утомления у отдельных детей нагрузку следует ограничить, воспользовавшись одним из следующих приемов:

  • увеличение или уменьшение общего времени проведения игры;
  • изменение количества повторений всей игры или отдельных ее эпизодов;
  • упрощение или усложнение правил;
  • регулирование длительности перерывов или проведение игры совсем без перерывов;
  • ограничение участка, на котором проводится игра;
  • корректные изменения правил и смена ролей;
  • изменение количества преодолеваемых препятствий;
  • удлинение или сокращение дистанции для пробежек, прыжков и других движений и так далее.

(Окончание следует)

 

Ольга Степанова