Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №19/2009

Пульс событий

За пятерку – шоколад

Добровольцы Союза молодежи Кузбасса провели «веселые уроки» для маленьких пациентов трех отделений муниципальной детской клинической больницы № 5 Кемерова прямо в палатах. Первая неделя учебного года, как правило, приносит школьникам радость встреч и общения, но ребята, оказавшиеся на больничной койке, этого лишены. Несколько учителей-волонтеров исправили ситуацию и провели пять занятий, из которых пациентам-ученикам больше всего понравилась литература. За пятерки дети, в отличие от обычной школы, получали шоколадки. Помимо преподавания учебных предметов, добровольцы рассказали ребятам о необходимости соблюдения правил дорожного движения. Руководитель программы СМК РСМ «Развитие добровольчества в Кузбассе» Светлана Шефер считает, что таким образом воспитываются и сами волонтеры. Они стараются приходить в больницу с интересными идеями. Акция проходит для того, чтобы поддержать хорошее настроение у детей, пропустивших 1 сентября из-за болезни. А для добровольцев это опыт межличностных отношений: они учатся милосердию, терпимости, понимая при этом, что делают доброе дело.

Урок ведет пожарный

В сентябре в Еврейской автономной области проводилась профилактическая операция «Дети». Ее цель – предупреждение пожаров по причине ребячьих шалостей с огнем и гибели детей.
Во всех школах областного центра вместе со звонками прозвенела и учебная пожарная тревога. Мальчишки и девчонки во главе с педагогами должны были быстро одеться, собрать учебники и покинуть здание.
В рамках данной операции сотрудники Государственного пожарного надзора организовали и провели занятия по пожарной безопасности с учащимися в общеобразовательных учреждениях области. У младших ребят это были классные часы на тему «Огонь – друг, огонь – враг». Школьники среднего возраста узнали, как надо действовать в случае возникновения пожара, и об ответственности за нарушение правил пожарной безопасности. Для старшеклассников и преподавательского состава прошли уроки на темы: «Действия в случае возникновения пожара в здании, первая помощь при ожогах» и «Правила применения первичных средств пожаротушения (огнетушителей)».

Школьница – не уборщица, а школьник – не дворник?

Прокуратура Верх-Исетского района Екатеринбурга запретила местным школам привлекать учеников к уборке классов и коридоров, а также заставлять их мыть доску. Об этом говорится в сообщении, опубликованном на сайте прокуратуры Свердловской области.
Подобные требования содержались в ряде школьных актов, жалобы на которые поступили в прокуратуру. Также не соответствующим закону признали наказание учащихся выполнением трудовых заданий и отстранением от уроков. Всего прокуратура получила 21 обращение с жалобами на аналогичные правила в школах Екатеринбурга.
Все акты по требованию прокурора были приведены в соответствие с законом или отменены.
Привлекать детей к уборке в школе на законных основаниях можно только с письменного согласия родителей и отдельного согласия ребенка.

Кто такой гувернер?

В сентябре в Рязани появилась новая модель дошкольного образования – гувернерство.
Гувернерская служба – дополнительная услуга по воспитанию, обучению, оздоровлению и уходу за детьми дошкольного возраста, которую предоставляет родителям управление образования администрации города. Она создана на базе муниципальных дошкольных образовательных учреждений для работы с малышами от 2 до 7 лет. В апробации гувернерства приняли участие 7 детских садов (№ 2, 32, 41, 96, 130, 136, 154). Гувернеры оказывают такие услуги, как развивающие занятия, занятия с психологом, логопедом, оздоровительные процедуры, уход и присмотр за ребенком.
Создан банк данных гувернеров. Это педагоги и медицинские работники дошкольных учреждений, которые имеют стаж работы не менее 3 лет, педагогическое или медицинское образование. Подробную информацию по гувернерству родители могут получить в детских садах, участвовавших в апробации.

Пятый год в начальной школе

Ученикам придется задержаться в младших классах еще на год. Познавать мир они будут не пять, а шесть дней в неделю.
В Минобрнауки рассматривают проекты новых стандартов начального школьного образования. Они определяют единые требования для всех младших классов. Начальную школу предложили перевести на пятилетку, то есть добавить еще один учебный год. Но это не значит, что программу растянут вместо трех на пять лет. Просто в четвертом классе дети будут учить предметы нынешнего пятого – географию, ботанику и другие. Из четвертого в пятый класс пойдут только отстающие ребята, а остальные шагнут сразу в шестой. То есть фактически к начальной школе добавили год от средней. В пятом классе (11–12 лет) учащиеся становятся подростками, и сливать их со взрослыми детьми – новый стресс. Школьникам будет проще освоить резко усложнившуюся программу в привычных условиях.
Начальную школу вообще отделят от средней. Младшеклассники будут заниматься в отдельном здании и не встретятся со старшими ребятами даже в столовой. Учиться малыши станут не пять, а шесть дней в неделю. Но в субботу будут только факультативы, да и то если родители согласятся. Зато в первом классе разрешат дополнительные недельные каникулы – в середине третьей четверти.
Образовательные стандарты также определяют, что должны уметь выпускники начальных классов. Например, печатать «вслепую», пользоваться диктофоном и поисковой системой в Интернете.
Еще стандарты предписывают, какой быть самой школе. Так, на уроках педагоги должны использовать выход в Интернет, аудио- и видеотехнику.
Сейчас проекты образовательных стандартов изучают эксперты. Среди них – педагоги, врачи, психологи. Обязательно учтут мнение общественности: свою позицию может высказать каждый. И только после этого стандарты будут приняты.

На радость детям

В реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями «Родничок» подмосковного города Реутова открылась игровая комната. Для пациентов центра, существующего уже 13 лет и специализирующегося на восстановительных процедурах для детей-инвалидов, это – весьма значимое событие.
Очень важно было создать в центре условия для отдыха, эмоциональной разгрузки, общения, ведь здесь проходят реабилитацию ребятишки с самой различной патологией.
Открытие в «Родничке» игровой комнаты стало настоящим праздником: на несколько часов ребята и взрослые погрузились в мир беззаботного детства.
Игровая и сенсорная комнаты недавно были открыты в Сергиево-Посадском детском доме-интернате и в Уваровском доме-интернате для умственно отсталых детей. В ближайшее время планируется открыть такие комнаты в Наро-Фоминском реабилитационном центре для детей с ограниченными возможностями.

Материалы подготовили

Таисия Голосова ;
Елена Тихонова