Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №24/2009

Взгляд физиолога

Научный подход к физической культуре

По материалам международной конференции «Физиология развития человека»

Проблема развития массового детского спорта требует совместной работы специалистов по физкультуре, физиологии, медицине, психологии и педагогике. Однако тенденции к увеличению нагрузок на фоне неблагоприятной экологии и напряженной учебы в лучшем случае не приводят к формированию и развитию здоровья, а в худшем – вызывают обратный эффект. Как быть, чтобы физкультура шла на пользу, а большой спорт не давал побочных негативных результатов?

Физкультура и спорт

В области спортивной и физической подготовки можно выделить два крупных блока: спорт больших достижений и массовую физическую культуру. Занятия физкультурой необходимы всем в той или иной мере, поскольку способствуют поддержанию и укреплению здоровья и формированию крепкого организма. А большой спорт – это трудная и опасная работа. Для того чтобы физкультура приносила пользу, а спортсмены достигали высоких результатов при минимальном, насколько это возможно, негативном воздействии, необходим научный подход к тренировкам и занятиям.
Именно поэтому исследователи изучают «безопасность», если так можно сказать, спорта и физкультуры и методы работы над достижением высоких результатов. Высокая результативность в большом спорте – это и правильно организованный тренировочный процесс, и отбор спортсменов.
Возрастная динамика физического и функционального развития – основной критерий, определяющий сроки и содержание каждого этапа многолетней подготовки и отбора в ее процессе.

Компьютер в помощь тренеру

Достижение высоких результатов, индивидуализация тренировочного процесса, отбор по группам видов спорта и определение спортивного амплуа, сохранение здоровья в процессе занятий невозможно без знаний индивидуальных особенностей и возможностей человека. Именно поэтому остро стоит проблема диагностики, мониторинга и коррекции состояния детей в процессе занятий физкультурой и спортом.
Для этого созданы компьютерные программы, помогающие оценить индивидуальный уровень возможностей организма при выполнении тестов. Полученные результаты автоматически анализируются с учетом возраста и пола, рассчитываются антропометрические и физиометрические индексы, и юному спортсмену выдается индивидуальная характеристика. Такие динамические наблюдения позволяют определить развитие силовых, скоростных, координационных, скоростно-силовых и функциональных кардиореспираторных показателей. Кроме того, программы анализируют психическое состояние, личностные качества, нейродинамические и психофизиологические параметры.
Тестирование уровня тревожности, агрессивности, эмоциональной устойчивости, адаптированности, стремления к достижению успеха, памяти, внимания и др. помогает тренеру ответить на вопросы о психоэмоциональном состоянии ученика и указывает на необходимость коррекционной работы по предотвращению психологических нарушений и развитию необходимых качеств личности. А уже совокупность характеристик позволяет осуществлять постоянный контроль за состоянием занимающихся в ходе работы.
При моделировании тренировочных нагрузок необходимо ориентироваться не только на конкретный результат, но и на функциональное состояние организма, соответствующее его индивидуальным особенностям и характеру полового созревания.
Контроль за уровнем биологической зрелости основных показателей особенно важен для определения индивидуальных сроков начала интенсивной тренировки.

Критерии отбора

Специалисты в области подготовки спортсменов высокого уровня уделяют большое внимание критериям отбора. Например, для определения специализации пловцов критерием считают особенности телосложения и рекомендуемый для этого возраст (начиная с 13 лет).
Сопоставление скорости плавания с особенностями телосложения и физической подготовленностью пловцов разной специализации выявило морфофункциональные признаки, являющиеся предпосылками для достижения успеха в той или иной дисциплине. Эти данные явились исходными для разработки модельных характеристик пловцов 13–16 лет.
Исследования юных пловцов по сравнению показателей, ограничивающих скорость у детей и взрослых, установили, что уже с 13-летнего возраста формируется морфотип пловца в зависимости от специализации. Это позволяет осуществлять прогноз потенциальных возможностей подростков и отбирать их для того или иного способа плавания с целью достижения высоких результатов.

Сенситивные периоды

Существуют разные этапы формирования сенсомоторных функций организма и соответствующие сенситивные периоды. Во время таких периодов происходит ускорение или, наоборот, резкое замедление естественного развития сенсомоторных функций с временным расстройством регуляции.
В сенситивные периоды могут наиболее полно раскрываться резервные возможности растущего организма. В отличие от критических, сенситивные периоды представляют собой только прогрессивную фазу развития.
Ученые определяют возрастные этапы с большей и меньшей податливостью ряда двигательных функций к воздействию тренировки. К периодам с большей податливостью относятся 6–10 лет (особенно от 9 до 10) и 15–16, а с меньшей – 11–14 лет.
Сниженная восприимчивость сенсомоторных функций к воздействию тренировки в критическом периоде – это полезная защитная реакция организма на тех этапах, когда в его системе происходят важные преобразования и в связи с этим много расходуется энергии и «строительного материала».
Для лиц со сходным профилем моторики эффективнее всего тренировочный режим, направленный на формирование наиболее развитых сторон двигательной сферы. Например, у школьников «скоростно-силового типа» на первом месте лучший результат в группах, где преимущественно совершенствуют скоростно-силовые качества, а для учащихся «выносливого типа» наиболее благоприятным является режим, ориентированный на развитие выносливости.

Сохранение безопасности

Многие виды спорта весьма травмоопасны, во время соревнований организм испытывает физические и психические сверхнагрузки.
Формирование органов и систем у юного спортсмена происходит под мощным и систематическим воздействием физических нагрузок. Особенно подвержены их влиянию костно-мышечная система, связочный аппарат, система кровообращения. Все это отражается на особенностях строения и функционирования органов и систем (вспомним гипертрофированный миокард, так называемое сердце спортсмена).
Однако, кроме прямого воздействия, физические нагрузки косвенно влияют на внутренние органы. Так, происходят изменения в секреторной функции желудка, определяющейся в первую очередь уровнем двигательной активности, а также интегрирующим действием таких факторов, как возраст, тренировочный стаж, объем и интенсивность нагрузок. Сдвиги в секреторной функции желудка сочетаются с долговременными изменениями в содержании в крови белково-пептидных, стероидных и тиреоидных гормонов.
Наблюдаются и сдвиги в водно-солевом обмене. Большие физические нагрузки, ускоряя функциональное созревание гепатобилиарной системы (печень, желчный пузырь и желчевыводящие протоки), сглаживают явление гетерохронии.

Физкультура для всех

Никто не будет спорить с тем, что упражнения являются одним из наиболее распространенных и действенных средств оптимизации физического состояния человека. Тем не менее использование их в оздоровительной физкультуре часто бывает малопродуктивным. Для повышения эффекта занятий необходимо воздействие мышечных нагрузок, основанное на индивидуальном подходе.
Занятия физкультурой тоже должны быть рациональными, продуманными и основанными на научном подходе.
Специалисты рекомендуют выбирать двигательный режим в соответствии с типом телосложения, или соматотипом.
Например, для детей астено-торакального (грудного) соматотипа подходит двигательный режим, при котором физические качества развиваются комплексно. А для ребят мышечного (брюшного) типа наиболее эффективны физические нагрузки, преимущественно формирующие выносливость.
Физическая активность в возрасте от 5 до 7 лет, помимо соматического здоровья, способствует развитию познавательных функций, в этот период происходит интенсивное созревание ЦНС. Ученые считают, что необходимо изучение зависимости умственной работоспособности детей в условиях различных двигательных режимов, ведь некоторые родители и учителя уделяют много внимания умственным способностям ребенка, делая их приоритетными, и забывают о важности физического развития.

Зарядка до рождения

Известно общее положительное влияние занятий физкультурой на организм беременной женщины и плода. У привычных к физическому труду, ходьбе и гимнастике женщин младенцы чаще рождаются крепкими, выносливыми, жизнеспособными. Эти женщины легче рожают, у них реже наблюдаются послеродовые осложнения, а их дети меньше болеют. Чем больше двигается будущая мать, тем выше функциональные резервы и приспособительные возможности ее ребенка.
Двигательный режим матери формирует двигательный режим плода. Адекватная физическая активность беременной ведет к увеличению подачи артериальной крови к действующим мышцам и соответствующему оттоку крови от матки. Это создает дефицит кислорода и питательных веществ для плода, который вынужден проявлять собственную активность и тренировать свои приспособительные механизмы. Так называемая гимнастика до рождения приводит к развитию, совершенствованию и укреплению мышц, сердца и всего организма, повышает функциональные резервы и приспособление к физическим нагрузкам, а в дальнейшем способствует нормальной адаптации новорожденного.
Вот почему каждая мама должна иметь элементарные знания по физиологии и медицине еще до рождения будущего ребенка. А грамотное физическое воспитание, опирающееся на научный подход, поможет детям стать сильными, здоровыми и избежать возможных ошибок.

Ольга Кузнецова ,
кандидат биологических наук, Москва