Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №17/2009

Вне урока

Давайте задумаемся

Классный час для учащихся средней школы

Как уберечь подростков от употребления алкоголя? Как ненавязчиво рассказать о его пагубном влиянии на молодой организм? Как научить отказывать тем, кто предлагает выпить? Интересные опыты и ролевая игра помогут учителю добиться желаемых результатов

Сильнее всех владеющий собой.

Сенека

Статья опубликована при поддержке Службы экстренной наркологической помощи "Алконорма". Более чем 25-летний опыт в лечении алкоголизма, высокий профессионализм специалистов, работающих в Службе, успешное применение на практике достижений современной мировой наркологии и собственных методик выведения из запоев, реализация хорошо зарекомендовавших себя программ лечения зависимостей, индивидуальный и уважительный подход к каждому пациенту и его близким - гарантия того, что все обратившиеся в Службу экстренной наркологической помощи "Алконорма", останутся довольны результатом лечения. Здесь не просто избавляют от алкогольной зависимости и тяги к спиртному, но и возвращают эмоциональное равновесие, необходимое для предотвращения возможных рецидивов, срывов и новых уходов в запой. С подробной информацией оьб услугах, оказываемых "Алконормой", и их стоимости можно ознакомиться на сайте alkonorma.ru.

Цели:

1. Сформировать у школьников представление об опасности воздействия алкоголя на здоровье и жизнь человека.
2. Расширение кругозора учащихся.
3. Воспитание гармонично развитой личности.
4. Нравственное воспитание.
5. Профилактика вредных привычек в школе.
6. Дать учащимся представление о возможных способах отказа от нежелательного воздействия.

Оформление:

– Плакаты и рисунки о вреде алкоголя.
– Плакаты и таблицы со статистическими данными.
– Музыкальное сопровождение.
– Написанные на доске высказывания известных людей и пословицы:

  • Пьянство есть упражнение в безумии. (Пифагор)

  • Опьянение есть добровольное сумасшествие человека. (Аристотель)

  • Вино мстит пьянице. (Леонардо да Винчи)

  • От вина гибнет красота, вином сокращается молодость. (Гораций)

  • Вино не вода – человеку беда.

  • Водку пить – по миру ходить.

  • С вином всякое горе увеличится вдвое.

Учитель. Проблема алкоголизма очень актуальна в наши дни. Потребление спиртных напитков в мире измеряется огромными цифрами.
В современной России ежегодное потребление алкоголя на душу населения – 18 литров, тогда как по расчетам Всемирной организации здравоохранения уже при употреблении более чем 8 литров начинается процесс вырождения нации. 30% населения нашей страны – бытовые пьяницы. Не менее 10% больны алкоголизмом. Алкоголизм, как вы знаете, это болезненное пристрастие к спиртному, развивающееся из-за его привычного потребления, в результате человек деградирует духовно и физически.
Даже если алкоголь попадает в организм однократно, все органы и системы испытывают на себе его негативное воздействие. Но когда влияние спиртного проходит, здоровый организм собирает все свои силы и через какое-то время способен восстановиться.
А что произойдет, если алкоголь будет попадать в организм не один раз, а регулярно, как это бывает, когда у человека сформировалась привычка употреблять спиртное?

Демонстрация опыта

Взять 2 неполных стакана с подкрашенной акварелью водой – синей и желтой. Стакан с желтой жидкостью символизирует здоровый организм – недаром он такого яркого и светлого цвета, как солнце – источник жизни. Начнем в стакан с желтой водой добавлять синюю.
Что будет происходить? Сначала изменение цвета незаметно, потом, по мере вливания, жидкость будет все больше принимать зеленый оттенок (ведь смешение желтого и синего цветов дает зеленый), и наконец наступит такой момент, когда вся вода в стакане окрасится в зеленый цвет. Так происходит с организмом человека: по мере попадания в него алкоголя тот не будет успевать восстановиться – и произойдет болезненное перерождение органов и систем.

Существует много мифов о «полезности» алкоголя. (сообщение ученика.)

Миф первый. Алкоголь поднимает настроение, помогает развеселиться. На самом деле возникающая веселость нездоровая, т.к. она вызвана расстройством нервной системы. Поэтому пьяные всегда развязны, болтливы, неосторожны, не контролируют свое поведение. В результате – ссоры, драки, необдуманные поступки.

Миф второй. Алкоголь помогает снять стресс, усталость. Это неправда, т.к. алкоголь – сильный депрессант (он притупляет способность ясно мыслить, снижает самоконтроль) и может у человека вызвать еще больший стресс, депрессию и мысли о самоубийстве.
Алкоголь помогает забыть жизненные проблемы, конфликты с близкими людьми. Но сколько ни выпей, проблемы все равно останутся, а из-за пьянства к ним добавятся новые.

Миф третий. Алкоголь полезен, особенно вино.

Учитель. Давайте обратимся к доске, где у нас таблица.
Из таблицы видно, что алкоголь вовсе не полезен. Это докажет и опыт, который мы сейчас проведем.

Сравнительный состав одного литра пива и одного литра молока

1 литр пива

1 литр молока

Воды – 915 г

Воды – 870 г

Углеводов – 43 г

Углеводов – 47 г

Азотистых веществ – 5 г

Белков – 34 г

Алкоголя – 37 г

Жиров – 38 г

кобальт, медь

Витаминов – 7 г + микроэлементы

Опыт. Как вода и спирт   действуют на мозг?

Клетки головного мозга такие же нежные, как и яичный белок. В пробирку с белком добавим воду.
Белок прекрасно смешался с водой, т.е. наш мозг и вода могут сосуществовать и помогать друг другу. А теперь в пробирку с белком добавим спирт. Белок свернулся, его клетки погибли. Так алкоголь убивает, разрушает наш мозг, недаром про пьяницу говорят: «Он пропил свой ум».
То есть алкоголь нарушает работу всех систем организма, иногда в результате большой дозы могут наступить отравление и смерть.
Нередко задают вопрос: «Можно ли пить умеренно?». Многие считают, что умеренное потребление спиртного не вредно. На самом деле поскольку алкоголь – это тот же наркотик, то, принимая его в малых количествах, человек начинает приобретать зависимость. Никто не может дать стопроцентную гарантию, что вы сможете управлять собой и не спиться.

Примеры последствий действия алкоголя:

1. До приема алкоголя снайпер выбил 96 очков из 100 возможных, а после того как выпил всего 50 граммов – 26 очков.
2. В одном из домов инвалидов обследовали детей. Из 137 умственно отсталых только у девяти были психически больные родители, у остальных 128 родители были алкоголиками.

Почему люди пьют? (Сообщение ученика.)

До 11 лет первое знакомство с алкоголем происходит либо случайно, либо его дают «для аппетита», «лечат» вином, или ребенок сам пробует из любопытства. В более старшем возрасте мотивами первого употребления спиртного становятся традиционные поводы: праздник, семейное торжество, гости и т.д. В 14–15 лет – «неудобно отстать от ребят», «друзья уговорили», «за компанию», «для храбрости».
Спиртные напитки далеко не столь приятны на вкус, чтобы принимать их ради вкусовых ощущений. Часто свою первую рюмку пьют с отвращением, нежеланием. Но друзья уговаривают, настаивают, подают пример. Устоять бывает трудно. И вообще, как говорится…

Для пьянства есть любые поводы:
Поминки, праздник, встречи, проводы,
Крестины, свадьба и развод,
Мороз, охота, Новый год,
Выздоровленье, новоселье,
Печаль, раскаянье, веселье,
Успех, награда, новый чин
И просто пьянство без причин!

Согласно исследованиям у подростка, начавшего регулярно употреблять алкоголь в возрасте 13–15 лет, психологическая зависимость развивается за один год, в 15–17 лет – в течение двух-трех лет, с 22–25 – за пять–семь лет. Склонность к алкоголизму зависит и от наследственности. Если родители злоупотребляют спиртным, то вероятность того, что дети станут алкоголиками, возрастает.
Спиртное пагубно влияет на все органы и системы подростка. При концентрации 0,5–0,6% алкоголя в крови (0,5 литра водки соответственно) у подростка может наступить смерть.
Принятый внутрь алкоголь быстро всасывается в желудке и тонком кишечнике и поступает в кровь. Особенно быстро это происходит от напитков, содержащих углекислый газ (пиво, шампанское).
Максимальная концентрация алкоголя в крови устанавливается обычно уже через 30 минут (если он был принят натощак) и через 1–1,5 часа при основательной закуске.

Учитель. Когда предлагают выпить тот или иной спиртной напиток, обычно в качестве повода приводят разные причины. В такой ситуации необходимо подумать о возможных последствиях, сравнить их с выдвигаемым аргументом «за», а затем отказаться.

Таблица на доске

Аргументы «за» (ложные причины)

Аргументы «против» (последствия  употребления алкоголя)

Алкоголь употребляют:

Чтобы было веселей

Чтобы решить проблемы

Чтобы согреться

Чтобы не бояться

Потому что это – личное дело человека

Чтобы вылечиться

А в результате:

Драка в компании пьяных

Уволен с работы за пьянство

Замерзший на улице пьяный человек

Пьяный переходит дорогу на красный свет

Горе в семье и испуганные окружающие

Алкоголик в больнице

Так как алкоголь наносит вред здоровью человека и его жизни, нужно уметь отказываться от предложения выпить, несмотря на те ложные аргументы, с помощью которых кто-либо пытается заставить нас это сделать.
Однако в жизни многих людей была ситуация, когда они не сумели отказаться, хотя знали о возможных последствиях. Умение отказываться разными способами от чего-то ненужного и нежелательного крайне важно для человека.

ХОД ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Группа разбивается на тройки (путем расчета на «первый – второй –третий»). Каждый первый номер получает задание уговорить второго отдать ему какую-то личную вещь. Задача второго номера – отказать. Третий номер является наблюдателем и определяет, какие формы отказа использовал второй.
Когда работа будет проделана, нужно расспросить наблюдателей, что они увидели, и выписать возможные формы отказа на доске. Следует отметить, что в зависимости от ситуации выбирается та форма отказа, которая является более или менее категоричной.
Примерный список можно представить таким образом (формы отказа даны, начиная с наиболее мягкой и заканчивая наиболее жесткой):

  • Объяснить причины отказа.

  • Предложить замену (заняться чем-то другим или дать что-то другое).

  • Сделать вид, что не слышал.

  • Просто сказать «нет» (не споря и не объясняя причины отказа).

  • Сказать «нет» и уйти.

  • Уйти или убежать, ничего не говоря.

  • Чем опаснее идущее от кого-то предложение, чем больше исходит от него угрозы благополучию, здоровью и жизни человека, тем категоричнее должен быть отказ.

Вывод. Таким образом, алкоголь ослабляет организм, тормозит формирование и созревание его органов и систем, а порой, например при злоупотреблении, и вовсе останавливает развитие некоторых функций высшей нервной системы.
Чем моложе человек, тем губительнее действует на него алкоголь. Кроме того, при употреблении спиртных напитков у подростков значительно быстрее, чем у взрослых, происходит формирование алкоголизма.

Литература

Ахмерова С.Г, Мубинова З.Ф., Ижбулатова Э.А. Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения в образовательных учреждениях. – Уфа, 2005.

В помощь социальному педагогу и классному руководителю. – Методические разработки, сценарии, классные часы. – Уфа, 2004.

Генкова Л.Л., Славков Н.Б. Почему это опасно. – М., 1989.

Злоупотребление психоактивными веществами у подростков. – Уфа, 1998.

Елена Татлыбаева