Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №7/2010

Технология

Тренажер в портфеле

Малыши всегда радуются физкультминуткам, с переходом же в среднее звено ребята иногда воспринимают их как обузу. Но известно, что больше пользы приносят именно те упражнения, которые выполняются с удовольствием! Значит, надо всем вместе  (ученикам, учителю, родителям) искать рецепт «приманивания радости». И делать это начиная уже с пятого класса

Фото с сайтов www.mamka, www.u-mama

В начальной школе физкультминутки проходят на каждом уроке (из серии «Мы писали, наши пальчики устали…»). Можно предложить учителям несколько новых вариантов пальчиковой гимнастики. (Приложение.)
В средних и старших классах ситуация хуже, и каждое учебное заведение исправляет ее по-своему. В одной школе устраиваются спортивные переменки, в другой третий урок длится 40 вместо 45 минут. Первый звонок служит сигналом к началу упражнений, а второй, через пять минут, зовет на переменку. Ответственность за физкультминутки лежит на педагоге, а саму гимнастику проводит один из детей (определенный ребенок, дежурный, либо все ученики класса делают это по очереди). Комплексы упражнений постоянно меняются и готовятся заранее совместно с классным руководителем (например, на классном часе в начале учебного года).

Вариант 1. «Танец сидя»

Это классический конкурс многих игровых программ. Здесь задействованы все мыщцы. Встали, потянулись, станцевали сидя, опять встали, потянулись и приступили к работе. Прекрасная разминка.

Вариант 2. «Кто во что горазд»

Сидит Вася за последней партой в одиночестве, периодически «переезжая» с одного стула на другой, вертится Маша-непоседа, а Коля постоянно что-то роняет… Вот и проведите гимнастику по принципу: все, что мешает на уроке, во время физкультминутки не только можно, но и нужно! Кому-то дайте спецзадание, а остальным позвольте делать собственные упражнения, но так, чтобы не мешать другим. Например, задание Васе – «переехать» так называемой пятой точкой десять–пятнадцать раз со стула на стул, держась руками за парту. Маше – сесть прямо и, делая ногами «топотушки», переместиться сидя сначала вправо, а потом влево. Повторить упражнение 4–5 раз. Коле – рассыпать под партой 5–10 палочек и собирать их по одной, укладывая на столе в ряд.
В это время остальные делают свои упражнения, но по желанию могут попробовать выполнить и спецзадания.

Вариант 3. «Тренажер в портфеле»

Попробуйте во время урока сказать детям, что нужно что-то достать из портфеля. Это предложение воспринимается с таким энтузиазмом! Вот и пользуйтесь! Попросите учеников принести с собой ручной «тренажер», предварительно объяснив его назначение. Портфель школьника раздутый и тяжелый, поэтому тренажер должен быть легким и маленьким. Это может быть эспандер, резиновый шарик с шипами, грецкий орех, резиночка, бусы (четки) и т.п. Звучит команда: «Достать тренажеры!». Дети быстро и шумно вытаскивают «тренажеры»; далее: «Приступить к разминке!». И начинается: кто-то катает орех в ладошках, кто-то быстро-быстро перебирает четки или горох в мешочке, кто-то сжимает-разжимает эспандер или мячик. Завершение разминки: «Убрать тренажеры!».
В физкультминутки полезно вносить разнообразие: включить, например, обмен тренажерами. Или катание ореха в ладошках проводить то перед собой, то над головой, то за спиной.
Проведению физкультминуток может предшествовать семейное мероприятие с презентациями покупных и самодельных тренажеров, на которых хорошо было бы составить коллективную инструкцию по их применению.

 

Приложение

Пальчиковые игры

Два драчливых петуха

Раз петух, два петух… (На «раз» руки расположите у правого плеча, на «два» – у левого. Большие пальцы соедините подушечками, а четыре пальца правой руки проходят между пальцами левой, создавая имитацию гребешка.)
Забияки – просто ух! (погрозите указательными пальцами по очереди или одновременно.)
Раз петух, два петух… (На «раз» руки расположите у правого плеча, на «два» – у левого. Большие пальцы соедините подушечками, а четыре пальца правой руки проходят между пальцами левой, имитируя гребешок.)
Перья, пух летят вокруг! (Машите ладонями, разгоняя воображаемые пух и перья.)
Но тут Трезор вбежал во двор (отведите вверх большой палец, а четыре пальца соедините и подвигайте мизинцем, создавая имитацию лающей собаки)
И разогнал двух драчунов! (Разведите ладони в стороны.)

Зайчики

Зайки ушки показали… (Загните мизинец и безымянный палец и прижмите их большим, а средний и указательный поднимите вверх, подвигайте их, имитируя движение заячьих ушей. Руки располагайте у края стола.)
Прыг за кустик – и удрали! (Руки спрячьте под стол. Если игра проводится без стола, то за спину.)
Только пятки засверкали. (Сжатыми в кулачки руками совершайте попеременные движения вверх – вниз, имитируя «сверкающие пятки» зайцев.)

Игра с сюрпризом

Раз, два, три, четыре, пять… (Положите на ладошку маленький предмет (конфетку, орех и т.п.) и загибайте по счету все пальцы, пока сюрприз не окажется спрятанным в кулачке.)
В кулачке что – не отнять! (Покрутите кулачок в разные стороны.)
Только так сидеть устали (положите кулачок на стол),
Раз – куда-то побежали (разожмите кулачок и всеми пальцами совершите беговые движения вперед)
И сюрприз свой потеряли… (Сюрприз окажется на некотором расстоянии от убежавших пальчиков.)
Возвращаемся опять (совершите пальчиками бег назад)
И сюрприз скорее – хвать!
(Схватите сюрприз и зажмите его в кулачок.)
Повторите игру с другой рукой.

Встреча

Мы сегодня повстречались,
Крепко-крепко мы обнялись. (Руки здороваются друг с другом: сначала правая сверху, затем левая.)
Я – хороший, ты хороший (положите обе ладошки на грудь, а затем укажите ладошками друг на друга),
Мы захлопаем в ладоши! (Похлопайте в ладоши.)

Братья

Братья в прятки поиграли (расставьте в стороны пальцы и сожмите в кулачок, повторите 2–3 раза),
Но потом они устали… (Положите ладошки на стол внутренней стороной вверх.)
Два отправились поспать (загните мизинец и безымянный палец),
Два собрались погулять… (Переверните ладонь и обопритесь указательным и средним пальцами о стол.)
Так спешат – не замечают (совершайте беговые движения указательным и средним пальцами по столу),
Что их кто-то догоняет… (Двигайте большой палец по столу вслед за бегущими братьями.)

Елена Гайдаенко ,
методист Дворца детского творчества, г. Курск