Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №18/2009

Технология

Помогите ежику добраться домой

Как прекрасны и удивительны наши дети! Мы, взрослые, хотим видеть их счастливыми и радостными, красивыми и умными, успешными и активными, творческими и изобретательными… Но что для всего этого нужно? Конечно же, здоровье

Среди школьников младшего возраста встречаются дети, которые часто болеют; особенно это заметно, когда ребенок до 1-го класса не посещал детский сад и в школе длительно адаптируется к новым условиям и новому коллективу. Понятно, что дети, часто пропускающие школу, учебный материал усваивают труднее, поскольку нарушается целостность учебного процесса; в классе они порой чувствуют себя неуверенными, отвечая у доски; их активность на уроках невелика.
Работая учителем начальных классов не один год, постоянно думаю: что я как учитель могу предпринять, чтобы мои учащиеся как можно меньше болели? Изучая различную литературу по укреплению и сохранению здоровья детей на протяжении нескольких лет, активно применяю здоровьесберегающие технологии как на уроках, так и во внеурочное время.
Большое внимание уделяю формированию у ребят представления о здоровье, обучаю умению и навыкам ведения здорового образа жизни, воспитываю осознанное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, а также потребность в физических упражнениях, подвижных играх, закаливающих процедурах, в соблюдении правил личной гигиены и режима дня.
Учебный и воспитательный процесс планирую с учетом принципов здоровьесберегающих технологий:
– формирования ответственности у ребят за свое здоровье и здоровье окружающих людей;
– учета возрастных особенностей;
– непрерывности здоровьесберегающего процесса;
– постоянного наращивания оздоровительных воздействий;
– системного чередования нагрузок и отдыха;
– развивающего и воспитывающего характера;
– наглядности;
– доступности;
– систематичности и последовательности;
– сознательности, творческой активности и самостоятельности;
– закрепления знаний, умений и навыков.

Для достижения нового, современного качества обучения применяю разнообразные методы, формы, средства.
Инновационные технологии:
– разработанный нами дидактический материал для индивидуальной и дифференцированной работы;
– тест с закрытыми ответами;
– тест творческий;
– консультанты на уроке;
– речетворчество; и пр.

Считаю, что успешность в обучении во многом зависит от физического и психического здоровья детей.
Физическое здоровье детей укрепляем следующим образом.
Перед началом занятий каждое утро учащиеся под музыку выполняют комплекс утренней гимнастики, который помогает окончательно пробудить детей, настраивает их на учебный лад, создает хорошее, бодрое настроение и физически укрепляет.
В ходе занятий выполняю с учащимися физкультминутки (2–3 за урок в зависимости от класса). Они помогают снять усталость, утомление, напряжение, быстро переключают детей с одного вида работы на другой. В проведении физкультминуток мы используем следующие виды упражнений:
– упражнения для выпрямления и разгрузки позвоночника;
– для расслабления мышц кисти и пальцев рук (в том числе с использованием массажных мячей);
– игровые, для снятия утомления органов зрения;
– направленные на профилактику развития плоскостопия с использованием массажных ковриков;
– танцевально-ритмические;
– двигательно-речевые (особенно хорошо применять в 1-м классе).

Один раз в неделю «урок здоровья» провожу с детьми на свежем воздухе в сочетании с подвижными играми (учитывая сезонность).
После такого урока дети лучше усваивают учебный материал и укрепляют свое физическое здоровье.
Большое внимание уделяю укреплению психического здоровья детей.
Этому способствуют:
– создание на уроках положительного эмоционального настроения;
– минутки релаксации (прослушивание классической и современной музыки умиротворяющего характера);
– валеологические паузы;
– этюды для души;
– смехотерапия.

В качестве примера предлагаю интегрированный урок по обучению грамоте и письму учащихся 1-х классов, в котором используются некоторые виды упражнений, направленных на укрепление и сохранение здоровья младших школьников.

Буква ё,

обозначающая два звука [йо]

Цель урока: познакомить с новыми буквами, обозначающими два звука, объяснить, в каких случаях это бывает.

Задачи:

Образовательная: формировать навыки чтения, работы с текстом.
Развивающая: развивать фонематический слух, внимание, память, речь, мыслительную деятельность.
Воспитательная: воспитывать аккуратность, трудолюбие, доброе и бережное отношение к природе и к своему здоровью.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Положительный настрой детей на восприятие учебного материала.

2. Повторение изученного материала

Актуализация знаний

– Ребята, вспомните: какие гласные вы знаете?
– Какие из них служат для обозначения на письме твердости согласных?
– Какие гласные служат для обозначения мягкости согласных в слиянии?
– А кто знает, почему буквы е и я особенные? (Могут обозначать два звука: [йэ], [йа].)
– В каких случаях эти буквы обозначают два звука?

Задание

На доске записаны слова; необходимо отметить те из них, в которых гласные буквы е и я обозначают два звука: ели, моя, поле, маяк, белка, яблоко, дятел.

3. Объяснение нового материала

– Сегодня вы узнаете еще одну, особую букву.

Отгадайте загадку:

Вот иголки и булавки
Вылезают из-под лавки,
На меня они глядят,
Молока они хотят.

(Ёжик.)

(Показ рисунка.)

Проводится слого-звуковой анализ слова ёжик.
– Сколько слогов в слове?
– Какой слог первый?
– Сколько звуков в одном слоге?

Устанавливается, что 1-й слог – это слияние, 2-й слог – слияние с примыканием согласного звука.

– Отгадайте загадку:

Зимой и летом одним цветом. (Ёлка.)

(Показ рисунка.)

Слого-звуковой анализ слова устанавливает: в данном слове буква ё обозначает 2 звука [йо].

Мишка по лесу идёт,
Лапой машет и ест… (мёд)

Слого-звуковой анализ слова проясняет: в данном слове буква ё смягчает предыдущий согласный звук.
Итог. В ходе данной работы дети узнают, что буква ё в некоторых случаях может обозначать два звука [йо], в других – смягчать предыдущий согласный звук.

4. Работа над новым материалом

Детям показывается буква Ё (ё).

Сравниваются печатные и письменные буквы Ё, ё.

– Откройте тетради. Запишем число, под ним: «Классная работа».

Внимание! Сегодня мы научимся писать маленькую букву ё.

Сначала дети в воздухе повторяют за учителем движение написания буквы ё. Затем записывают в тетрадях.

Чтение с доски:

Ёж, ёжик, своё.
Ёрш, ёршик, твоё.

Вывод

Буква ё всегда ударная, обозначает 2 звука после гласной буквы и в начале слова.

5. Работа в тетрадях

а) Игра: «Помогите ёжику добраться домой».

И Д Ё Т К Л Ё Н П О Ё Т Ё Ж И К

– Какие слова встретятся на его дороге?
– В каких словах буква ё обозначает 2 звука? Почему?
– Запишите эти слова в тетрадях, разделим их на слоги.

Физкультминутка

Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед.

Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
Всех его лучи согрели.

Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали –
Великанами мы стали.

Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали!

б) Пожалуйста, посмотрите на доску. Попробуйте составить из слов предложения.

1) На, ёжик, тропку, вышел.
2) Лосёнок, ветки, осины, жуёт.

  • Запись предложений в тетрадях.

  • Составление схем и слого-звуковой анализ слов с буквой ё: ёжик, лосёнок, жуёт.

  • Обобщение. В каких словах буква ё обозначает два звука? Почему?

6. Чтение по учебнику  «Русская азбука» (стр. 33)

Хором читаем слоги, слияние, затем выделенные слова.

Чтение рассказа «Ребята были в лесу».
– Кто был в лесу?
– Что такое лес?
– Лес – это место, где растут разнообразные деревья и травы, живут звери, птицы и насекомые. Лес прекрасен в любое время года. Для всех нас он источник здоровья. В лесу мы слышим пение птиц, любуемся скромными, нежными цветочками, восхищаемся красотой, которая царит вокруг нас. Каждый из нас должен помнить, что для того, чтобы сберечь природу, необходимо соблюдать правила и в этом загадочном месте:
– ходить по тропинкам, чтобы не затоптать траву;
– не рвать цветы, не обламывать ветки деревьев;
– не кричать, чтобы не пугать жителей леса;
– не разрушать муравейники, ведь муравьи – «санитары» леса.

Ребята, берегите и любите лес!

Валеологическая пауза

Учащиеся должны сесть поудобнее, закрыть глаза и под спокойную музыку отправиться в путешествие по лесу.
– Я хочу пригласить вас в путешествие по лесу. Вы медленно переместились в прекрасное царство леса. Здесь удивительно поют птицы, встречаются большие, величественные сосны. А как необыкновенно и красиво цветут цветы! Солнце пробивается сквозь кроны деревьев и освещает ваш путь.
Вы дышите целебным воздухом. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное. (30 секунд.)
Но пора возвращаться в класс. Попрощайтесь с лесом, поблагодарите его.
Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми и внимательными.

7. Итог урока

– С какой буквой мы познакомились на уроке?
– Что можно о ней сказать?
– В чем заключается особенность этой буквы?
Всем спасибо за урок!
Таким образом, необходимо помнить, что здоровье наших учащихся во многом зависит от нас с вами. Применяя здоровьесберегающие технологии в процессе обучения и воспитания школьников, мы поможем сохранить и укрепить их здоровье, а значит, сможем сделать их счастливее.

Литература

1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. – М.: ВАКО, 2007.
2. Тикунова Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и творческих работ. – М.: Просвещение, 1992.

Марина Украинская ,
замдиректора по социальной защите ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 198, Москва