Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №3/2010

Образ жизни

Контрольная закупка: минеральная вода

Форма урока: урок-практикум.

Цель: научиться разбираться в многообразии видов минеральной воды и делать правильный выбор в зависимости от цели использования.

Задачи:

– узнать о минеральных водах Башкортостана, о природных источниках;
– научиться определять минерализацию воды по этикетке, разделять воду на слабо-, средне- и сильноминерализованную;
– учиться правильно использовать минеральную воду.

Оборудование: бутылочки с образцами минеральной воды без этикеток под номерами (образцы должны иметь разную минерализацию); одноразовые стаканчики; этикетки от бутылок с минеральной водой (по 5–6 на группу); презентация «Минеральные воды Башкортостана»; для каждого учащегося – «Журнал дегустатора», физическая карта Башкортостана, листы формата А3, фломастеры.

Статья опубликована при поддержке компании "Аквамарин", осуществляющей продажу и доставку питьевой воды "Каньон" в офисы, квартиры и частные дома Ростова-на-Дону. "Аквамарин" — это, прежде всего, добытая из артезианской скважины глубиной более 100 метров, обработанная ионами серебра и ультрафиолетом, что препятствует появлению различных бактерий, очень вкусная питьевая чистая вода. Во-вторых, это — пищевые экологически безопасные 19-литровые бутыли, регулярно подвергающиеся интенсивной дезинфекции и стерилизации безвредными моющими средствами. В-третьих, — ощутимые скидки оптовым покупателям и быстрая доставка в удобное для клиента время. Сделать заказ воды можно, оформив онлайн заявку на портале aquamarine-waters.ru, а также позвонив по телефону, указанному на сайте.

Ход урока

1. Организация класса. Мотивация

Приветствие, настрой на плодотворную работу.
– Сегодня мы будем участниками программы «Контрольная закупка». (Презентация.) Тема программы: «Минеральные воды Башкортостана».
Посмотрите, какой богатый выбор минеральной воды в наших магазинах! (Перечень минеральных вод на слайде).
Как вы выбираете, какую воду купить? Умеете ли вы выбирать?
На уроке нам предстоит побывать в роли «народного жюри» и строгих экспертов. В результате мы узнаем, что такое минеральная вода, как она образуется в природе, научимся различать воду по минерализации с помощью этикеток и правильно выбирать минеральную воду в магазине в зависимости от цели использования.

2. Изучение нового материала

На доске – таблица.

Таблица

Номер
и название образца

Итоги дегустации вкуса минеральной воды (народное голосование)

Содержание минеральной воды
(этикетки)

Целебные свойства минеральной воды (этикетки)

Качественный состав воды
(опыты)

1

2

3

Групповая работа «Народное голосование»

– У нас в Башкортостане много минеральных источников. Это Кургазак, Красноусолье, Шиханы, Нурлы, Карагай, Алатау. Сегодня мы проверяем минеральную воду, и в конкурсе участвуют минеральные воды источников трех образцов, но называть их я сейчас не буду, мы узнаем об этом в конце урока. (Красноусольский, Шиханы, Кристальный родник.)
– Итак, для начала мы поучаствуем в «народном голосовании», будем выбирать минеральную воду из представленных образцов. Эти образцы вам неизвестны. Какая же вода вам понравится? После дегустации группы сообщат распределение голосов между образцами, объяснят свой выбор.
(Апробация и подведение итогов, фиксация итогов народного голосования на доске под номерами.)
– Отборочный этап закончен, определен лидер «народного голосования» – это номер... Благодарю дегустаторов за работу.
Какая именно вода и почему стала победителем, мы узнаем позже. Изучение темы поможет нам с научной точки зрения объяснить сделанный выбор.

Групповая работа «Изучение состава образцов минеральной воды»

(Работа с данными этикеток)
(cм. приложение)

Итак, мы отправляемся в школьную лабораторию, чтобы определить химический состав наших образцов.
Вода – хороший растворитель. Просачиваясь сквозь горные породы, она растворяет некоторые из них. Так в воде накапливаются растворенные вещества (соли), и она минерализуется.
В воде могут быть растворены не только минеральные вещества, но и газы (углекислый газ, сероводород) и органические вещества.
Подземные воды, содержащие большое количество солей и газов, называют минеральными. Лечебные свойства минеральной воды, ее химическую сущность определяют 6 основных ионов: три катиона – натрий (Na+), кальций (Са2+), магний (Мg2+) и три аниона – хлор (Сl–), сульфат (SO4) и гидрокарбонат (НСО3).
На данный момент существует два вида минеральной воды – природная и искусственная. Природная вода добывается непосредственно из природных месторождений, а искусственная получается путем добавления чистых нейтральных или слабощелочных солей в обычную питьевую воду в том же количестве, что и в природное воде.
А сейчас нам предстоит узнать о химическом составе воды данных образцов. Перед вами этикетки образцов. Выпишите, какой состав они имеют и какого компонента в воде больше. Все данные заносите в дневник дегустатора.

(Групповая работа учащихся. Выводы: 1 – хлорид, 2 – сульфат, 3 – гидрокарбонат.)

Групповая работа «Изучение целебных свойств минеральной воды»

(работа с данными этикеток)

– Целебное действие свежей природной минеральной воды заключается в замене клеточной воды с частично разрушенной структурой на индивидуально структурированную воду.
Это позволяет увеличить время жизни и эффективность работы абсолютно всех клеток человека, а также благотворно комплексно воздействует на весь организм в целом. В результате организм приобретает возможность самостоятельно гасить внутренние очаги патологий.
Целебные свойства минеральной воды были открыты еще в Древней Греции и Древнем Риме, когда жители принимали минеральные ванны для того, чтобы омолодиться и снять чувство усталости. Весть о чудесных свойствах минеральной воды со временем распространилась по всей Европе, где, собственно, и расположены основные месторождения минеральной воды.
Давайте найдем на ваших этикетках информацию о том, какие заболевания можно лечить этой минеральной водой. От того, насколько полная информация имеется на этикетке, зависит правильность применения воды. Учитывайте этот момент при выборе воды в магазине.
(Учащиеся находят нужную информацию на этикетках, потом зачитывают, заполняют дневник дегустатора.)
– Кстати, без ограничений пить можно только столовые воды. Лечебно-столовые воды можно пить, только чередуя со столовыми, иначе в организме начнется накопление солей, в особенности натрия. Воды с повышенной минерализацией надо употреблять только по назначению врача. Это уже не питье, а лекарство!
В нашем случае образцы под номерами 1, 2 являются лечебно-столовыми, 3 – столовой.

Групповая работа

(лабораторные опыты)

«Определение качественного состава минеральной воды».
– Теперь мы знаем состав воды данных образцов, и нам предстоит проверить, так ли это.
Проверим качество воды в бутылках. С помощью индикаторов мы попробуем определить содержание анионов и катионов в воде. На столе у вас пробирки и вещества-индикаторы.
Помещаем в пробирку с минеральной водой индикаторы. Если выпадет осадок, то в минеральной воде есть ионы – катионы и анионы.
(Выводы по данным опытам, какая вода наиболее минерализованная, проверим по нашей таблице дегустаторов «Вывод о качестве произведенной воды».)
– На территории Башкортостана есть немало источников минеральной воды. Есть и предприятия, которые производят минеральную воду. Рассмотрим одно из производств. (Просмотр презентации «Производство и использование минеральной воды».)

Подведение итогов по теме

– Вернемся к результатам «народного голосования». Раскроем секреты. Мы сегодня работали с тремя образцами воды. Давайте рассмотрим, где производят эту воду.
(На доске вывешиваются названия образцов минеральной воды в таблице.)

3. Закрепление

(групповая работа – рефлексия)
– Перед вами на столах чистая бумага и фломастеры. Ваша задача – написать эсэмэску маме. Она стоит в магазине и выбирает минеральную воду. 1-я группа дает краткую инструкцию по выбору столовой минеральной воды; 2-я – лечебно-столовой.
(Работа и выступление групп.)
– Почему именно так распределились голоса между образцами? Попробуем объяснить ваш выбор с научной точки зрения. Теперь мы имеем достаточно знаний для этого. (Объяснения учащихся.)
Хочу отметить, что вы действительно узнали, что такое минеральная вода, как и где она образуется в природе. Теперь вы сможете разобраться в изобилии минеральной воды в наших магазинах. Здоровья вам!

4. Домашнее задание

Составить список образцов минеральной воды, которую можно использовать для:
а) ежедневного применения;
б) полоскания горла во время ангины;
в) для лечения заболеваний нервной системы;
г) для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Помни, выбирая...

Как правильно выбрать минеральную воду?
Сторонников покупать бутилированную питьевую воду становится все больше, хотя всего пару лет назад эта идея казалась большинству малопривлекательной: вода – она и есть вода. Но, оказывается, и к употреблению воды в бутылках стоит относиться осмотрительно.
Кто-то сказал, что минеральные воды капризны и требуют деликатного обращения, они нежнее драгоценных вин. Действительно, воду из источника надо бережно поднять из глубоких недр земли, а затем упаковать в удобную и безопасную тару, чтобы сохранить неизменной ту уникальную программу, которую заложила в нее сама природа.
Экологически чистых природных источников очень немного. Поэтому не секрет, что в продаже все чаще появляются искусственно минерализованные воды.
Производство искусственно минерализованной воды проходит две стадии. Сначала воду выкачивают либо из артезианской скважины, а чаще всего из водопровода, а затем подвергают глубокой очистке. Тщательная фильтрация убивает не только вредные примеси, но и все полезные соли и минералы.
А чтобы вода смогла все же называться минеральной, неизбежен второй этап – очищенной донельзя воде искусственно «прививают» полезные свойства, насыщая солями. На выходе получается не активная живая среда, а просто раствор солей. Искусственная, или восстановленная, вода по ГОСТу относится к классу безалкогольных напитков и никакого отношения к минеральным водам не имеет.
Вроде бы искусственно минерализованная вода не вредная, но и полезных свойств в ней нет. Производство искусственной воды превратилось в широкомасштабную индустрию. На прилавках появилась подпольно произведенная вода, не соответствующая стандартам. Естественно, может происходить перенасыщение либо недонасыщение ее солями. Известно, что постоянное употребление такой воды может привести к отложению солей, нарушению в организме водно-солевого баланса и развитию сердечно-сосудистых заболеваний.
Многие производители «искусственной» воды предусмотрительно не уточняют, откуда берется эта вода. Поэтому если вы покупаете бутилированную воду, то покупайте натуральную, разлитую из известного источника, который находится в экологически чистом месте. Ту, которая сохраняет все природные полезные вещества.
Все воды делятся на три группы в зависимости от уровня их минерализации. Главное отличие минеральных вод от обычных столовых – их повышенная минерализация, которая оказывает физиологическое воздействие на организм человека. По степени концентрации минеральных солей природные воды подразделяются на:

  • столовые (минерализация до 2 г/л);

  • лечебно-столовые (минерализация в диапазоне от 2 до 8 г/л);

  • лечебные (обычно их минерализация находится в пределах от 8 до 12 г/л).

В свою очередь, минеральная вода бывает нескольких видов, каждый из которых показан при определенных заболеваниях. Кроме того, большое значение имеет содержание различных солей и микроэлементов. Не для каждого человека подходят те или иные вещества. Поэтому при выборе воды нужно внимательно прочитать этикетку, на которой обязательно должен быть указан состав приобретаемой вами воды.
Так как же выбирать?
Полезнее всего вода не из бутылки, а прямо из источника. Но если такой возможности нет, то по крайней мере выбирайте натуральную. Ведь многие воды, которые сегодня продаются, искусственные; по формуле они совпадают, например, с «Ессентуками», но сама структура у них другая. Врачи-курортологи прекрасно знают, что лечебный эффект от искусственной воды гораздо меньше.

Приложение

1-й образец

Минерализация
2000–3000 г/л
Хлориды 200–300
Сульфаты 900–1200
Кальций 210–280
Магний 100–150
Калий 100–250
Натрий 100–250

2-й образец

Минерализация
2000–2600 г/л
Хлориды 25–30
Сульфаты 1000–1500
Кальций 450–700
Магний 50–65
Калий 100–150
Натрий 100–150
Ионы серебра

3-й образец

Минерализация 1000 мг/л
Хлориды 40–50
Сульфаты 170–180
Кальций 90–110
Магний 65–70
Калий 5–7
Натрий 100–150
Гидрокарбонат 400–500
Фторид 0,2–1,5

1-й образец

Целебные свойства

Применяется при:
хронических
гастритах,
колитах,
энтероколитах,
панкреатитах,
заболеваниях
печени, желчевыводящих путей,
неосложненной
язвенной болезни
желудка и двенадцатиперстной кишки, болезнях обмена веществ

2-й образец

Целебные свойства

Применяется при:
гастритах,
колитах,
энтероколитах,
панкреатитах,
заболеваниях
мочевыводящих
путей, язвенной
болезни желудка
и двенадцатиперстной кишки,
болезнях обмена
веществ

3-й образец

Целебные свойства

Применяется при:
гастритах,
колитах,
энтероколитах,
панкреатитах,
болезнях
обмена
веществ

Елена Зинатуллина ,
учитель географии, СОШ с. Рощинский, Стерлитамакский район, Республика Башкортостан