Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №10/2010

Урок здоровья

На лесной полянке

Физические упражнения порой бывают такими скучными. Малышей гораздо больше интересуют разнообразные игры. А что если соединить одно с другим? Такое занятие станет и приятным, и полезным. Сегодня мы поговорим о корригирующей гимнастике и представим урок для школьников 1–2-х классов с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Корригирующая гимнастика является многофункциональной системой упражнений. Соотношение специальной, общеразвивающей и дыхательной гимнастики способствует укреплению мышц, тренировке их силовой выносливости; формированию осанки; выработке равновесия и стереотипа правильного дыхания.

Уроки строятся с учетом следующих этапов:
I – знакомство и разучивание упражнений;
II – их закрепление и усложнение;
III – образование прочного двигательного навыка.

У младших школьников условные рефлексы вырабатываются быстро, но закрепляются не сразу. Для этого требуется высокая степень повторяемости и оптимальная последовательность использования упражнений. Их следует делать на протяжении нескольких занятий, при этом варьируя правила выполнения. Внимание детей данного возраста быстро рассеивается, и они перестают воспринимать указания преподавателя, если долго разучивать и повторять одно и то же.
Вот почему занятия должны не только способствовать физическому и интеллектуальному развитию, но и быть увлекательными, игровыми, дарить детям радость.
Здесь помогут нетрадиционные уроки, у каждого из которых своя задача:
На тематическом уроке ребята получают знания через эксперименты, игровые ситуации.
На игровом занятии отрабатываются навыки выполнения упражнений и их усложнения.
На сюжетно-игровом ребенок принимает определенную роль, позволяющую применить полученные знания и умения самостоятельно.
Контрольно-проверочный урок важен для ученика и педагога, чтобы наметить пути дальнейшего продвижения (диагностические тесты в игровой форме).
На занятиях с использованием тренажеров происходит увеличение физической нагрузки с учетом индивидуальных особенностей.
Игра для детей – основная форма учебы, тренинг взаимодействия с окружающими, освоение социальных ролей и функций, моделирование разнообразных ситуаций и их разрешение. Игра позволяет легко и быстро усваивать материал, учит логически мыслить и фантазировать.

Игровые технологии – это совокупность корригирующих и профилактических упражнений, способов, приемов, основанных на игре:
специально подобранные физические упражнения;
пальчиковая гимнастика;
психоэмоциональная гимнастика;
упражнения для глаз;
массаж;
хореографические упражнения;
танцевально-ритмические упражнения;
дыхательная гимнастика;
упражнения на расслабление (релаксация), психофизическая тренировка.

Статья опубликована при поддержке интернет-проекта "Школа профилактики "Мамина забота"". На сайте schoolofcare.ru можно получить ответы на интересующие многих родителей вопросы, касающиеся здоровья их малышей, получить консультацию специалистов, посоветоваться и обсудить с интернет-сообществом различные темы по воспитанию подрастающего поколения. Из статей, размещенных на ресурсе, Вы узнаете, например, как развить логическое мышление у малыша, когда и как начинать учить иностранный язык, что такое динамическая гимнастика для детей, какие продукты необходимо включить в ежедневный рацион, как договариваться с маленькими упрямцами и почему Ваш непоседа разговаривает во сне. Кроме того, весьма полезна для родителей будет и рубрика, в которой собрана информация о том, где погулять с детьми, куда сходить и что посмотреть.

Рассмотрим их подробнее.

1. Специально подобранные физические упражнения лучшее средство укрепления мышечного корсета.

2. Пальчиковая гимнастика это оздоровление организма через определенное положение пальцев рук. Она содействует укреплению физического и духовного здоровья учащихся. Данная методика решает многие задачи:

1) улучшает самочувствие;
2) снимает напряжение, утомляемость;
3) повышает работоспособность, бодрость;
4) улучшает зрение;
5) активизирует умственную деятельность.

3. Психоэмоциональная гимнастика

Известно, что улыбка, шутка, хорошее настроение помогают в работе и жизни. Положительные эмоции обладают целебной силой, а отрицательные – способствуют заболеванию. Среди обстоятельств, приводящих к нарушениям осанки, существенное место отводится неадекватному мышечному тонусу, часто возникающему при дезадаптивном состоянии психики.

4. Упражнения для глаз

Одна из сопутствующих причин заболеваний опорно-двигательного аппарата – это нарушение зрения. Для профилактики близорукости полезна гимнастика для глаз, оказывающая благоприятное влияние на общее физическое развитие ребенка.

5. Массаж

На занятиях надо регулярно проводить игровой массаж. Массируя определенную часть тела, ребенок воздействует на весь организм в целом.

6. Хореографические упражнения

Нарушения опорно-двигательного аппарата можно значительно снизить, если использовать хореографические упражнения. Положительный эффект этих упражнений связан с их специфическими свойствами и определенным влиянием на мышцы ног и туловища. Они направлены на формирование осанки, укрепление стоп, растяжку.

7. Танцевально-ритмические упражнения

Содействуют профилактике и коррекции плоскостопия.

8. Дыхательная гимнастика

Большое внимание необходимо уделять формированию рационального дыхания в покое и при выполнении движений, а также укреплению дыхательных мышц.
Такие упражнения используются в сочетании со звуко-речевой гимнастикой, заданиями игрового характера, произношением во время выдоха различных звуков (с полузакрытыми губами, со сжатыми зубами), стихотворных строк, пением песенок.

9. Упражнения на расслабление (релаксация), психофизическая тренировка

Актуальна проблема внутреннего состояния ребенка, ведь между психическим равновесием и физическим здоровьем существует тесная взаимосвязь, а положительный настрой является одним из главных условий развития личности.

Для повышения качества урока школьникам предлагаются разнообразные сюжеты (в лесу, на поляне, морское царство, путешествие на остров) с использованием мультимедийного проектора. Мир воображаемых героев (животных, сказочных существ и т.д.) позволяет детям раскрыться, увлечься, выполнять задания с удовольствием. Ребенок оказывается в демократичном окружении: никто не помнит о его учебных неудачах или плохом поведении. Игра – общение на равных.
Очень важно использовать «реквизит»: кепки, рюкзачки, карты-схемы, «паровозики» для дыхания, «бабочки» и т.д.
Большая роль отводится музыке. С ее помощью улучшается общее состояние детского организма. Все упражнения проходят под четкую, ритмично звучащую музыку (к каждой части занятия следует правильно подбирать мелодию).

В результате применения игровых технологий увеличивается мотивация обучения.
Ребята становятся собраннее, ответственнее относятся к урокам и домашним заданиям, так как игры помогают повторять, закреплять, систематизировать полученные знания и умения, заряжают хорошим настроением и делают занятия интересными и увлекательными.
Таким образом, усиливается эффективность воздействия, которая подтверждается количеством детей, снятых с учета по диагнозу «нарушение осанки и плоскостопие» и снижением в процентном отношении заболеваемости простудного характера.

ХОД УРОКА

Тип урока: закрепление умений и навыков.

Цель: укрепление мышечно-связочного аппарата голеностопного сустава и стопы.

Оборудование: канат, ребристая доска, аудиоаппаратура и музыкальные записи; большие и маленькие коврики, массажные мячи, фломастеры, «грибы-крышки», кусочки ткани, листы бумаги.

Подготовительная часть

(Звучит веселая, легкая музыка.)

Надо, надо умываться по утрам и вечерам!
Знаем, знаем, да-да-да (дети поочередно массируют каждый палец),
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
По-нем-нож-ку.
Нет, не понемножку –
Посмелей! (Энергично растирают ладони и кисти рук.)
Будет умываться веселей!

Мы к лесной полянке вышли. (Обычная ходьба. Важно следить за осанкой.)
Поднимаем ноги выше (ходьба: колени высоко поднимаются, а носки тянутся вниз)

Через кустики и кочки,
Через ветки и пенечки.
Мы старательно шагали,
Не споткнулись, не упали.
Дружно, весело бежали (легкий, медленный бег на носках),
А потом опять шагали (обычная ходьба, надо смотреть вперед)
И нисколько не устали.
А вот летит сорока (легкий, медленный бег на носках),
Гостей созывает.
На птичий базар
Она всех приглашает.
И вот собрались все (обычная ходьба, смотреть вперед)
И дружно гуляют.
Сорока-белобока
Гостей представляет.
Вот аист идет,
Длинноногий и важный. (Ходьба: колени высоко поднимаются, а носки тянутся вниз, руки в стороны, на каждый шаг нужно приостанавливаться.)

Вот гусь в красных сапожках
Шагает отважно. (Ходьба с полным приседанием.)
А вот пингвин – какой чудак! (Ходьба на наружной стороне стопы.)
С ноги на ногу переваливается
И одет во фрак.
Вот мышка-норушка,
Мышка-побегушка. (Легкий, медленный бег на носках, обычная ходьба.)
А вот идет хозяин леса строгий. (Ходьба на наружной стороне стопы.)
Он любит спать зимой в берлоге,
И всю зиму напролет
Ему снится вкусный мед.

Перед мишкою бревно (ходьба по канату; на канате: пальцы ног, пятки, середина стопы),

Надо лазать хорошо.
Впереди лежит сосна,
Ползет Миша, как оса.
Перед Мишкою кедрач (грибы собираем пальцами стоп, выполнять двумя ногами одновременно),
Надо шишки бы собрать.
Мишка шишки поднимает
И в корзиночку бросает.

Основная часть

(Звучит спокойная музыка.)

Игра «Если бы ноги стали руками»

проводится под текстовое сопровождение педагога.

Собрались ребята на полянке
И стали придумывать:
Что, как и где надо исправить, перевернуть,
Чтоб веселее было чуть-чуть. (Дети берут индивидуальные коврики, массажные мячи, фломастеры, «грибы-крышки», маленькие коврики, листы бумаги.)

– Что б мы, ребята, делали с вами, если бы ноги были руками?
Вдруг неожиданно Мишка сказал,
Ну а Сережка его поддержал:
– Разве со скукой не справиться нам,
Если придумаем дело ногам?
Саня взял «спицы» и начал «вязать» (захват пальцами ног фломастеров (имитирование вязания),
Настя – ногами игрушку катать (стопой прокатывание мяча: вперед – назад, круговые движения, захват пальцами стоп мяча),

Ваня ногою рисует портрет (захваченными пальцами стоп фломастерами рисуют по выбору сюжет),

Димка – ногами «грибы собирать» (работа всех пальцев стопы (перекладывание поочередно ногами крышек), особенно мизинца),

Леня ногами цветы собирал (поочередная работа стоп: пальцами стопы собирать ткань в гармошку; спина прямая),

«Ножницы» выдумал мудрый Андрей,
Из тучек нарезал он сто кораблей. (Выполнение упражнения «Ножницы», носки натянуты.)

Заключительная часть

А теперь всем ребятам пора поиграть.

Гимнастика для глаз «Лиса»

Ходит рыжая лиса,
Щурит хитрые глаза. Смотрит, где бы поживиться. (Прослеживаем глазами движение руки вправо и влево. Закрываем и открываем глаза.)
Пошла лисичка на базар.
Себе купила сайку,
А детям балалайку. (Прослеживаем движение руки вперед и касание кончика носа.
Рисуем «восьмерку» и провожаем руку глазами. Рисуем глазами круг.)

Подвижная игра «Лиса и утята»

Говорят, я рыжая,
Говорят, бесстыжая! (Дети стоят в шеренге. Перед ними кокетливо на носочках ходит лиса, поглаживает лапки, грудку, спинку.)
Ем цыплят, говорят,
Ем утят, говорят.
Это просто петухи
Наболтали чепухи.
По широкой улочке

Маршируют уточки (утята идут змейкой, разводят носки ног в стороны. Останавливаются вокруг лисы),
Топают вразвалочку,
Крякают считалочку:
«Кря-кря-кря,
Кря-кря-кря,
Что нам реки и моря.
Нам не страшен океан («пружинка» – стоя на носках, пружинящие шаги на месте, не касаясь пятками пола),
Реки и моря.
Наша мама капитан,
Кря-кря-кря-кря-кря! (Поднять правую ногу, в колене не сгибать, носок натянут; и.п.: то же, с левой.)

Почему так, почему так
Ты, лисичка, любишь уток? (Утята на носочках сужают круг. Опускаются на всю стопу.)
– Ах, пустите, я спешу так,
Мне, простите, не до шуток. (Лиса пытается выбежать из круга, а утята ее не выпускают. Утята на носочках расширяют круг.)
– Почему так, почему так
Ты, лисичка, любишь уток? (Утята на носочках сужают круг. Опускаются на всю стопу.)
– Что вы, что вы! Я дрожу так!
Говорят, что вид их жуток! (Лиса машет лапкой, дрожит, делает вид, что ей страшно.
Утята на носочках расширяют круг.)

– Почему так, почему так
Ты, лисичка, любишь уток? (Утята на носочках сужают круг. Опускаются на всю стопу.)
– Не люблю я их совсем:
Как поймаю – сразу съем! (Утята на носочках расширяют круг. Лиса машет лапкой.)

(Звучит быстрая, веселая музыка. Лиса бежит за утятами, а они убегают.)

4. Релаксация «Теплый, как солнце, легкий, как дуновение»

(Играет спокойная музыка.)

– Вообрази, как при вдохе твое тело наполняется золотым светом от головы до кончиков пальцев ног... А когда выдыхаешь, представь, что то, что тебе мешает и сейчас не нужно, покидает тебя. Ты вдыхаешь золотой свет, а выдыхаешь неприятные чувства...
…Ты – как маленькое перышко, которое несет легкий ветер; ты словно лучик солнца, падающий на землю. Дай еще больше расслабиться своему телу, плечам и рукам, ногам, расслабь стопы и ладошки...
А теперь каждый остается самим собой. И я обращаюсь к каждому из вас. Я не называю имени, но все знают, что я обращаюсь к каждому.
…Вообрази, что сейчас чудесный день и над тобой проплывает серое облачко, на которое ты можешь уложить все свои горести и заботы. Дай всем твоим неприятностям просто улететь с ним...
…Представь, что ты как радуга, состоящая из множества различных цветов. Нет никого на свете, кто думал и чувствовал бы так же, как ты... Это просто замечательно, что ты находишься здесь, среди нас... Теперь ты можешь чувствовать себя радугой и радовать цветами себя и других. Когда ты откроешь глаза, то увидишь вокруг другие пестрые радуги.

Подведение итогов

(Фото автора)

С. Лесык ,
учитель корригирующей гимнастики, МОУ «Начальная школа – детский сад № 24», г. Нефтеюганск, ХМАО