Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №22/2009

Конкурс

Удивительные путешествия

Внеклассные мероприятия для начальной школы

Есть на свете необычное государство – страна Здоровья, где много разных городов с необычными названиями, такими, как Физкультура, Режим дня, Правильное питание, город Неболеек и другие. Все желающие могут отправиться в путешествие, чтобы узнать, как следить за своим здоровьем, научиться методам профилактики простуды и вирусных заболеваний, а также познакомиться с правилами сохранения зрения и слуха

Путешествие в город Неболеек

Цель: познакомить детей со средствами и способами профилактики простуды и вирусных заболеваний.

Место проведения: спортивный зал.

Оборудование: коврики туристические, пазлы с картинками о закаливании; карта страны Здоровья; нарисованный город Неболеек; фрукты и овощи: лук, чеснок, апельсин, гранат, лимон; костюм Вируса, гриппа; колонна для фруктов и овощей; вырезанные из бумаги лужи; памятки «Волшебные точки»; сундучок; аудиотехника; записи музыки и шума борьбы.

Подготовка. Зал празднично украшен. Развешаны карта и нарисованный город. На полу – разметка для разминки. Стоит колонна.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

(Звучит музыка, в зал входят дети.)

Ведущий. Здравствуйте, ребята!

(Дети отвечают.)

Ведущий. А знаете ли вы, что мы с вами сейчас пожелали друг другу здоровья? Ведь слово здравствуйте означает пожелание здравия, то есть здоровья. А здоровы ли вы?

Дети. Да, здоровы!

Ведущий. Я рад(а), что у вас все в порядке, ведь здоровый человек красив и приятен в общении, легко преодолевает трудности, умеет по-настоящему и трудиться, и отдыхать.

Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в страну Здоровья. Мы побываем в городе Неболеек и узнаем, что нужно делать, чтобы уберечься от простудных и вирусных заболеваний.

Путешествие, ребятки,
Мы начнем сейчас с зарядки!
Для чего нужна зарядка?
Это вовсе не загадка –
Чтобы силу развивать
И весь день не уставать!
Встаньте, пожалуйста, на разметки! Начали…

(Звучит музыка, и дети под руководством ведущего выполняют разминку из 5–8 упражнений.)

Ведущий. Наше путешествие началось! Мы прибыли в город Неболеек. Посмотрите, а вот карта страны Здоровья. Вы можете подойти к ней и посмотреть, какие еще города есть в этом государстве. А я пойду и выясню: где же местные жители и почему они нас не встречают?

(Ведущий заходит за изображение города и переодевается в костюм Вируса гриппа. Звучит фонограмма с шумом борьбы. Затем Вирус выбегает к детям.)

Вирус. А, вот и остальные! Мы захватили город и вашего учителя тоже! Я здесь самый главный! Я Вирус гриппа! А вы кто?

Дети. Мы первоклассники…

Вирус. Я держу в плену всех жителей, и если ничего не случится, то мы заразим гриппом всех и переименуем город Неболеек в город Болеек. Вам не нравится?

Дети. Да, не нравится.

Вирус. Вы хотите, чтобы я ушел из города?

Дети. Да!

Вирус. Не получится! Мне здесь хорошо! Но я предлагаю уговор: если вы пройдете мои испытания, то я покину город и учителя вашего освобожу, а если нет, то вы станете моими подданными. Согласны?

Дети. Да!

Вирус. Вас много, а я один, поэтому я сейчас позову помощников – своих Вирусят. Эй, Вирусята, помогите мне! (Выходят Вирусята – ученики средней школы – и начинают раскладывать коврики и пазлы для игры.)

Ну что ж, тогда вот мое первое испытание. Перед вами на ковриках лежат кусочки пазлов. Вам надо взять один из них, перебежать на другую сторону зала и положить кусочек на коврики на той стороне, но Вирусята будут вам мешать, стараясь коснуться вас. Если им это удалось, то вам нужно вернуться за линию и начать все сначала. Брать и переносить можно только по одному кусочку пазла. Если вы перенесли пазл на другую сторону, то можете возвратиться за следующим кусочком по боковым дорожкам. Условия понятны?

Дети. Да!

(Ребята играют.)

Вирус. Какие вы ловкие! Удивительно! Но это еще не все! Сейчас вы должны разобрать перенесенные пазлы по цветам и составить на ковриках картинки из них! Для этого разбейтесь по парам. Первая пара собирает пазлы красного цвета, вторая – зеленого, третья – синего и т.д.

(Дети собирают пазлы.)

Вирус. И что же это за картинки? Что на них изображено?

Дети. Виды закаливания…

Вирус. А какие именно?

Дети. Закаливание водой, воздухом, солнцем, ходьба босиком, прогулки на свежем воздухе и т.д.

Вирус. К закаленному человеку реже пристают вирусы! Он крепкий, и инфекции никак с ним не справляются, у него хороший иммунитет против болезней. А вы какой-нибудь вид закаливания использовали?

Дети. Да! Загорали летом, купались…

Вирус. Ух, вы все знаете, так я, пожалуй, проиграю. Дам-ка я задание посложнее.

Вот ваше следующее испытание. Сейчас вы встанете в центре зала, а я позову своих Вирусят. Вы убегаете, а они догоняют! Если Вирусята задели вас рукой – вы больны: остановитесь и замрите на месте. Но бегать можно только по площадке. За линии выбегать нельзя. Условия понятны?

Дети. Да!

(Звучит веселая музыка. Ребята играют.)

Вирус. Посмотрите, как быстро вас мои Вирусята переловили! Это потому, что вы еще не всё знаете о профилактике простудных заболеваний! Обратите внимание на колонну, которая стоит рядом с городом. Туда мы, Вирусы, заключили наших врагов. Хотите на них взглянуть?

Дети. Да!

(Вирус вместе с ребятами подходит к колонне, приподнимает картонную крышку. Внутри лежат Лимон, Чеснок, Лук, Гранат и Апельсин.)

Вирус. Вот наши пленники! А знаете, почему мы их посадили в темницу?

Дети. Потому что вы, Вирусы, их боитесь!

Вирус. Совершенно верно! Если человек ест эти противные фрукты и овощи каждый день, то мои друзья, злобные Вирусы, погибают! В луке и чесноке содержатся вещества, не дающие Вирусам размножаться, а в лимоне, апельсине и гранате есть минералы и витамины, которые создают человеку защитный иммунитет. Вот поэтому мы и поместили их в темницу. Сейчас мы с вами сыграем снова. Но теперь у вас есть возможность выздороветь. Для этого нужно обладать защитным фруктом или овощем. Вирусята не станут трогать тех, у кого есть защита. Но владелец защиты может помочь больному товарищу – отдать ему свой фрукт или овощ. И тогда ваш друг может снова играть – он выздоровел. Если в конце игры здоровыми останутся больше половины ребят, вы победили! Ну что, посмотрим, какие вы ловкие?

Дети. Да!

Вирус. Тогда начинаем!

(Звучит веселая музыка, ребята играют.)

Вирус. Стоп! Стоп! Я усложняю задание! Отчего часто простывают дети? Приходят в школу больными и чихают на других ребят! Но вы все здоровы! Одеваются не по погоде! Но вы одеты правильно! А, они бегают по лужам, а потом ходят с мокрыми ногами. Так, сейчас Вирусята принесут нам лужи. Вы не должны на них наступать. Если попали в лужу – заболели – замерли! И снова вас смогут спасти только защитные фрукты или овощи.

(Звучит музыка. Дети играют дальше.)

Вирус. Стоп! Посчитаем здоровых! Так, я опять проиграл! Что ж, придется выполнить свое обещание! Я ухожу и забираю Вирусят! Пойду и освобожу жителей города Неболеек и вашего учителя! Что ж, празднуйте свою победу!

(Звучит музыка, ребята танцуют. Вирус уходит за изображение города. Быстро переодевается. Выходит в роли Ведущего с сундучком в руках.)

Ведущий. Ребята, спасибо вам огромное! Вы освободили меня и жителей города Неболеек! В благодарность они попросили меня открыть вам секрет, который помогает бороться с вирусами и оставаться здоровыми! Встаньте так, чтобы не мешать друг другу! На нашем теле есть волшебные точки. Если делать массаж этих точек, то повышаются защитные силы организма и он начинает лечить себя сам. Этот массаж несложен. Следует слегка надавливать на точку и делать круговые движения девять раз по часовой стрелке и девять – против. Давайте попробуем.

(Показывает расположение точек по А.А. Уманской, дети их массируют под его руководством.)

  • Первая точка расположена на грудине.

  • Вторая точка находится вот тут (ямочка над грудиной), она повышает иммунитет.

  • Третья точка здесь (место разделения сонных артерий).

  • Четвертая – в подзатылочной ямке.

  • Пятая – седьмой шейный позвонок.

  • Шестая – рядом с носиком, она помогает избавиться от насморка.

  • Седьмая (надбровные дуги) поможет от головной боли.

  • Восьмая – у самой ушной раковины.

  • Девятая точка (в месте смыкания большого пальца руки с внешней поверхностью ладони) спасает от головной боли и насморка.

Если выполнять такой массаж три раза в день, то вы сможете уберечься от простуд и гриппа. Жители города Неболеек попросили передать вам памятки «Волшебные точки», чтобы вы могли и дома делать такой массаж.

(Раздает памятки ребятам.)

Конечно, Вирус, который сегодня захватил город Неболеек, был не таким уж и страшным! А на самом деле вирусы гриппа и ОРВИ очень опасны и не только вызывают болезни, но и ведут к осложнениям, часто довольно серьезным! Ну вот, ребята! Наше путешествие закончилось, нужно возвращаться! В одну шеренгу становись!

(Дети строятся.)

Ведущий. Вам понравилось путешествие? Хотите ли вы оставаться здоровыми? А кто из вас готов выполнять несложные процедуры профилактики простудных и инфекционных заболеваний? А какие именно способы вы узнали?

(Ребята отвечают: закаляться, есть фрукты и овощи, делать массаж «волшебных точек».)

Ведущий. Молодцы! Вы узнали очень много и готовы вести здоровый образ жизни. Но нам пора прощаться!

Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие!
Будьте здоровы! До свидания!

(Дети организованно выходят из зала.)

Путешествие в город Зрение и слух

Цель: формирование навыков сохранения зрения и слуха.

Место проведения: спортивный зал.

Оборудование: картонный город; косынки двух цветов – оранжевого и зеленого – по количеству детей; свисток; флажок; секундомер; буквы «У», «Х», «О» зеленого цвета, «Г», «Л», «А», «З», «А» – оранжевого; картинки с полезными и вредными действиями; флажки из бумаги; ключики; большие ключи; колокольчики; повязка на глаза; памятки «Путешественнику в город Зрение и слух; музыка А.Вавилова – «Кукушка», «Тучка».

Подготовка. Спортивный зал оформляется шариками и флажками. Расставлен город – сделанные из картона красочные макеты домов.
Детей нужно разделить на две равные команды – зеленые и оранжевые, – повязав им на шею соответствующие косынки.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

(Звучит музыка А.Вавилова «Кукушка».)

(В спортзал заходят дети и выстраиваются на средней линии.)

Ведущий. Здравствуйте ребята! Мы с вами уже побывали в стране Здоровья. Давайте вспомним, что мы узнали в прошлый раз.

(Ответы детей.)

Сегодня я приглашаю вас совершить еще одну прогулку в эту страну, но мы посетим уже другой город. Как он называется, вы догадаетесь сами. Давайте сядем на поезд и отправимся в путешествие. Направляющий будет паровозиком, а остальные – вагончиками.

(Шагом марш!)

Ведущий. Поезд набирает ход. (Бегом марш!) (Дети преодолевают бегом несколько кругов по залу.)

Ведущий. Поезд останавливается. (Дети замедляют бег, идут шагом, останавливаются.) Восстанавливаем дыхание. Вспомните, как мы учились дышать: вдох нужно делать через нос, а выдох – через рот.
Вот и прибыли мы в пункт нашего назначения. Оглянитесь вокруг. Вам нравится городок? Вы можете разойтись и посмотреть на домики, а заодно найти буквы своих цветов, зеленые собирают зеленые буквы, оранжевые – оранжевые. Приступайте.

(Дети ходят вокруг домиков, рассматривают их, собирают буквы, возвращаются на свои места в шеренге.)

Молодцы, ребята! Собрали все буквы. А теперь давайте отгадаем, как же называется город, в который мы прибыли. Сейчас я загадаю загадку каждой из команд, а вы из найденных букв составите ответ.

Команда зеленых – ваша загадка:
Есть у каждого лица
Два красивых озерца,
Между ними есть гора,
Назови их, детвора.
Команда оранжевых, а эта загадка – для вас:
Плосконька досочка:
По краям обшивочка,
А в середине дырочка.

(Дети составляют слова из найденных букв: глаза и ухо. За правильный ответ каждая команда получает по ключику.)

Ведущий. Молодцы! Вы правильно отгадали загадки. В нашем путешествии речь пойдет именно о глазах и ушах, а город называется Зрение и слух.

Глаза, ребята, главные помощники человека. С их помощью мы видим окружающий мир, различаем и узнаем предметы, определяем их цвет, форму и величину. Давайте проведем опыт.

Игра «Ловишки»

Выбирается ловец из группы зеленых, который должен по команде поймать как можно больше оранжевых игроков за две минуты. Пойманными считаются те, кого ловец задел рукой. Затем ловцом становится участник команды оранжевых. Количество пойманных игроков подсчитывается. (Попросить гостей запомнить их число.)

Игра «Чудесный колокольчик»

Вариант предыдущей игры. Сейчас у ловцов завязаны глаза, а те, кого ловят, надевают на руку колокольчики.
Сравнивают результаты команд. Ключик получает та из них, чьи ловцы в течение обеих игр поймали больше соперников.

Ведущий (обращаясь к ловцам). Легко ли вам было ловить ребят с завязанными глазами? (Дети отвечают.)
А что же нужно делать, чтобы сохранить зрение? Давайте посмотрим: знаете ли вы ответ?

Эстафета

Дети выстраиваются в две колонны. На стене висят рисунки с изображением вредных и полезных для сохранения зрения действий. В руках у ребят – бумажные флажки. По команде надо подбежать к картинкам, выбрать ту из них, где нарисовано действие, которое может повредить глаза или снизить зрение, и прикрепить к ней свой флажок. Победит команда, которая найдет большее количество таких действий и не ошибется, ей вручается ключик.

Ведущий. Хорошо! Вы замечательно справились с заданием. У меня еще один вопрос к ловцам. Какой орган помогал вам с завязанными глазами ловить ребят? (Дети отвечают.)

Ведущий. Правильно. Прослушайте диалог:

– Здравствуй, тетя Катерина!
– У меня яиц корзина.
– Как поживают домашние?
– Яйца свежие, вчерашние!
– Ничего себе вышла беседа!
– Авось распродам до обеда.

Что произошло? Почему два человека не поняли друг друга? (Ребята отвечают.)
С помощью органов слуха нам подвластен целый мир звуков: шум дождя, журчание ручейка, музыка и человеческая речь. Слух – большая ценность для людей. Давайте посмотрим, знаете ли вы, что делать, чтобы сохранить слух. (Расставить детей в шеренги.) Я буду называть действие, и если вы считаете, что оно правильное, подпрыгиваете вверх, хлопая в ладоши, а если неправильное – приседаете. Если же ошибетесь, то вам нужно выйти из шеренги и встать слева. Чтобы сохранить слух, я делаю так:

– защищаю уши от сильного шума;
– ковыряю в ушах спичкой;
– слушаю громкую музыку;
– защищаю уши от ветра;
– громко кричу;
– не сморкаюсь сильно;
– мою уши каждый день;
– не допускаю попадания в уши воды;
– не ковыряю в ушах;
– если уши заболели, иду к врачу;
– ежедневно разминаю ушную раковину.

(Команда, игроки которой допустили меньше ошибок, получает ключик.)

Ведущий. Зрение и слух помогают нам ориентироваться в окружающей обстановке, с их помощью мы можем быстро реагировать на возникающие опасности, например, на дороге. Нужно лишь внимательно смотреть и слушать. Давайте еще немного потренируемся.

Эстафета

(Ребята становятся в колонны по одному.) По сигналу свистка нужно стать на четвереньки и в этом положении пройти до ограничителя, обогнуть его и вернуться обратно. По сигналу «поднятый флажок» обычным бегом добраться до ограничителя, обежать его и возвратиться.
Надо попросить гостей подсчитать количество победителей у зеленых и оранжевых, выигравшая команда получает ключик.

Ведущий. Замечательно! А знаете ли вы, ребята, что глаза и уши связаны между собой? Чтобы снять утомление с глаз, нужно помассировать ушные раковины. Давайте попробуем сделать это вместе. (Дети массируют ушные раковины вместе с ведущим.)

Ведущий. Вы очень много пишете и читаете как в школе, так и дома. На глаза приходится очень большая нагрузка, поэтому я предлагаю разучить еще несколько упражнений.

1. Крепко зажмурить глаза на 3–5 секунд, затем открыть (5–6 раз).
2. Быстро моргать в течение 1–2 минут.
3. Закрыть веки и массировать их круговыми движениями пальцев в течение 1 минуты. (Внимание! Нельзя нажимать на глазные яблоки сильно.)
4. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко (3–4 раза).
Этот комплекс вы можете выполнять самостоятельно, когда почувствуете, что ваши глаза устали.
Ребята, наше путешествие подошло к концу. Что интересного вы узнали из прогулки по городу Зрение и слух? Что нужно делать, чтобы сохранить зрение? А слух? (Дети отвечают.)
Правильно! Давайте теперь подведем итоги. Команда зеленых заработала ___ ключиков, а команда оранжевых ___. Команде ____ вручается серебряный ключ от города Зрение и слух, а команде –____ золотой.
Вы все молодцы, ребята! Вам понравилось путешествие? Большое спасибо вам за участие. (Учитель раздает памятки «Путешественнику в город Зрение и слух.) До новых встреч. (Звучит музыка А.Вавилова – «Тучка», дети выходят из зала.)

Оксана Кондрашина