Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №10/2010

Урок здоровья

Как помочь принцессе?

На занятиях курса «Окружающий мир» учащиеся получают знания о своем организме, режиме дня и личной гигиене. На каждом уроке используется дидактический материал, связанный с оздоровительной тематикой. Как показала практика, создание такой системы работы благотворно влияет на формирование ЗОЖ школьников. Приведем примеры здоровьесберегающих элементов обучения

Рис. Е. Медведева

Фрагмент урока по теме

«Наше питание. Пищеварительная система»

Учитель. Ребята, посмотрите на картинки и разбейте их на три группы, выделив в них что-то общее. (Овощи, фрукты, ягоды.) Итак, какое же сходство вы здесь обнаружили? (Это еда, богатая витаминами.)

Сегодня мы поговорим о нашем питании, о пищеварительной системе, узнаем много полезного и научимся правильно питаться.

Игра «Светофор желаний»

Давайте поиграем в игру «Светофор желаний». На доске – светофор, а на столе – карточки с названиями продуктов. Ваша задача – прикрепить их на светофор. Продукты, которые можно есть каждый день, – на зеленый цвет, иногда – на желтый, очень редко – на красный.
(Дети делятся на группы и выполняют задание. Зеленый: суп, овощной салат, мясо, фрукты, молоко, кефир, творог, йогурт, каша, сок, хлеб, рыба, ягоды, подсолнечное масло. Желтый: конфеты, шоколад. Красный: лимонад, кириешки, чипсы, торты, пепси.)
Учитель.
Многие ученые-диетологи озабочены проблемой питания, но и в нашем классе есть ребята, которые следят за здоровьем и стараются питаться правильно.
Ученица. Любой уважающий себя человек обязан следить за собой, и особенно за своим питанием. Вот я ужасная сластена. Мне не требуется ни мяса, ни рыбы – мне нужно сладкое. Моему мозгу, наверное, его не хватает. Поем конфет и пирожных – и сразу становлюсь веселой. Но однажды я прочитала книжку о здоровом питании и пришла к выводу о том, что пища должна быть «живая». Теперь я стараюсь есть все натуральное и учу этому своих подруг. Например, я узнала, что еду нужно готовить каждый день. Нельзя есть то, что долго хранится в холодильнике. Я очень любила чипсы, жареную картошку и хлеб, но, оказалось, там содержится нейротоксический яд. А еще я ежедневно пью до двух литров жидкости. И вам советую выполнять эти правила.
(Учитель раздает детям памятки.)

Памятка

1. Старайтесь есть натуральную пищу.

2. Не ешьте то, что простояло в холодильнике несколько дней.

3. Исключите из питания чипсы и жареный картофель. В них есть нейротоксический яд.

4. Выпивайте не менее одного литра жидкости в день.

Учитель. А теперь послушайте сказку.

У одного короля была дочка, которую он любил больше всего на свете. На завтрак ей приносили шоколадный пудинг с ананасовым кремом. На обед – запеканку с изюмом, клубничное желе, птичье молоко. На ужин – торт с шоколадом. Но принцесса не была ни веселой, ни здоровой, ни румяной. Она чахла на глазах. Все эти лакомства она даже видеть не хотела. Закручинился отец и объявил: кто вылечит его дочку, тому он отдаст полкоролевства. Сбежались отовсюду лекари, повыписывали рецепты, но принцессе ничего не помогало. А что бы посоветовали вы? (Выслушиваются рекомендации детей.) Вот и в королевстве нашелся знающий человек и дал очень простой совет: кормить принцессу черным хлебом с молоком. Так почему же на зеленом огоньке светофора расположились именно такие продукты? Чем они полезны? (В продуктах должны быть витамины и питательные вещества.)
Ученица. Я знаю, какие полезные вещества есть в молоке. Мне рассказала мама. У нас живет корова, ее зовут Милка. Она дает нам и молоко, и сметану, и творог, и масло. Однажды я случайно оставила стакан молока в тепле. А утром в стакане оказалась простокваша. Сверху были сливки. Мама объяснила, что в молоке содержится жир. Сливки мы сняли, простоквашу перелили в кастрюльку и поставили на огонь. Вскоре я увидела, что простокваша исчезла и появилась зеленоватая жидкость, в которой плавали белые хлопья. Мама сказала, что это сыворотка, а в ней творог. А творог – это белок, как в курином яйце. Потом сыворотку без творога кипятили, выпаривали. Когда она загустела и стала светло-коричневой, ее поставили на холод. А утром увидели желтые кристаллики. Я их попробовала, они были сладкие. Это молочный сахар. В молоке находятся питательные вещества – белки, жиры, сахар. Еще в нем есть витамины. Вот поэтому принцесса и выздоровела.

Всем дает здоровье
молоко коровье.
Сила в нем земли родной
И целебных трав настой,
Солнечных лучей тепло –
Вот что значит молоко!

Вопросы

– Что вы знаете про витамины, питательные вещества, о пищеварении в нашем организме?
– Какие органы относятся к пищеварительной системе?
– Что происходит с пищей в ротовой полости?
– Для чего нужна слюна?
– Как желудок переваривает пищу?
– Что всасывает толстая кишка?

Сценка «Сашина каша»

(Стол накрыт скатертью, на нем – тарелка каши, ложка, хлеб. Саша очень быстро, не жуя, проглатывает кашу.)
Наташа. Ты что сейчас делаешь?
Саша. Разве не видишь? Кашу ем.
Наташа. Но ведь ты ее совсем не пережевываешь!
Саша (смеется). А зачем? Она и так жидкая.
Наташа. Жуют пищу не только для того, чтобы сделать ее жидкой и мягкой. Всякая еда нуждается в обработке. Это происходит во рту. И если пища не смочится слюной, то в желудке, а потом в кишках она не переварится полностью, потому что соки, которые там выделяются, не смогут ее переварить. Большая часть пищи выбрасывается из организма. Вот и твоя каша тоже зря пропала.
Учитель. Ребята, запомните, что хорошо прожеванный кусочек черного хлеба может дать человеку больше питания, чем целый обед, съеденный наспех.
Возьмите по кусочку хлеба и попробуйте его долго пожевать. А потом только проглотить. Вы получите большую пользу.
Какой должна быть пища, которая попадает к нам в рот?
(Высказывания детей: свежей, чистой, богатой питательными веществами и витаминами.)
Как определить качество пищи? Какие органы нам помогают?
(Глаза – видим грязь, нос – чувствуем запах, если еда испортилась, язык – чувствуем вкус.)
Чтобы не навредить здоровью, надо покупать продукты только в магазине, смотреть на упаковке срок годности и состав питательных веществ.

Кроссворд  «Чтобы быть здоровым»

1. Этот конь не ест овса.
Вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем. (Велосипед.)

2. (Гантели.)

3. Мы с бараньими рогами
Вниз под горку мчимся сами,
А как на гору забираться,
Начинаем упираться. (Санки.)

4. Мы на бревнышки похожи,
Строй фигурки и сбивай.
Если знаешь, как зовут нас,
Быстро громко отвечай. (Городок.)

5. То, как арбузы, велики,
То, словно яблоки, мелки,
Подними их много раз –
Станешь сильным в сотню раз. (Гири.)

6. Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два к.
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я... (хоккей).

7. Два железных коня
Дожидаются меня.
Мчат они меня зимой
По дорожке ледяной. (Коньки.)

Владимир Ирхин ,
доктор педагогических наук, профессор Белгородского государственного университета ;
Екатерина Чащина ,
учитель начальных классов СОШ № 2, г. Строитель, Белгородская область