Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №24/2009

Конкурс

Укрепляем зрение

В нашей общеобразовательной школе существуют коррекционные классы IV вида (классы охраны зрения). Здесь учатся дети, у которых есть нарушения зрения с детства. Во всем остальном это обычные дети, они обучаются по традиционной программе «Школа России» и отвечают требованиям к знаниям, умениям и навыкам, предъявляемым детям их возраста. Однако есть много особенностей в работе с такими детьми. Одна из них – частое применение физкультминуток на уроке. Те упражнения, которые нам рекомендуют Уильям Г. Бейтс, О.П. Панков, М.С. Норбеков и другие, мы взяли за основу. Остальное придумали сами. И вот что у нас получилось

Статья опубликована при поддержке Офтальмологического центра Коновалова, располагающего всем необходимым для обследования, постановки диагноза и лечения пациентов, а также для успешной хирургической деятельности. Все необходимое - это, конечно, прежде всего, грамотные врачи высшей квалификационной категории, профессора, кандидаты и доктора наук, многие из которых имеют патенты на изобретения, опытный и внимательный медперсонал, высокотехнологичное современное оборудование. У взрослых и маленьких пациентов в Центре успешно лечат глаукому, врожденный и приобретенный астигматизм, косоглазие, в том числе хирургическим методом регулируемых швов, корректируют различные аномалии рефракции, возрастные изменения глаз и, в конечном итоге, возвращают людям зрение. Всю необходимую информацию об услугах, предоставляемых центром Коновалова, методах лечения заболеваний глаз и коррекции зрения можно получить на сайте konovalov-eye-center.ru.

Правила выполнения упражнений для глаз

1. Упражнения для глаз необходимо выполнять только в хорошем настроении.
2. Исходное положение: спина прямая, тело расслаблено, голову держите прямо. Все тело неподвижно, двигаться должны только глаза.
3. Вначале выполняйте упражнения для глазных мышц не более 3–4 раз каждое. Далее – по 8–10 раз.
4. Для снятия напряжения после каждого упражнения надо быстро поморгать.
5. Упражнения выполняйте медленно, не спеша, без напряжения, вдумчиво и с любовью.
6. Движения глаз должны четко вырисовывать все линии.
7. Гимнастику для глаз необходимо выполнять не менее 2 раз в день.
8. Гимнастику можно выполнять в положении сидя и стоя.
9. Перед выполнением упражнений очки нужно снять.

Зарядку выполняем вместе!

Чтобы лучше видеть все вокруг,
Помни правила, мой друг!

1. Будет результат от упражнения,
Коль в душе не будет места лени.
Пусть улыбка непременно
Вдруг коснется ваших глаз –
И хорошее настроение
Не покинет вас сейчас!

2. Перед началом упражнения
Прими исходное положение:
Прямо встань, расслабь все тело
И вперед смотри уверенно и смело.
Все тело неподвижное у нас.
Движенья будут исключительно для глаз.

3. Сначала делай упражнение
Всего по 3–4 раза,
Ведь очень резкая нагрузка
Нежелательна для глаза.
Затем нагрузку увеличим
(Примерно 8–10 раз):
Натренированному глазу
Подходит это в самый раз.

4. Когда ты сделал упражнение,
Расслабь все мышцы, поморгай.
Снимать глазное напряжение
Ты каждый раз не забывай!

5. Упражняйся не спеша,
Медленно, с любовью,
Не напрягаясь. Охраняй
Осмысленно свое здоровье.

6. Мой друг! Ежедневно
По 2 раза в день
Гимнастику делай,
Отбрось свою лень!
– Здоровье в порядке?
– Спасибо зарядке!

После того как усвоены правила выполнения гимнастики для глаз, переходим к выполнению упражнений. Каждый день мы начинаем со слов:

Ежедневно, каждый час,
Глаза, мы думаем о вас.
Напрягаем, расслабляем –
Так вот зренье улучшаем.

Основные упражнения можно разделить на четыре группы.

1. Упражнения для глазодвигательных мышц

Эти упражнения тренируют глазодвигательные мышцы, улучшают кровоснабжение глаз, снимают напряжение. Происходит смена видов деятельности. Важно, чтобы тело было неподвижным, глаза двигались плавно, без напряжения. Этому хорошо помогает выполнение упражнений со стихами. Педагог должен следить за ритмом, а дети вслух читают стихи и выполняют упражнения. Такая работа вызывает у детей положительные эмоции, все задания выполняются легко, без принуждения. Кроме того, у учащихся развиваются память, умение руководить собой и чувство ритма.
Эти упражнения надо проводить на каждом уроке и желательно в той же последовательности. На их проведение отводятся 3 минуты.
Перед выполнением учитель напоминает детям:

Если мы долго на доску смотрели,
Наши глаза утомиться успели.
Мы поднесем близко к носу рамку-окошко,
Поупражняться на плоскости надо немножко.

(Дети представляют рамку и делают упражнения.)

А если мы долго учебник читали
Или в тетради много писали,
То наша доска будет рамкой вдали,
Глаза чтоб побегать побольше могли.

(Упражнения выполняются на стене.)

«Маляры»

Движения глаз вверх – вниз. Плавно, 8–10 раз.

Нет забавнее игры:
Наши глазки – маляры.
(Садятся прямо и настраиваются.)
Мы заборы красим
Вверх – вниз – раз,
Вверх – вниз – два (и так до 8 раз).
Наши глазки молодцы,
Работают в согласии.
(Легко моргают.)

«Ходики»

Движения глаз вправо – влево. Плавно, 8–10 раз.

Тик-так! Ходики
Работают исправно
(дети садятся прямо и настраиваются):
Влево – вправо – раз,
Влево – вправо – два (и так до 8 раз),
Полезно и забавно!
(Легко моргают.)

«Бабочка»

Плавные движения глаз вырисовывают бабочку. Правый верхний угол – правый нижний угол. Вверх по диагонали – левый верхний угол, левый нижний и т.д.

Раз, два, три, четыре, пять!
Будем крылья рисовать.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
(Движения на каждое слово по контуру бабочки в одну сторону.)
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
(Движения на каждое слово по контуру бабочки в другую сторону.)

«Восьмерка»

Плавные движения глаз вырисовывают восьмерку. Начинаем упражнение от носа. Исходное положение – глаза закрыты. Далее их открываем. Как только восьмерка закончилась, то снова закрываем глаза на несколько секунд. Медленный счет до восьми.

Рисуй восьмерку вертикально
И головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
(Закончилась первая восьмерка – вертикальная. Глаза закрыли на несколько секунд.)
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись,
Зажмурься крепко, моментально,
Давай, дружочек, не ленись!
(Закончилась вторая восьмерка – горизонтальная. Глаза закрыли на несколько секунд.)
Глаза открываем мы наконец.
Восьмерка закончилась. Ты молодец!
(Легко моргают.)

Сначала надо сделать восьмерки в одном направлении, а затем в другом.

«Циферблат»

Движения глаз по большому кругу. Плавные движения глаз вырисовывают круг. Глаза поднимаем вверх. Медленный счет до восьми.

Стрелки часов, как видно, устали (1–2–3–4),
Быстрее по кругу они побежали (5–6–7–8),
И каждый из нас сейчас искренне рад (1–2–3–4),
За стрелками следом пройти циферблат! (5–6–7–8).

Двенадцать часов, три часа, шесть часов, девять часов, двенадцать часов. (Еще один круг.)
(Теперь делаем то же самое, но в обратную сторону, и в последней строчке будет так: двенадцать часов, девять часов, шесть часов, три часа, двенадцать часов.)
Для того чтобы разнообразить упражнения для глазодвигательных мышц, мы применяем офтальмотренажер Базарного. На одной из стен или на потолке изображен этот тренажер, который также предназначен для движения глаз вверх – вниз, вправо – влево и т.д.

Офтальмотренажер

План путешествия есть на стене,
План путешествия для наших глаз.
(На каждое слово вверх – вниз.)
Все нам понятно и ясно вполне:
И стрелки, и цвет – подсказка для нас.
(На каждое слово вправо – влево.)
За линией четко глазами следи
(большой круг в одну сторону),
За контуры линий не выходи
(большой круг в другую сторону).
Эта карта ведет нас с любовью
В страну чудес Глазное здоровье!
(Легко моргают.)

Предлагаем вашему вниманию еще один комплекс упражнений для глазодвигательных мышц.

«Колпачки»

У каждого ребенка есть колпачки в виде конуса, сделанные из твердой ткани. Один колпачок красный, а другой зеленый. Дети надевают на указательный палец сначала колпачок красного цвета (раздражают глаз), затем те же движения делают зеленым колпачком (успокаивают глаз)
Как вы понимаете, в этом комплексе движется вытянутая рука, на указательном пальце колпачок нужного цвета, глаза следят за колпачком.

Я здоровье берегу – сам себе я помогу.
(На каждое слово вверх – вниз.)
Колпачок надень на пальчик –
Это будет Мальчик-с-пальчик.
(На каждое слово вправо – влево.)
Глазками за ним слежу
(«бабочка» в одну сторону),
В поле зрения держу.
(«бабочка» в другую сторону.)
Красный цвет – раздражитель для глаза
(большой круг в одну сторону),
Ну а зеленый – успокоит сразу.
(Большой круг в другую сторону.)

В конце каждой зарядки как итог и как самовнушение говорятся слова:

Здоровье свое сбережем с малых лет…

2. Упражнения для снятия напряжения и утомления с глаз

Эти упражнения должны быть обязательно включены в урок, поскольку самая главная причина ухудшения зрения – это перенапряжение глаз. Выполнять их надо как можно чаще. Времени занимают не много (1–2 мин.).

«Пальминг»

Накрывание глаз ладонями. От английского palm – «ладонь».
Расслабляющее упражнение. Если его выполнить правильно, то не только глаза получат отдых, но и психика: проходят боли в глазах, головные боли. Этот отдых способствует расслаблению глазных мышц и одновременно активизирует нервные клетки глаз.
Многие люди в это время сосредоточивают свои мысли на глазах, на их мышцах и так или иначе работают с ними. Это неправильно.

Алгоритм выполнения упражнения:

1. Сядьте удобно. Локти поставьте на стол. Шея на одной линии с позвоночником.
2. Согрейте ладони, потерев их друг о друга.
3. Закройте глаза.
4. Центр ладони напротив центра глазного яблока. Сложите ладони ложечкой.
5. Пальцы плотно соединены, скрещены на лбу. А основания мизинцев соединены в одной точке, размещающейся строго на переносице.
6. Слушайте спокойную музыку и думайте о приятном. Мышцы глаз и тела расслаблены. Создайте состояние отрешенности, спокойствия, пустоты.
7. Из центра ладоней идет воображаемое тепло через глаза по всему телу.
8. Вспоминайте предметы черного цвета: ткань, мех, машину и т.д. Ваша цель – увидеть совершенно черное поле.
9. В идеале делайте до появления ощущения, будто кто-то раскачивает вас.
10. Ладони убираем, но глаза еще закрыты. Их открывайте потихоньку, постепенно.
11. Похвалите себя.

Комментарий. Если делать это упражнение длительно по 10–15 мин. 2 раза в день и кратковременно (1 мин.) после зрительной нагрузки, то тем, кто носит очки, скоро можно будет от них отказаться.

Принцип: чем чаще, тем лучше.

  • Делаем упражнение.

Стихи может читать учитель, но практика показала, что постепенно дети начинают произносить их сами и к концу упражнения читают целиком.

Разотрем свои ладошки,
Разогреем их немножко.
(Растирают ладони.)
Пальчики плотно друг к другу прижмем,
Свету проникнуть сквозь них не даем.
(Делают лодочки.)
Ладошки – это лодочки у нас:
Одной закроем левый глаз,
Другой закроем правый глаз.
(Закрывают глаза.)
О хорошем подумать сейчас в самый раз.
Глаза закрыты, ладоней не касаются…
Сейчас с них напряжение снимается.
(Думают о хорошем. Учитель может давать разного рода установки типа: «Глазки наши хорошие, глазки отдыхают» и т.д.)
Тихонько уберем ладони,
Медленно глаза откроем.
То, что стало четче видно,
Мы от вас, друзья, не скроем.

«Далеко гляжу»

Так же снимается глазное напряжение, если просто посмотреть вдаль.

Дети подходят к окну и смотрят вдаль.

(Педагог читает медленно).

Высоко сижу, далеко гляжу…
Нет, нам времени не жаль:
С интересом смотрим вдаль.
Ты найди объект вдали,
На него смотри, смотри,
Сквозь него смотри…

Исследуй, рассматривай и наблюдай,
Глазам напряженье снимать помогай.

«Мотылек»

Частое моргание. Снимает напряжение с глаз, улучшает кровоснабжение.

Дети говорят хором, легко моргают, представляя, что их веки – это крылья мотылька.

Раскрой глаза спокойно, широко.
Моргать начинай свободно, легко.
Без остановки и часто моргаем:
Взмах тонких крылышек изображаем.

«Жмурки»

Зажмуривание глаз. Укрепляет мышцы глаз, снимает напряжение.

Дети читают слова, при этом зажмуривают глаза. Зажмуривать надо так, чтобы каждый раз увидеть черное поле.

Сейчас мы в жмурки поиграем:
Веки сильно мы сжимаем,
Держим, держим, напрягаем…
И спокойно расслабляем.

Сидел со мной рядом за партой сосед.
Зажмурился я – и соседа уж нет!
Теперь головою крути не крути,
А в классе у нас никого не найти.

Открою глаза – и сосед мой на месте.
Зарядку для глаз выполняем все вместе.

«Буратино»

Это упражнение можно использовать при ознакомлении с новыми словарными словами или терминами. Также снимает напряжение с глаз.

Смотрим на слово. Запоминаем. Закрываем глаза. Представляем, что наш нос вырос, как у Буратино. Пишем в воздухе носом слово, открываем глаза. Видим лучше.

Наши глазки закрываются…
Представим, будто нос наш удлиняется.
Я превращаюсь в Буратино
И носом буду рисовать картину.
Интереснее всего – это рисовать,
Что представишь: стол, окно,
Шкаф, ковер, кровать…
Все нарисует носик наш,
Когда ему работу дашь.
И мы без дела не сидим:
Мы носиком руководим!

3. Упражнения для тренировки аккомодации цилиарной мышцы по принципу близко – далеко

Упражнение «Марка»

Можно выполнять как сидя, так и стоя.

На стекле, чуть ниже уровня глаз, наклейте маленькую марку или картинку размером 3 на 3 или 4 на 4 см. Рисунок должен быть веселый, четко нарисованный и лучше всего в зеленых тонах. За окном вдали выберите предмет с расплывчатыми очертаниями.
По ходу восстановления зрения объект меняем, но всегда выбираем его на таком расстоянии, чтобы он был виден нечетко. А вот расстояние между картинкой и глазами не меняем: 20–25 см!
Продолжительность работы – 10 минут (на уроке достаточно 1–2 мин.). Не думайте о времени! В течение 3–5 сек. рассматриваем рисунок на картинке, затем взгляд переводим на выбранный объект за окном, причем смотрим на него поверх приклеенной на стекло марки. Затем также 3–5 сек. разглядываем этот объект и снова плавно переводим взгляд на картинку.
Если напряжение возникло, чтобы расслабить мышцы, легко-легко поморгайте, похлопайте ресницами!
Это упражнение следует выполнять 2 раза в день в светлое время суток, но промежуток должен составить не менее 2 часов.
Особенно полезно упражнение для близоруких. После разучивания с целью более длительного выполнения дети могут делать его индивидуально, например, на перемене. В помощь коллективному же или групповому выполнению читаем стихотворение.

  • Делаем упражнение.

Марку на нашем оконном стекле
Рассмотрим очень внимательно.
Находим объект за окном вдалеке,
Пытаясь разглядеть его старательно.
И снова взгляд на марку переводим,
Детали мелкие находим, –
И опять на далекий объект…
И получаем прекрасный эффект:
Я четко вижу далеко!
Все очень просто и легко!

Упражнение «Метка»

Возьмите ручку или карандаш. Поместите напротив глаз на расстоянии 10–15 см. Рассматривайте кончик предмета 4–5 сек. Затем переведите взгляд вдаль, расслабьте глаза. Повторяйте в течение 5–10 мин. (на уроке достаточно 1 мин.). Поморгайте при возникновении напряжения.

4. Другие полезные упражнения

«Уши»

После разного рода гимнастик для глаз иногда дети начинают зевать. Поэтому делаем упражнения для ушных раковин. Воздействуя на уши, мы активизируем многие биологические точки.

Звук везде вокруг меня,
В море и на суше…
Чтобы слышать звук, друзья,
Берегите уши!
(Произвольно растирают уши.)

Пригибаем плавно вниз
Верхнюю часть уха,
Разогнем, опять пригнем…
Хорошо для слуха!

А затем вперед-назад
Ушки выгибаем,
Целых десять раз подряд
Их разогреваем.

Ямочку нажмем – не слышим!
Отпустим – снова слышим звук!
Точечный массаж полезен
И для слуха, и для рук!

Массируем мочки,
пощиплем, помнем.
Затем гладить уши
по кругу начнем.
Потянем вверх – вниз,
подергаем в стороны...
Массаж для ушей –
это просто здорово!

Су-джок

У каждого ребенка есть су-джок (колечко-пружинка). Перед работой в тетрадях делаем такую зарядку для пальчиков.

Су-джоком я круги катаю,
Взад – вперед его гоняю.
Массаж шеи, головы...
Попробуйте сделать это и вы.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошки.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальчиком прижму
И другой рукой беру.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошки.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальчиком прижму
И на стол его кладу.

(Берем колечко, которое находится в су-джоке.

Каждая строчка – движение колечка на одном пальце.)

Колечко-пружинку
На палец надеваем,
Тихонько массируя,
Мышцы расслабляем.

Мы сейчас бревно распилим,
Пилим, пилим, пилим, пилим…
Раз, два! Раз, два!
Будут на зиму дрова!

Знают девочки и мальчики:
Массаж полезен нашим пальчикам!

Мы будем очень рады, если наши физкультминутки пригодятся на уроках в любых классах: ведь сейчас очень много детей с нарушением зрения.
Все стихи, которые придумали сами, одобрены врачом-офтальмологом. Он работает с нашими детьми.
У ребят, делающих зарядку ежедневно и ежеурочно, зрение не ухудшается, а улучшается. Этого желаем всем детям, кто столкнулся с глазными заболеваниями!

Татьяна Баженова ;
Елена Швыденко