Для многих детей процесс выставления школьной оценки с использованием традиционной пятибалльной шкалы является стрессом. По мнению учителей, травмирующие результаты этого процесса проявляются главным образом в следующем:
- появляются сомнения в объективности определения школьной успешности ученика;
- искажаются отношения ученика с учителем, родителями, самим собой;
- повышается тревожность и невротизация детей.
Преодолевая эти проблемы, школа принялась за разработку средств содержательной оценки.
В области художественного творчества содержательная оценка строится в следующих формах:
- групповое обсуждение;
- участие в школьных и классных выставках, концертах;
- презентация проектов художественной направленности.
В области интеллектуальных, творческих и инициативных проявлений ребенка формами содержательной оценки стали:
- «рефлексивная карта» ученика;
- «тетрадь моих достижений»;
- презентация исследовательских проектов (оформление результатов проектов в виде газет, сборников задач, сценариев праздников).
Для итоговой аттестации используются:
- итоговый проект, листы самооценки («чему научился?», «как я оцениваю свои знания?», «взгляд в будущее»);
- содержательная характеристика, подготовленная учителем;
- «Ассамблея знаний»;
- олимпиады по предметам;
- публичная демонстрация своих успехов и достижений («портфель» ученика).
Ниже приводятся описания некоторых форм качественного оценивания.
«Портфель» ученика
Цели составления «портфеля»:
- для учителя – выявление уровня владения умениями и навыками, обнаружение пробелов в подготовке;
- для ребенка: выработка интереса к учению, развитие самоанализа и самооценки.
Процедура составления «портфеля» проста: материал для оценивания собирают сами дети, обсуждая с учителями и родителями; отдельные элементы «портфеля» переходят вместе с учеником из класса в класс.
В ходе совместного с учениками обсуждения определяется, во-первых, из каких элементов будет состоять «портфель», как он будет выглядеть. Например:
- письмо владельца «портфеля», в котором отражена цель его создания;
- оглавление;
- работы учащегося;
- самоанализ работы за год;
- содержательная характеристика от учителя;
- работы, которые ученик считает лучшими;
- результаты тестов, проверочных работ;
- образцы изобразительного творчества;
- схемы индивидуальных и групповых проектов;
- формы, образцы оформления их результатов.
Весь материал ученик собирает в папку с прозрачными файлами, которая будет храниться у него. Каждая работа, включенная в «портфель», снабжена листом самооценки выполнения задания или оценочным сертификатом.
Формы оценки «портфеля» каждый ученик определяет для себя сам. Это может быть:
- публичная презентация в конце четверти, года (она может проходить на классном часе, собрании родителей);
- выставка «портфелей» (по желанию учащихся).
Критерии оценки «портфеля» также определяются индивидуально:
- творчество;
- факторы, отражающие развитие ребенка (учебная самостоятельность и активность, умение учиться, самоконтроль и самооценка);
- понимание и полнота отражения учебного материала.
Предварительные результаты
Работа по технологии «портфеля» позволяет учителю:
- оценить уровень самостоятельности детей;
- выявить проблемы в формировании у них самооценки;
- определить преобладающую мотивацию ребенка;
- оценить уровень владения умениями и навыками.
«Рефлексивная карта»
ученика
Цели составления «рефлексивной карты»
Для учителя – это средство оценивания:
а) интеллектуальных, коммуникативных проявлений ребенка;
б) уровня овладения предметными знаниями, умениями, навыками;
Ребенку «рефлексивная карта» помогает:
а) сформировать умение словесно оценивать свою работу, сравнивать с образцом или с результатами предыдущей работы;
б) дать представление о конкретных умениях и навыках, которые должны быть сформированы;
в) выработать потребность в организации своего труда.
Процедура составления и работы с «картой»
«Рефлексивная карта» представляет собой листы плотной бумаги, которые вклеиваются в дневник ученика. В ней отмечены предметные умения и навыки, которые дети должны приобрести в процессе обучения, а также коммуникативные умения и личностное развитие ребенка. Набор рубрик, вносимых в «карту», составляется учителем. Чтобы он стал понятным и осмысленным для детей, необходима специальная работа. Так, в начале изучения каждой темы учитель совместно с учащимися определяет, что дети должны усвоить и чему научиться в результате работы над темой. На уроке выделяется специальное время для взаимопроверки разных типов заданий в форме работы в парах. В конце урока, подводя итоги работы, учитель вовлекает детей в процесс анализа и оценки своих успехов.
Еженедельно, ежемесячно или по четвертям ученик и учитель в соответствующих графах ставят условные знаки.
Ученик (самооценка) ставит:
! – знаю или умею очень хорошо;
* – иногда ошибаюсь;
? – пока самостоятельно не выполняю.
Учитель (оценка) ставит:
+ – знает, умеет применять на практике;
* – знает, но иногда ошибается;
? – пока испытывает трудности.
Самооценка ученика предшествует оценке учителя. Учитель либо соглашается с ней, либо вносит коррективы. Отметки первоначально делаются карандашом, затем выделяются ярким цветом (особенно успех).
В конце учебного года «карта» будет вложена в «портфель» ученика, в раздел «Мои достижения по предметам».
Предварительные результаты
«Рефлексивная карта» дает возможность учителю следить, как возникают умения и навыки, вовремя выявить затруднения и помочь.
Родители после ознакомления с «рефлексивной картой», как показал опыт, начинают больше интересоваться учебой детей и внимательнее относиться к учебному труду ребенка.
Возможные риски
Работа с «картой» может стать формальной, если не приучать детей к самоанализу.
Заполнение «карт» будет трудоемким, если не станет систематическим.
Очень важен контакт с родителями. Родитель, не понимающий учителя, превращается в недруга.
«Карты успеха»
ученика
Цели введения карты
«Карта успеха», введенная в школе для первоклассников с 01.09.2002 г., позволяет дифференцированно подойти к оцениванию, формирует самостоятельность и ответственность.
Процедура составления и работа с «картой»
На начальном этапе в первом классе вводится словесная оценка за содержательный ответ, интересное высказывание, умный во¬прос или творческое проявление. По мере того как у ребят накапливаются учебный опыт, определенные знания и умения, им становится мало словесных оценок. Постепенно учителя первых классов вводят разбор ошибок, выписывают их на доску и предлагают создать игровую ситуацию. Затем ребенок ищет ошибки в работе соседа по парте, но не ограничивается их исправлением, а обязательно дает совет, о чем нужно вспомнить ученику, допустившему ошибку, какое правило повторить. Далее школьник самостоятельно ищет это правило в учебнике или справочнике.
Работа усложняется. Ученик, допустивший ошибку, сам называет правило, которое он не знает, объясняет свою ошибку. Потом – самооценка и рекомендации – «советы самому себе».
Особое внимание наши учителя уделяют совместному определению критериев оценивания работ, на это на уроке тратится 3–4 минуты, но время окупается: дети участвуют в процессе оценивания.
Совместными усилиями разрабатываются и вводятся «карты успеха», которые по окончании четверти вручаются их авторам. На каждую четверть создается отдельная «карта», неусвоенные вопросы и неотработанные умения переносятся в «карту» на другую четверть.
Приведем пример заполнения «карты успеха» первоклассника по отдельным предметам (cм. табл. 1).
Таблица 1
Письмо
Для ученика и родителей сводная карта выглядит следующим образом:
«Карта успеха» за 1-ю четверть учени¬ка(цы) 2-го «___» класса (cм. табл. 2).
Таблица 2
Математика
Методика
«Диагностика самоконтроля»
Цель методики: отслеживание развития навыков самоконтроля.
Процедура. Проводится в начале каждой четверти. Методика трудоемка, так как используется индивидуально.
Используемый материал – карточки с заданиями типа:
- задача на содержание одного из учебных предметов;
- текст с грамматическими или орфографическими ошибками на изученное правило;
- математическая задача с неправильным решением.
Инструкция. Ученику предлагается ответить на вопросы и выполнить задание.
1. Бывают ли случаи, когда ты не уверен, правильно ли выполнил задание (решил задачу, составил план)?
– Если бывают, что ты в этом случае делаешь?
– Проверяешь ли ты себя, когда выполняешь домашнее задание?
– Если проверяешь, то как ты это делаешь?
2. Выполни это задание. (Ученик выполняет задание учителя.)
– Как ты думаешь, правильно ли ты решил задачу?
– Почему ты так думаешь?
3. Анализ выполненного задания.
4. Учитель записывает ответы ученика на вопросы и проверяет выполненное задание.
Форма отчета
Запись собеседования с каждым учеником и общий анализ результатов исследования (сколько учащихся контролируют свои действия, сколько делают это иногда, сколько вообще этого не делают).
«Карта успешности»
Цель использования. Ученики, которым трудно учиться, могут преуспеть в других видах деятельности. Чтобы поддержать ситуацию успеха, учителя изучают, в каких областях ребенок сам его обнаруживает.
Процедура. Ребенку предлагается следующая анкета.
1. В каком из перечисленных видов деятельности ты чувствуешь себя наиболее успешным?
– Учебная деятельность.
– Спорт.
– Труд.
– Творчество.
– Здоровье.
– Общение.
– Семья.
– Личный рост.
2. Кто заметил твой успех?
– Друг.
– Учитель.
– Одноклассники.
– Родные.
– Кто-то еще.
3. Считаешь ли ты себя успешным человеком?
– Да.
– Скорее да.
– Иногда.
– Нет.
4. Вспомни и опиши несколькими предложениями свой самый большой успех.
«Лист самооценки ученика»
Цель использования. Работая с этим листом, учитель может следить за возникшими у ребенка проблемами.
Процедура и материал. Лист самооценки заполняется в начале и в конце изучения темы.
Класс________________________________
Фамилия, имя_________________________
Предмет______________________________
Тема_________________________________
Что нового узнал? _____________________
Чему новому научился?________________
Чему хотел научиться,
но не получилось?_____________________
Почему не получилось?________________
Какие проблемы возникли при работе
над темой?___________________________
Пути решения проблем_________________
«Книгочей»
Цель: формировать оценочную самостоятельность, самооценку школьников.
Программа разработана учителями нашей школы для комплексной итоговой качественной оценки в младшей школе и реализуется с 2001 г.
Итог работы – коллективные творческие дела:
- игра по станциям;
- театрализованный праздник;
- заочное путешествие;
- «Угадай-ка».
Для отслеживания результатов используются:
- тестирование;
- викторины;
- олимпиады по чтению;
- собеседование;
- конкурсы.
Программа на уровне школы и педагогов оценивается с учетом следующих факторов:
- включенность дополнительных литературных источников в систему работы;
- развитие форм работы с ними.
На уровне учащихся:
- степень интереса к чтению (увлеченность, позитивное отношение);
- наличие основных читательских умений;
- уровень развития речи;
- качество выполнения творческих заданий, связанных с книгой.
Формы оценки
- В течение четверти ученики ведут учет прочитанных книг, выполненных творческих заданий.
- В конце каждой четверти учителя проводят коллективные творческие обсуждения и подводят итоги по классам, награждают активных читателей и лучших знатоков книг.
- В конце года по классам ученики выбирают «магистра чтения».
|