Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №20/2009

Технология

Особенности организации

В прошлом, 19-м номере нашей газеты был опубликован материал «Динамическая пауза», полученный из московского Центра образования № 118. Сегодня мы возвращаемся к этой теме, поскольку она представляется очень существенной для оздоровления школьников, и помещаем текст еще одного занятия и информацию об особенностях организации динамической паузы

Начало обучения ребенка в школе – сложный и ответственный этап в его жизни. Первоначальное вхождение в новые условия школьной жизни должно быть подготовлено психологически. Ребенок, пришедший в школу, уже отличается достаточным развитием речи (он может объяснить содержание знакомой игры, построить рассказ по картинкам, выразительно прочитать стихотворение), его мышление носит образный характер (он думает образами, а не абстрактными категориями), но он в состоянии понять и отвлеченные суждения. Его внимание, память и мышление в основном непроизвольны (он легко переключает внимание, запоминает лучше то, что производит на него впечатление, нравится; мышление и воображение его тоже зависят от случайных впечатлений). Однако при этом уже наблюдаются тенденции к возникновению произвольности внимания, наблюдательности, памяти и мышления. И при поступлении в начальную школу нужен не только толчок, но и постоянная работа, которая организует целенаправленное воздействие на развитие данных психологических качеств ребенка. Кроме того, 85% времени школьники проводят в сидячем положении, а это, как показали исследования, пагубно сказывается на их здоровье.
Конечно, проведение учителями и воспитателями групп продленного дня физкультминуток, динамических пауз и прогулок приносит некоторую пользу, однако способствует усвоению только двигательных навыков, которых ребенку явно недостаточно.
В ГОУ «Центр образования № 118» ведется работа в рамках эксперимента «Создание системы взаимодействия всех служб (логопедической, психологической, медицинской с учителями начальных классов и воспитателями ГПД)». В ходе совместного эксперимента созрело решение организовать динамическую паузу в виде отдельного занятия (впервые в Москве). Во время такого урока, помимо увеличения двигательной функции, у детей начальной школы используются игры на развитие памяти, внимания и мышления. Занятия проходят в групповой, игровой форме со сменой видов деятельности, что учит детей действовать в коллективе. Все игры имеют разработку от психолога, и занятия проводятся с использованием рекомендаций ГОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ясенево» ЮЗОУО ДО Москвы.
Занятия ведет педагог, имеющий опыт работы в группе продленного дня, в специально оборудованной игровой комнате. На красочно расписанных художником стенах расположены стенды с фотографиями различных игр детей, а на одной из стен – доска. Центр комнаты занимает игровая зона – ковер, вдоль стен стоят шкафы, открытые стеллажи с различными играми, большими пазлами для сборки домов, лего, различными конструкторами, математическими пирамидками и т.д. Вдоль окон установлены столы для работы с лего и для настольных игр. Есть и расписные деревянные ложки, и хохломские тарелочки для русских народных игр. В комнате также стоят корзины с мячами, в специальной тележке – кегли и, конечно, кольцебросы.
На занятиях используются подвижные игры, игры на развитие мелкой моторики рук (лего, большие пазлы), математические викторины, дидактические игры по русскому языку, литературные викторины в игровой форме, а также игры на развитие памяти, внимания и мышления. Такие игры расширяют кругозор детей, способствуют повторению пройденного материала (материал подбирается на основе тем, которые учителя указывают в планировании), обобщению и закреплению его в игровой форме. Все занятия динамической паузы проходят под специально подобранную музыку и выстроены тематически. Вот некоторые темы: «Встречаем осень», «День учителя», «Путешествие в Страну сказок», «Балл королевы математики», «Новогодние КВН со сборкой елочек из больших пазлов и лего», «Рождество и Святки», «Рыцарский турнир в День защитника Отечества», «Масленица», «Весенний бал прекрасных дам», «Приглашаем на космодром», «Пасха», «День Победы», «Русские народные игры и их современные варианты», – а также игры между командами различных классов и т.д. В первых классах желательны три занятия в неделю, а в остальных – по два. Занятие длится 35–45 минут.
Привожу пример одного из занятий, чтобы показать конкретно, как можно использовать динамическую паузу для эффективной помощи в развитии памяти, внимания и мышления, для повторения изученного материала и при этом не перегружать детей.

Развиваем память

Тема: «Работа с пазлами, игра в лабиринты с шарами, игры на развитие памяти, внимания и мышления, а также по предметам».

Цель: развитие мелкой моторики рук, расширение кругозора, развитие пространственного мышления, воображения, памяти, внимания и мышления.

Организационный момент. Перед началом игры дети разбиваются на две команды и выбирают капитанов. Затем садятся на ковер по командам, и каждый получает определенное количество пазлов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети за определенный отрезок времени начинают собирать из пазлов придуманные ими дома со сквозными гаражами и большой трубой. После этого обе команды из построенных домов собирают лабиринты, через которые каждый член команды будет перекатывать шары и бросать их в отверстия лабиринтов, определенным образом выложенных на ковре. Кроме того, каждый член команды змейкой, огибая построенные лабиринты, добирается до кольцебросов и бросает кольца. За каждое попадание шаров и колец начисляются баллы. Игра проводится в три этапа.
После окончания первого этапа проводятся три игры.

  • Игра на развитие внимания

«Наши скороговорки»

Детям двух команд по очереди предлагается повторить скороговорки, состоящие от 5 («У пеньков опять пять опят») и до 12 слов («Мыши шуршат и шарахаются в шалаше, лишь только заслышат шаги на шоссе»).

  • Игра на развитие памяти

«Запомни и нарисуй»

Детям даются 20–30 секунд для того, чтобы запомнить нарисованные на доске предметы, цифры или буквы, затем обе половинки доски закрываются, и дети начинают рисовать то, что они запомнили.

  • Игра на развитие мышления

«Найди спрятанное»

Детям предлагается найти буквы алфавита, спрятанные на рисунке, показать и назвать их.

После окончания второго этапа можно отгадывать загадки о временах года (по командам). А после третьего – провести литературную викторину по произведениям К.И. Чуковского.

За все игры начисляются баллы. После окончания игр подсчитываются все баллы по всем играм и определяется команда-победитель.

Зоя Александрова