Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №16/2009

Вместе с психологом

Алкоголизм. Убедить лечиться…

Работа с неблагополучными семьями – одна из самых сложных задач. Ее решением обычно занимается социально-психологическая служба школы (психологи, социальные педагоги, заместители директора) совместно с комиссией по делам несовершеннолетних. Иногда привлекаются специалисты из центров психологической и социальной помощи, реабилитации несовершеннолетних, наркологических диспансеров и досуговых учреждений. Труднее всего иметь дело с семьей, где родители страдают алкоголизмом. Мы уже не раз говорили на эту тему. В этой статье описан метод, помогающий пробудить у таких мам и пап мотивацию к лечению и выздоровлению

Как помочь родителям и детям?

В каких случаях специалисты образовательного учреждения могут принимать участие в решении вопросов, связанных с лечением и реабилитацией родителей, страдающих алкогольной зависимостью?
Это ситуации, которые несут повышенный риск для ребенка – угрозу его психологическому благополучию, здоровью или даже жизни.
Тем, кто сталкивался с проблемой зависимости, известно, как трудно убедить человека обратиться за помощью и начать лечение. Есть специальный термин анозогнозия (anosognosia (греч.): а- (отрицательная частица) + nosos (болезнь) + gnоsis (знание) – отсутствие критической оценки своего болезненного состояния). Алкогольная анозогнозия – сниженная способность осознавать свою зависимость и неумение воздержаться от спиртного или вовремя прекратить пить. Некоторые исследователи считают анозогнозию проявлением изменений личности (в том числе эмоциональной и умственной деградации). Однако, по мнению большинства ученых, анозогнозия выполняет своеобразную защитную роль – помогает человеку сохранить самооценку и «статус-кво», избежать «клейма» больного алкоголизмом.
Признание проблемы закономерно подталкивает к ее решению. А на решение (лечение и изменение образа жизни) может не быть желания (сил, возможностей, веры). И человек продолжает злоупотреблять спиртным (ведь «я не алкоголик», «пью, как все», «захочу – брошу»). Но как бы ни было трудно его убедить начать лечиться, это все-таки возможно: наркологические центры, диспансеры и больницы не пустуют!
Конечно, далеко не все из согласившихся на лечение сделали это добровольно и осознанно: кто-то поддался нажиму родственников и согласился лишь формально (чтобы потом сказать: «Я уже лечился, мне ничего не помогает»); у кого-то случился алкогольный психоз или длительный запой, из которого оказалось невозможно выйти самостоятельно; а у кого-то здоровье и жизнь оказались под угрозой из-за приобретенных заболеваний.
Нередко случается так, что к лечению подталкивает какое-нибудь негативное событие. Нечто подобное рано или поздно обязательно случается в жизни каждого алкоголика: утратив контроль над собой, он то и дело попадает в различные неприятности. Это может быть потеря крупной суммы денег, работы, автокатастрофа, угроза лишения родительских прав, серьезная болезнь. В такие моменты появляется вероятность, что у пьющего наконец-то откроются глаза на происходящее и страх потерять что-то важное (или даже саму жизнь) окажется сильнее боязни признать себя алкоголиком и пойти к врачу.
Однако ждать подходящего случая можно годами, а занятие это небезопасное. Даже если для окружающих очевидны негативные последствия употребления алкоголя, то сам человек продолжает вести себя так, будто полностью утратил связь с реальностью, уверенно утверждая, что никаких проблем нет, а если и есть, то он с ними справится.
Специалисты школьных социально-психологических служб порой сталкиваются с ситуациями, когда родитель из-за пристрастия к спиртному не справляется со своими обязанностями и попадает в поле зрения милиции или комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Дети из «алкогольных» семей нередко плохо учатся, пропускают занятия, не имеют необходимых вещей, страдают от игнорирования или жестокого обращения взрослых, а будучи подростками, и сами могут вести себя вызывающе. Невыполнение матерями и отцами своих обязанностей является для комиссии достаточным и законным основанием для того, чтобы вмешаться в ситуацию совместно с образовательным учреждением.
К сожалению, те, кто осуществляет такое вмешательство, не всегда имеют четкий алгоритм действий и порой не владеют эффективными методами помощи «алкогольной» семье. Обычно практикуются системы предупреждений и штрафов. Но ситуация часто остается прежней: родители продолжают пить, а специалисты испытывают разочарование и не знают, как еще можно на них воздействовать.

Метод убеждения

Можно попробовать, не дожидаясь серьезных неприятностей, показать страдающему алкоголизмом неприглядную сторону пьянства и его разрушающее влияние не только на его жизнь, но и на жизнь членов его семьи, в первую очередь детей.
Специалисты предложили для этого метод убеждения1, основная цель которого – убедить человека согласиться на лечение.
Метод убеждения – хороший способ мотивирования людей на обращение за помощью; однако он требует от участников знаний по вопросам психологии и лечения зависимого поведения, а также серьезной подготовки – ведь им придется преодолевать то самое свойственное страдающим алкоголизмом стремление отрицать существование проблемы.
Пробиться через это сопротивление могут только близкие люди, занимающие по отношению к алкоголику позицию не обвинения, а беспокойства и заботы. В то же время они должны быть готовы идти до конца в стремлении изменить ситуацию, осознавая всю степень опасности происходящего для самого зависимого и для его детей.
На специалиста, решившего работать по методу убеждения, ложится большая ответственность.

Шаг за шагом

Первый шагсоставление списка и сбор участников. Это должны быть авторитетные для нуждающегося в помощи люди. Например, не зависимые от алкоголя родственники, друзья, коллеги – те, чье мнение может оказаться важным и даже решающим. Ведущая роль в группе убеждения должна принадлежать специалистам – они будут руководить процессом, осуществлять подготовку и проведение вмешательства.
Среди участников-специалистов могут быть школьный психолог, социальный педагог или классный руководитель (если нет конфликта и противостояния между ними и неблагополучным родителем), представители комиссии по делам несовершеннолетних, органов опеки или наркологической службы. В то же время (во избежание излишнего давления) нежелательно большое число участников – достаточно пяти-шести человек.
Все члены команды должны иметь представление об алкогольной зависимости, понимать механизм возникновения и течения болезни. К участникам предъявляется требование эмоциональной адекватности – лучше отказаться от помощи людей, испытывающих страх, гнев, морально истощенных или предвзято относящихся к ситуации.

Второй шаг это формирование группы убеждения.
Группу должен возглавить ведущий – человек, который будет руководить подготовкой и самим убеждением. У родственников существует слишком сильная эмоциональная вовлеченность в проблему – они испытали много душевной боли, и им трудно оставаться объективными и спокойными. С ролью ведущего может справиться представитель образовательного или медицинского учреждения (например, психолог или социальный работник, специалист наркологической службы). Хорошо, если он знаком с основами конфликтологии, имеет опыт руководства и умения адекватно реагировать на эмоциональные заявления. Ведущий знакомит участников с планом проведения убеждения, освещает вопросы, связанные с представлениями членов команды об алкогольной болезни.

Третий шаг сбор конкретных фактов, связанных с негативными последствиями злоупотребления родителем спиртным. Каждый участник составляет свой список, четко и подробно раскрывая инциденты, свидетелем которых он являлся. Перечни должны быть написаны как обращения к нуждающемуся в помощи в том виде, в котором они будут ему зачитаны.
Вот такие пункты (в виде высказываний-обращений, описывающих ситуацию) может внести в список сестра женщины, страдающей алкоголизмом:

«В субботу вечером мне позвонили твои соседи и попросили приехать. Когда я приехала, оказалось, что квартира закрыта изнутри и твоя дочь Лена не может попасть домой. Я забрала ее к себе. Ты не отвечала на звонки, мы уже не знали, что и думать. Только во вторник мы смогли попасть в квартиру. Ты спала на полу в комнате, сначала мы испугались, так как решили, что ты умерла. Вокруг было очень грязно, накурено и стояло много пустых бутылок. В другой комнате спали какие-то люди. В холодильнике не было еды. Я не могла оставить Лену в такой квартире. Мы взяли ее вещи, я забрала ее к себе, и еще неделю Лена жила у меня. Я возила ее в школу через весь город и забирала оттуда. Лена каждый вечер плакала».
«В мае у Лены был выпускной вечер – она окончила начальную школу. Я купила ей красивое платье, ведь у нее не было нарядной одежды. На праздник пришли родители всех детей, и только к Лене пришла не мама, а я – ее тетя. Учителя и родители спрашивали, где же мама Лены. Я отвечала, что она болеет. Одна из женщин сказала презрительно: «Да знаем мы, чем она болеет. Опять пьет, все время вижу ее пьяной». Мне было очень стыдно. У Лены было плохое настроение, и с выпускного мы ушли самыми первыми. Мне так и не удалось ее развеселить. А ты действительно в этот день пила – когда мы возвращались обратно, то видели тебя у магазина с бутылкой в руках».
«В прошлую пятницу ты попросила меня срочно приехать, сказала, что плохо себя чувствуешь. Ты очень просила привезти хотя бы бутылку пива. Я понимала, что твое самочувствие было связано с похмельем. Я не привезла тебе пива, так как не хочу поддерживать твою болезнь. Я очень переживаю за тебя. Ты моя сестра, мы с тобой вместе росли, гуляли и играли. Мне очень больно видеть, как изменилась твоя жизнь».

Классный руководитель (школьный психолог, социальный педагог) делает свой перечень. Например:

«В конце прошлой недели я видела вас на улице у магазина. Сначала вы выпивали с какими-то мужчинами и женщинами, а потом у вас произошла ссора – и вы неожиданно побежали от них через дорогу. Водитель «Жигулей» еле-еле успел затормозить, и все-таки машина немного ударила вас. Я подбежала к вам, чтобы убедиться, что все в порядке. Но вы бросились на водителя и на меня с кулаками; ваши друзья вмешались и смогли вас увести. Потом вы снова стали с ними пить. В этот день вы могли погибнуть, потому что были очень сильно пьяны. Я даже не уверена, что вы помните эту ситуацию».
«Лена – очень хорошая девочка, она хорошо учится и хорошо себя ведет. Но последний месяц у Лены плохое настроение, она сильно похудела, выглядит уставшей. Иногда на переменках я вижу, что Лена плачет. Когда я спрашиваю, что случилось, она обычно говорит, что просто плохо себя чувствует. Но на прошлой неделе она сказала мне, что очень боится, что мама может умереть. Я ответила, что мы попробуем помочь маме».

Представитель комиссии по делам несовершеннолетних или органов опеки может написать следующее:

«В комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав из милиции поступили сведения о невыполнении вами родительских обязанностей. В конце апреля патрульная машина обнаружила вашу дочь во дворе, хотя была уже почти полночь. Девочка сказала, что потеряла ключи и не может попасть в квартиру. Сотрудники милиции долго звонили в дверь; через какое-то время вы им открыли. Вы находились в состоянии алкогольного опьянения. Ваши соседи пояснили, что регулярно забирают Лену к себе ночевать или обращаются к вашей сестре. Лена не может войти в квартиру, потому что часто в состоянии алкогольного опьянения вы запираете дверь изнутри. Девочка находится в опасном положении».

Четвертый шаг это сбор сведений о возможных вариантах лечения.
Не следует приступать к убеждению без конкретного плана дальнейших действий.
После чтения каждым своих перечней должны быть предложены меры, программы лечения. Об этом надо позаботиться заранее – узнать возможности получения медицинской и психологической помощи, адреса наркологических клиник, сроки и стоимость лечения. Важно четко договориться, когда и каким образом страдающий алкоголизмом обратится в медицинское учреждение.
Желательно, чтобы с момента убеждения до обращения к врачу прошло как можно меньше времени. Если среди участников группы есть специалист наркологического профиля (врач, психолог, социальный работник), он может оказать неоценимую помощь в выборе реабилитационной программы и дальнейшем сопровождении процесса выздоровления.

Пятый шаг репетиция метода убеждения.
Перед началом убеждения рекомендуется провести одну-две репетиционные встречи. На таких встречах уточняются детали, создается необходимый настрой, участники получают взаимную поддержку и готовятся к возможным вариантам развития событий. Они тщательно прорабатывают и совместно обсуждают каждый пункт составленных перечней.
В высказываниях не должно быть враждебности, осуждения, призывов к «стыду и совести»; не следует также пытаться вызвать жалость. Единственная эмоция – подлинная обеспокоенность и стремление найти выход из сложившейся ситуации.
Еще на репетиционных встречах определяется порядок, в котором члены команды будут зачитывать свои перечни. Лучше начать с человека, являющегося самым близким и авторитетным для больного алкоголизмом.
Во время репетиции желательно поручить кому-нибудь из участников исполнить роль зависимого от спиртного (возможно, лучше всех справится специалист). Так участникам легче будет понять, что может их ожидать во время процедуры убеждения – от отрицания и возражений до слез и скандала. Лучше заранее предвидеть, что скажет страдающий алкоголизмом, и решить, как на это реагировать. В любом случае нужно постараться удержать его в роли слушателя и довести убеждение до конца.
Всегда остается риск, что члены группы могут перейти к обвинениям или обобщениям, поэтому надо потренироваться в выражении участия и заботы. Можно начинать с упоминания достоинств и выражения благодарности.
Ведущему следует выяснить позицию каждого по отношению к злоупотребляющему спиртным, наметить меры последующего воздействия на него, чтобы все были готовы их осуществить. Это очень важный момент, ведь некоторые из них уже много раз выставляли ультиматумы («если ты еще раз…, то я…. »), а потом отказывались от угроз и обещаний. Участники могут проинформировать алкоголика о своих намерениях, если они достаточно серьезны и действительно будут исполнены.
Сестра пьющей женщины может сказать:

«Ты всегда была моей любимой сестрой. Я продолжаю любить тебя и твою дочь Лену, мою племянницу. Я не могу спокойно смотреть, как ты губишь себя алкоголем, а последствия этого касаются и тебя, и Лены, и моей семьи.
Тебе следует обратиться к наркологу и прекратишь пить. Если мне еще один раз позвонят соседи и расскажут, что ты пьяна, а мне нужно забрать Лену, то я поддержу иск в органы опеки о лишении тебя родительских прав и буду подавать документы на оформление опеки над Леной. Мне больно об этом говорить, но я считаю это единственным выходом для всех нас. Если ты примешь решение лечиться, я буду поддерживать тебя в этом, навещать в больнице, помогать тебе и Лене».

Сотрудник органов опеки может сообщить матери, что ей будет вынесено предупреждение о лишении родительских прав, и обозначить срок, в течение которого она должна решить вопрос о лечении. А также предупредить, что при нарушениях с ее стороны ребенок будет изъят из семьи и начнется подготовка к процессу лишения материнства (это заявление является не угрозой, а озвучиванием порядка действий, который положено производить по закону). Остальные тоже могут предупредить о своих действиях в случае отказа от лечения.
Если страдающий алкоголизмом настаивает на том, что справится с проблемой самостоятельно, то нужно обозначить действия, которые участники предпримут в случае невыполнения им обещания (при первом же срыве).
Репетицию и саму процедуру убеждения следует начать с вступительного слова ведущего. Например:

«Мы здесь для того, чтобы помочь вам. Мы знаем, как нелегко говорить об этих проблемах и тем более слушать о них. Как трудно знать, что пристрастие к алкоголю приносит с собой все новые и новые сложности, заставляет страдать и пьющего, и самых близких для него людей… Всем нам придется трудно во время этого разговора, но нам нужна возможность высказаться. И, как бы тяжело это ни было, постарайтесь нас выслушать».

Когда начинать убеждение? Важное условие – трезвое состояние зависимого от спиртного. Лучше всего выбрать момент непосредственно после случая злоупотребления (если человек чувствует себя нездоровым из-за предшествующей выпивки или с ним случилась какая-то неприятная история, то это только пойдет на пользу – в такие моменты алкоголик ближе всего к игнорируемой им реальности, а защитный механизм «отрицания» не так силен).
Нелегко проводить воздействие в одиночку: заявления одного человека можно проигнорировать или истолковать превратно. А если действует группа, больной алкоголизмом скорее поймет, что дело достаточно серьезно.
Важен и выбор места. Нужно, чтобы никто не мешал участникам и все по возможности чувствовали себя спокойно и безопасно.
Сам зависимый от спиртного не должен знать о планируемом мероприятии. Встречу можно организовать дома либо в школе или отделе опеки и попечительства, куда страдающего алкоголизмом пригласит специалист, работающий с семьей, а родственник обеспечит его приход.

Шестой шаг проведение убеждения.
Сама процедура убеждения происходит таким образом: под руководством ведущего после его вступительной речи все участники по очереди зачитывают зависимому от спиртного перечни проявлений и последствий его поведения. Ведущий им помогает, следит за очередностью и соблюдением правил, адекватно реагируя на возможные возражения. Убеждение заканчивается выбором лечебного заведения или реабилитационной программы.
Если убеждение не помогло, не надо отчаиваться. В этом случае следует начать осуществлять те меры, о которых участники предупреждали страдающего алкоголизмом, а через некоторое время можно повторить попытку. Нужно помнить, что зависимость – это не распущенность и не дурная привычка, а настоящее заболевание, которое невозможно победить ни словами, ни слезами, ни контролем и наказаниями. Оно требует серьезного лечения, длительной медицинской, психологической и социальной реабилитации.
Каким бы ни был результат, надо постараться отнестись к алкоголику с уважением, дать ему почувствовать, что он ценный и достойный человек, заслуживающий любви и признания. Вера в возможности другого человека – лучший ему помощник, а зависимый от спиртного в силу своих личностных качеств может нуждаться в этом особенно сильно.
Не только сам злоупотребляющий алкоголем, но и его родные (в нашем примере – дочь и сестра) нуждаются в помощи. Они испытывают боль и беспокойство в отношении близкого человека, пребывают в состоянии постоянного напряжения. Их повседневная жизнь находится в зависимости от его состояния и поведения.
Специалисты должны оставаться в контакте не только с ребенком, но и со взрослыми родственниками страдающего алкоголизмом, помогать им продолжать воздействовать на него и заботиться о собственном психологическом здоровье.

____________

1 В.Джонсон. Как заставить наркомана или алкоголика лечиться. – М., 2000.

Спонсор публикации статьи – наркологическая клиника ЗАО «Центр Медицины». Специалисты клиники осуществляют психотерапевтическое и медикаментозное лечение алкогольной зависимости. Прекрасно оснащенные современным медицинским и диагностическим оборудованием выездные бригады клиники могут начать лечение алкоголизма на дому, без необходимости госпитализации. На дому можно осуществить вывод из запоя, снять абстинентный синдром, провести диагностику и необходимые анализы, лечебные процедуры, и все это – не вырывая человека из привычной комфортной среды, удобно, эффективно, конфиденциально, без ненужных стрессов.

Юлия Корчагина ,
психолог, кандидат психологических наук