Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №19/2009

Коллеги

Цепная реакция содружества

Эта школа проводит здоровьесберегающую работу вместе с представителями разных учреждений и организаций. Сотрудничество, в основе которого лежат доверие и взаимоуважение, приводит к удивительным результатам

Наши друзья

Развитию и укреплению внешних связей московская «Школа здоровья» № 1084 уделяет особое внимание, из года в год увеличивая полезные контакты и бережно сохраняя любой опыт.
Всякое партнерство предполагает взаимную ответственность, доверие, заинтересованность сторон и постоянные усилия.
Среди наших друзей – НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, Московский институт открытого образования, Фонд содействия санитарному и эпидемиологическому благополучию населения города Москвы, молодежные центры «Лидер», «Дети улиц», «Доверие», детско-юношеская спортивная школа № 62, центр творчества «Жулебино», районная юношеская библиотека, подростковое отделение наркодиспансера № 6 и, конечно же, поликлиники – детская № 142 и взрослая № 224.

В начале сентября мы продлеваем договоры о сотрудничестве, намечаем общие мероприятия, утверждаем план деятельности, учитывая традиционные наработки и ставя новые задачи, обсуждаем участие партнеров в днях здоровья, тематических родительских собраниях, итоговой конференции родительской общественности. В течение года планы дополняются, в них вносятся коррективы, появляются свежие темы, возникают новые контакты, в том числе по принципу «цепной реакции»: наши друзья приводят других потенциальных партнеров либо случайная встреча во время семинара или конференции влечет за собой еще одно интересное сотрудничество.

Ответственное загорание

В апреле текущего года в школе № 335 на семинаре «Ответственное загорание», организованном для участников экспериментальной площадки «Сетевое взаимодействие школ, формирующих здоровую образовательную среду», присутствовали представители ООО КГ «Практика». Они заинтересовались нашей школой, в частности днями здоровья, которые проводятся в последний день каждой четверти и охватывают буквально все классы. Школе предложили интересные методические разработки занятий о правилах здорового загорания. Мы изучили материал, дополнили его сведениями о необходимости солнечных ванн и перед летними каникулами успели вооружить родителей знаниями о безопасном пребывании на солнце, а также провели с ребятами беседы, викторины и занимательные игры, проверив, насколько они усвоили полезную информацию. А «Практика» в последние учебные дни передала в подарок младшим школьникам белоснежные панамы, дневнички «Защищайся от солнца каждый день», пособия для семейного чтения «Выбирайте ответственное загорание», приглашения на праздник с клоунами в парк имени А.М. Горького и образцы солнцезащитного крема для мам. Общая работа принесла пользу и удовольствие детям, а коллектив школы совместно с сотрудниками фирмы «Практика» запланировал в следующем учебном году пригласить на день здоровья врача-онколога к старшеклассникам, чтобы обсудить следующие темы: «Возможна ли профилактика раковых заболеваний?» и «Каковы «зоны риска» в подростковом возрасте?».

И учеба, и тренировки

Как только партнеры убеждаются, что мы занимаемся здоровьем не для «галочки», возникают новые долгосрочные программы. Интересен опыт взаимодействия с детско-юношеской спортивной школой (ДЮСШ) № 62, которая готовит пловцов и гимнастов. Ее основная база – бассейн «Парус». Директор ДЮСШ Н.С. Береславская предложила интересный вариант: наши младшие школьники учатся плавать в «Парусе», у них там проходит третий в неделю урок физкультуры. Именно в утренние часы бассейн свободнее, и ребята приходят к 8 часам, а в 8.30 начинается занятие. Зато два раза в неделю вечером, когда школьные спортзалы пустеют, в одном из них занимается младшая группа секции художественной гимнастики ДЮСШ. Детей приводят родители после работы, им это тоже удобно. А во втором зале в это время наши учителя занимаются с тренером дыхательной и суставной гимнастикой. Кстати, работу тренера оплачивает муниципальное учреждение «Истоки» внутригородского образования «Выхино – Жулебино».
Хорошая материально-техническая база, выполнение санитарно-гигиенических требований, а главное – заинтересованность руководства и доброжелательность – все это сделало «Школу здоровья» привлекательной для партнеров.
Новым этапом сотрудничества с ДЮСШ № 62 стало открытие в нашем образовательном учреждении спортивных классов. Сейчас их четыре: 5-й «Г», 6-й «Г», 7-й «Г» и 8-й «Г». Ребята профессионально занимаются спортом, придерживаясь строгого режима тренировок и графиков соревнований. В общеобразовательной школе для них созданы соответствующие условия: расписание построено так, что занятия начинаются после утренних тренировок в бассейне и завтрака. Дети учатся, обедают, на продленке делают уроки, и в определенный час к школе подходит автобус ДЮСШ и увозит их на тренировку. Бассейн находится на расстоянии двух остановок от школы. Иногда ребята вместе с тренером идут пешком. Приходится переходить улицу. По просьбе директора на дороге около школы ГИБДД установила регулируемый светофор. Пешеходы сами включают зеленый свет, который автоматически гаснет после перехода улицы.
Создание спортивных классов требует дополнительных усилий. Чтобы разгрузить детей, классные руководители заказывают в школьной библиотеке дополнительные комплекты учебников.
Проводится анкетирование с целью узнать, как ребята оценивают режим учебы и тренировок, каковы их пристрастия и пожелания. Дни здоровья тоже планируются с учетом специфики учеников. Совместная работа общеобразовательной и спортивной школ приносит добрые плоды. Дети не только добиваются высоких спортивных результатов, но и хорошо учатся. Так, Мария Гуськова из 8-го «Г» класса, выполнив норматив кандидата в мастера спорта по плаванию, поехала на окружной тур олимпиады по математике и заняла второе место. И еще факт: все наши ученики, переходя из начальной школы в пятый класс, в своих «паспортах здоровья» пишут о том, что владеют несколькими стилями плавания, а к своим любимым предметам наряду с математикой, чтением и английским они относят физкультуру в бассейне.

Вкусно и полезно

Большое внимание наша школа уделяет выработке стереотипа здорового питания, помня, что эти привычки, укоренившись в детстве, влияют на всю жизнь.
Бесплатное сбалансированное питание учащихся с 1-го по 11-й класс за счет городского бюджета идет всем на пользу. Питание осуществляет государственное унитарное предприятие школьно-базовая столовая «Выхино». На конференции родительской общественности руководство столовой выслушало слова благодарности за хорошее питание и разнообразное меню, образцы которого можно было увидеть и попробовать. Да и ежедневные отзывы ребят – лучшая награда поварам. Качество их труда подтверждает и медицинская статистика: количество заболеваний желудочно-кишечного тракта у детей постоянно снижается.
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков вместе с беседами дарит школе книжечки, где описываются принципы, которыми надо руководствоваться при выборе продуктов для детей, и содержатся советы по составлению рациона. А Фонд содействия санитарно- эпидемиологическому благополучию населения предоставляет нам лекции с презентациями, посвященными правильному питанию. После выступления лектора компьютерные презентации остаются в школе для методической работы.

Санитарно-просветительская работа

Санитарно-просветительской работой, которую раньше вели медицинские учреждения, сейчас занимается школа. Положение осложняет реклама, направленная на пропаганду нездорового образа жизни и вредных продуктов (пива, супов в пакетах, лапши, сигарет…). И только своими средствами – уроками здоровья, рассмотрением данной проблемы на других дисциплинах и информационными стендами – мы можем противостоять такому натиску. Приходится искать союзников, мнению которых школьники, особенно в старших классах, верили бы безоговорочно. Экспертов, профессионализм которых в вопросах здоровья был бы непререкаем и кому мы можем доверить ответ на вопрос: что такое хорошо и что такое плохо?

Тематические лекции

Научно-исследовательский институт гигиены и охраны здоровья детей и подростков – надежный партнер школы. Родители знают, что по телефону «горячей линии» института (495) 916-26-83 можно получить любую консультацию о здоровье ребенка. В НИИ реализуется программа «Здоровье школьника», которая гармонирует с нашей школьной программой «Здоровье». Мы приглашаем лекторов института на родительские собрания, в частности когда необходимы консультации в острые периоды школьной адаптации (в 1-, 5-м и 10-м классах). А дни здоровья включают циклы лекций по темам, актуальным для разных возрастов. Например, 10-е и 11-е классы прослушали лекции об инфекционных заболеваниях, передающихся половым путем, и о кожных болезнях, девятиклассницы узнали, от чего зависит их репродуктивное здоровье, ученицы 8-го класса научились вместе с доктором высчитывать индекс массы тела и узнали, чем грозит стремление к излишней худобе. Для юношей – свои лекции, в отдельной аудитории, где смело можно задавать специалисту любые вопросы. И хотя лекции отличаются от школьных уроков: они насыщены специальной информацией и научными терминами, – актуальность тематики, доверительная манера общения ученых и врачей с аудиторией и их убежденность в ценности здоровья настолько заразительны, что ребята слушают, затаив дыхание. Сотрудники НИИ всегда привозят в школу раздаточный материал, постоянно обновляемые памятки об актуальных вопросах здоровья, рекомендации для родителей.

Спортивные и находчивые

Взаимоотношению с молодежным центром «Лидер» можно было бы посвятить отдельную статью. Мы проводим совместные физкультурно-оздоровительные мероприятия, праздники на территории центра и школы. Акция «Мир детства без наркотиков и СПИДа» с конкурсами рисунков на асфальте и конкурсом «Скажи «нет!» наркотикам и СПИДу!», спортивной игрой «Форт Боярд», гитарный проект «Хрустальная планета», викторины от медицинских психологов, молодежная игра «Team building», уроки физкультуры с выступлением спортивных секций «Лидера», наконец, организованный под девизом «Союз интеллекта и спорта» клуб спортивных и находчивых (КСН) – все это замечательные результаты нашего сотрудничества.

Для школ городской экспериментальной площадки «Сетевое взаимодействие образовательных учреждений, формирующих здоровую образовательную среду» мы вместе с «Лидером» готовим сюрприз: соревнование команд пятнадцати школ в рамках КСН. Победители получат путевки в лагеря отдыха, молодежного туризма, предложенные нашими друзьями.

Как всё происходит

Сейчас у нас сложилась стройная система партнерских взаимоотношений. А вначале обычно бывают письма в адрес руководства организаций или управления образования с тематикой, целью сотрудничества и четким обоснованием, чего и для какой аудитории на каких мероприятиях мы ждем. Затем – согласование, встречные предложения, определение точных сроков и дат. Идет подготовка аудитории, составляется расписание, вывешивается яркая реклама. И, наконец, последняя информация о готовности сторон накануне мероприятия. Школа (обычно взаимодействие осуществляет заместитель директора по оздоровительной работе) должна быть на высоте: все подготовлено, учтена любая деталь (аппаратура, микрофоны, экран), зал полон и хорошо знает, кого и зачем ждет, создана благоприятная атмосфера. Можно начинать.
Вместе со своими друзьями-партнерами мы уже многого достигли. Впереди новые дела, успехи и, конечно, новые контакты. Цепная реакция сотрудничества продолжается.