Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №23/2009

Технология

Маршрут безопасности

Проект для юных волонтеров

Учителя и ученики: совместная работа

Проблема сохранения и укрепления здоровья младшего поколения давно волнует педагогов московской средней школы № 921. Здесь каждый учитель в своей практике применяет технологии здоровьесбережения. В 2007 г. школа вошла в состав городской экспериментальной площадки «Сетевое взаимодействие образовательных учреждений, формирующих здоровую образовательную среду». Тогда же организовалась инициативная группа из числа педагогов и учащихся. Так постепенно в школе зародилось волонтерское движение. Ребята совместно с учителями проводили спортивно-оздоровительные праздники, акции по пропаганде ЗОЖ. Ученики 6–7-х классов со своими классными руководителями принимали активное участие в соревновании классов, свободных от курения. Силами преподавателей, детей и родителей была создана наглядная агитация – плакаты и стенды, направленные на формирование здорового жизненного стиля.

Интересный проект

Руководитель научно-методического центра «ДАР» им. Л.С. Выготского доктор медицинских наук Серафима Чечельницкая предложила подготовить из числа юных волонтеров школы модераторов для проведения интерактивной выставки «Маршрут безопасности».
Обучением ребят занимаются психологи центра Анастасия Михеева и Светлана Орленко.
На первом этапе для подростков проводятся семинары, в течение которых им предоставляется достоверная информация о психоактивных веществах, о том, как вести себя в ситуациях, потенциально опасных для здоровья, как противостоять давлению сверстников, уметь сказать «нет».
Ребята овладевают навыками общения с аудиторией, ведения групповых занятий, передачи другим полученных знаний, т.е. набором компетенций, который позволяет им чувствовать себя более уверенно не только на «Маршруте безопасности», но и в повседневной жизни. Кроме того, у молодых людей возникает мотивация помочь сверстникам сохранить здоровье. Формируется команда школьников, имеющих информационно-методическую и техническую поддержку со стороны организаторов проекта.
Проводить первые занятия ребятам помогают педагоги. Ведь первый опыт может быть печальным из-за того, что дети стесняются выступать перед аудиторией. А потом волонтеры проводят занятия самостоятельно.
На сегодня эта программа является одной из самых действенных, поскольку она предполагает живое общение, максимально проста, в ней используется эффективная стратегия внедрения информации, а также учитываются специфика возраста, социальный статус и интересы молодежи.
Принадлежность ребят к одному поколению и способность говорить на одном языке с теми, к кому они обращаются, их успешность и привлекательный имидж, компетентность и доступность увеличивают положительный эффект такой работы.

Интерактивная игра

Программу «Маршрут безопасности» разработало Министерство образования РФ совместно с немецким обществом по техническому сотрудничеству и НМЦ «Диагностика. Адаптация. Развитие» им. Л.С. Выготского в 2003 году.
Основная цель проекта – при помощи группы добровольцев обеспечить молодых людей структурированными, адекватными знаниями по профилактике возникновения зависимостей от психоактивных веществ, которые позволят сохранить здоровье в условиях эпидемий, связанных с употреблением ПАВ, а также мотивировать их на самостоятельный поиск информации.
«Маршрут безопасности» сочетает в себе интерактивную игру и передвижную информационную выставку.
Выставка состоит из 5 станций, которые дают информацию, побуждающую к размышлению о различных аспектах влияния ПАВ на жизнь человека, а также способствуют выработке навыков ответственного поведения.

1-я станция. «Умей сказать «НЕТ!»

Цель: информировать о различных формах отказа от употребления ПАВ, создать условия для развития навыков применения форм отказа.

2-я станция. «Спорные утверждения»

Цель: предоставить достоверную информацию о негативном воздействии ПАВ на организм человека.

3-я станция. «Рядом с тобой»

Цель: рассмотреть особенности влияния ПАВ на различные стороны жизни человека (здоровье, общение с друзьями и близкими людьми, возможность обучения и профессиональную деятельность). Мотивировать участников на выбор ЗОЖ.

4-я станция. «Правильный выбор»

Цель: способствовать осознанию подростками причин выбора ЗОЖ.

5-я станция. «ПАВ: вопросы и ответы»

Цель: предоставить достоверную информацию о влиянии ПАВ на здоровье и жизнь человека.
Одно мероприятие с использованием пяти станций длится 1,5 часа. В выставке одновременно могут принять участие от 50 до 60 человек. Программа рассчитана на две возрастные группы: 11–13 и 14–15 лет.
«Маршрут безопасности» очень хорошо подходит для тематических дней здоровья, хотя учащиеся с огромным желанием готовы к проведению подобного мероприятия и во внеурочное время.
Перед началом выставки координатор/ассистент проекта произносит приветственную речь, в которой он кратко рассказывает о проекте, и делит участников на 5 групп.
Работа на каждой станции длится 15 минут. За минуту до окончания работы на станции дается предупреждающий сигнал (1 свисток), через 15 минут после начала работы – сигнал к ее окончанию (2 свистка). Сигнал на начало следующей станции не подается. Модератор сам начинает работу, как только группа в полном составе подходит к его станции.
Работа на любой станции делится на пять этапов:

1. Подготовительный этап:
а) оформление стенда (название станции и логотипы организаций, реализующих проект, и партнеров);
б) подготовка материалов (картинки, карточки, дротик и т.д. – для каждой станции свое оборудование).
2. Встреча участников. Сообщение цели работы на станции.
3. Объяснение правил/условий работы.
4. Проведение игры.
5. Заключение:
а) подведение итогов работы на станции; выводы;
б) завершение работы (поблагодарить участников и объяснить, на какую станцию им переходить).

Для лучшего обеспечения участников информацией создана серия тематических буклетов, которые раздаются после работы выставки.

За рамки школы

Уже в 2007/08 учебном году волонтеры школы № 921 совместно с волонтерами школы № 519 провели «Маршрут безопасности» в 15 образовательных учреждениях, входящих в состав экспериментальной площадки. Деятельность ребят заинтересовала общественность, так как демонстрировала положительную динамику результатов. О нашей работе рассказали в СМИ на таких телеканалах, как Первый, «Россия», «Доверие» и «Столица», кроме того, была проведена серия мастер-классов на семинарах и конференциях разного уровня.
С 2009/10 учебного года школа стала центром подготовки волонтерского движения в округе. Теперь ребята обучают волонтеров других школ округа проводить «Маршрут безопасности».
Число желающих посетить выставку постоянно растет. Это доказывает ее востребованность. Принцип работы «Маршрута безопасности» строится таким образом, что сначала программа демонстрируется педагогам и родителям, а только потом, после получения письменного согласия от родителей, проводится для учащихся. Сейчас в школе нет ни одного не согласившегося родителя.
Подобный вид профилактической деятельности настолько интересен и самим волонтерам, что их численность за три года возросла втрое и сейчас составляет 32 человека, или 12% от общего количества учащихся. Волонтерское движение школы представлено тремя возрастными группами: учащимися 4-го, 6–7-х и 9–11-х классов.

Заключение

Творческое содружество учителей и волонтеров разработало еще две интерактивные выставки: «Здоровым быть модно!» для учащихся 5–6-х классов и «Тропинка к здоровью» – для 1–4-х классов. Таким образом, профилактической деятельностью в форме интерактивных выставок охвачены все учащиеся, начиная с самых маленьких.
Педагоги теперь называют школьников своими коллегами. Ведь всех объединяет общее дело – профилактика употребления ПАВ. А учитывая то, что такой работой в образовательном учреждении занимаются лишь несколько человек и охватить всех им не под силу, юные волонтеры стали незаменимыми помощниками.
В актуальности и необходимости проведения подобной профилактической работы со школьниками сомневаться не приходится. Всегда проще предотвратить болезнь, чем потом ее лечить.
За короткое время участники получают достаточно большой объем информации. Участие в «Маршруте безопасности» дает ребятам возможность получить сведения, которые впоследствии помогут им сделать правильный выбор.

Наталья Трапезникова