Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №15/2009

Технология

Теория на практике

Программа экспериментального проекта

В последнее время стало ясно, что действующие требования к школьникам, диктуемые современной техногенной цивилизацией, многим из них не по силам, а между тем интеллектуальный старт требует не только умения читать и писать, но и определенного уровня здоровья. Не случайно многие исследователи и практики при обсуждении проекта федеральных государственных образовательных стандартов предлагают ввести дополнительную позицию – «здоровье».
Не будем забывать, что в Законе РФ «Об образовании» еще два десятилетия назад был провозглашен приоритет жизни и здоровья ребенка. И сегодня только установление прямой гармоничной связи между обучением и здоровьем, осуществление комплексного подхода в решении этой проблемы могут обеспечить качественный сдвиг в сторону повышения эффективности обучения.
Школа-интернат № 18 – это адаптивное образовательное учреждение, где обучение и воспитание осуществляются с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей каждого ребенка, состояния его здоровья, что в конечном счете и определило выбор темы эксперимента: «Модель «Здоровая и дружественная школа» как основа создания эффективной здоровьесберегающей среды в современной школе».
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в негосударственном общеобразовательном учреждении – школе-интернате № 18 среднего (полного) общего образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги», предметом исследования – модель «Здоровая и дружественная школа» как основа создания в школе эффективной здоровьесберегающей среды.
Цель исследования: разработка и внедрение в педагогическую практику школы модели «Здоровая и дружественная школа».
Гипотеза. Созданную в школе здоровьесберегающую среду можно признать эффективной, если мониторинг выявит положительную динамику по таким критериям, как:

1) показатели «Индивидуальной карты здоровья» на основе комплексного мониторинга, индивидуального маршрута здоровья учащегося;
2) уровень успешности достижений воспитанника (портфолио);
3) показатели здоровья, паспорт здоровья учащегося;
4) уровень обученности, психическое и социальное благополучие;
5) профессиональное мастерство педагогов (овладение элементами современных здоровьесберегающих технологий, умение обобщать, систематизировать, анализировать свой опыт).

В соответствии с целью и гипотезой исследования в ходе реализации проекта предполагается решить следующие задачи:

1) разработать модель «Здоровая и дружественная школа», определить технологии ее реализации;
2) внедрить в педагогическую практику модель «Здоровая и дружественная школа», провести мониторинг ее эффективности;
3) обобщить и распространить опыт экспериментальной деятельности.

Методологической основой исследования является системный подход, получивший отражение в трудах Ю.К. Бабанского, П.П. Блонского, Л.С. Выготского и других ученых-классиков, а также методология опытно-экспериментальной деятельности современных отечественных исследователей.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов теоретического и эмпирического исследования, включающих: анализ педагогической, медицинской, психологической и методической литературы по теме исследования, а также учебных программ, учебно-методических пособий и учебников; наблюдение за практикой педагогической деятельности образовательных учреждений района и области, обобщение и анализ педагогического опыта; теоретическое и экспериментальное моделирование; методы описательной статистики, систематизации и анализа результатов экспериментальной деятельности, в том числе анкетирование, включенное наблюдение, беседы и опросы педагогов и учащихся, методы математической статистики обработки экспериментальных данных, определения их достоверности и различий.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем разрабатывается модель «Здоровая и дружественная школа» и определяются технологии ее реализации в педагогической практике. Практическая значимость исследования определяется тем, что в ходе реализации эксперимента его участниками будут разработаны: программа развития школы-интерната на 2009–2014 годы, учебно-методические материалы (пособия, программы по проблеме здоровье- сбережения, открытые уроки и внеклассные мероприятия) и система комплексного мониторинга здоровья учащихся.

Предполагаемые результаты

На формально-организационном уровне:
1) программа развития школы-интерната на 2009–2014 гг.;
2) модель «Здоровая и дружественная школа»;
3) система рекомендаций по реализации в педагогической практике модели «Здоровая и дружественная школа» и создание в современной школе эффективной здоровьесберегающей среды;
4) система мониторинга эффективности реализации экспериментального проекта;
5) учебно-методические разработки:
– индивидуальные папки всех участников эксперимента с разработками по здоровьесберегающим технологиям (материалы открытых уроков, внеклассных мероприятий по проблеме здоровьесбережения);
– пакет диагностических методик по модели комплексного мониторинга здоровья воспитанников;
– методическое обеспечение психофизического развития в начальной школе;
– концепция ресурсного образования на базе интерактивной технологии «Коллективное творчество – здоровье поколений»;
– семинары по обозначенной тематике.
На качественном уровне:
1) положительная динамика показателей здоровья обучающихся, уровней обученности, воспитанности, развития компетентностей обучающихся, их психического и социального благополучия;
2) рост профессионального мастерства педагогов.

Формы представления результатов:

1) представление текущих результатов эксперимента на сайте школы и в СМИ;
2) печатные работы: в журналах, в сборниках научно-практических конференций и др.;
3) проведение открытых мероприятий (семинары, презентации, открытые уроки) по теме эксперимента;
4) участие в семинарах, конференциях, выставках и др.

Ход эксперимента

Этапы эксперимента

Задачи

Содержание деятельности

Сроки исполнения

Подготовительный: разработать модель «Здоровая и дружественная школа», определить технологии ее реализации в педагогической практике школы 1. Создать инфраструктуру для реализации эксперимента:

– создать совет по управлению и реализации эксперимента, определить его цели и задачи;

– создать условия эффективного функционирования программы эксперимента;

– разработать перспективный план совместной работы школы и других организаций (социальное партнерство)

Оборудование спортзала. В течение года
Оборудование школьного стадиона. В течение года
Оборудование учебных кабинетов школы-интерната. В течение года
Обеспечение педагогов и воспитателей учебно-методической литературой по проблеме здоровьесбережения. В течение года
Приобретение ТСО. В течение года
Приобретение учебной мебели согласно требованиям СанПиНов. В течение года
Знакомство с медицинскими карточками учащихся 1-х классов и вновь прибывших учащихся. Сентябрь
Обновление банка данных о заболеваемости воспитанников. Анализ заболеваний и их динамика. Сентябрь
Диспансеризация воспитанников школы-интерната Декабрь
2. Обеспечить научно-методическую помощь для членов педагогического коллектива школы-интерната в виде семинаров, методических рекомендаций, учебно-методических разработок по организации здоровьесберегающего образовательного пространства Контроль состояния здоровья школьников  по итогам диспансеризации. В течение года
Составление режима дня воспитанников,  предусматривающего чередование занятий и отдыха. Начало учебного года
Организация занятий для будущих  первоклассников с целью адаптации их  к условиям школьной образовательной среды  (выполнение программы «Дошколенок»). Апрель–май каждого учебного года
Составление расписания уроков, предусматривающее чередование предметов высокого балла по шкале трудности с предметами, которые позволяют провести частичную релаксацию с учащимися. Расписание согласовано с главным врачом санитарной службы Западно-Сибирской железной дороги. Начало учебного года
Организация работы творческих лабораторий:

– начального звена;
– здоровьесберегающих технологий;
– социо-медико-психолого-педагогического   сопровождения образовательного процесса.

Начало учебного года
Проведение обучающего семинара-практикума «Проектная деятельность в работе «Здоровой и дружественной школы». Начало учебного года
Проведение анализа перегрузок учащихся во время урочной деятельности и самоподготовки. Вынесение этой проблемы для дальнейшего обсуждения на заседании педсовета. В течение года
Составление социологических карт по классам, составление списков:

– учащихся группы риска;
– проблемных семей;
– многодетных семей;
– малообеспеченных семей;
– неполных семей;
– детей с заболеваниями.

Март–апрель
Контроль и организация рационального, сбалансированного, адекватного 5-разового питания. Ежедневно
Поддержание в школе надлежащих санитарно-гигиенических условий. Ежедневно
Организация и контроль за выполнением питьевого режима. Ежедневно
Разработка плана мероприятий по охране труда и технике безопасности в школе. Начало учебного года
Организация и проведение диагностического комплексного мониторинга здоровья  воспитанников 2 раза в год
Практический: внедрить в педагогическую практику модель «Здоровая и дружественная школа», провести мониторинг ее эффективности 3. Разработать и провести проверку необходимых здоровьесберегающих технологий и оздоровительных мероприятий в рамках учебного процесса Продолжение работы над методикой
ведения паспорта здоровья
для учащихся 1–6-х классов.
Еженедельно
Разработка и внедрение методики ведения «социального паспорта» для учащихся 7–11-х классов. Еженедельно
Разработка и внедрение учебно-методических материалов по теме эксперимента. Ежемесячно
Проведение общешкольных родительских  собраний по актуализации ценности здоровья. Лекторий «Здоровье школьника» 1 раз в четверть
4. Продолжить внедрение комплексных методик оздоровительного питания Организация лектория для учащихся «Здоровый образ жизни 1 раз в месяц
5. Определить эффективные пути внедрения здоровьесберегающих технологий и методик в практику работы школы Планирование и проведение классных часов по профилактике здорового образа жизни, правилам дорожного движения. По отдельному плану воспитательной работы
Диагностика уровня психических  функций учащихся. По отдельному плану
Организация индивидуальных и групповых консультаций для воспитанников школы-интерната и их родителей. Постоянно
Тестирование по профориентации учащихся  8-х, 9-х и 11-х классов. По отдельному плану
Психологическая помощь родителям  в форме лекций, конференций, индивидуального консультирования по темам. На родительских  собраниях, по необходимости
Проведение тренингов общения для учителей и воспитателей. Постоянно
Проведение тренингов общения для воспитанников. Постоянно
Оказание социальной поддержки воспитанникам школы, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Постоянно
Участие в спортивных соревнованиях. В течение года
Организация и проведение дней здоровья, недели здоровья.  1 раз в четверть
Проведение утренней зарядки для учащихся 1–11-х классов. Ежедневно
Проведение физкультпауз на уроках. Ежедневно
Выработка коррелятов экспертной оценки  результатов индивидуальных маршрутов  здоровья. 1 раз в четверть
Организация и проведение сеансов:
– физиотерапии;
– фитотерапии;
– спелеосеансов;
– водолечения;
– ароматерапии;
– витаминопрофилактики.
Постоянно
Проведение открытых уроков, мероприятий по профилактике здорового образа жизни В течение года
Обобщающий: обобщить и распространить опыт экспериментальной деятельности 6. Оценить результативность исследования, определить необходимые изменения в первоначальной гипотезе исследования Проведение заседаний экспериментальных лабораторий для педагогических работников, участвующих в деятельности по внедрению элементов здоровьесберегающих технологий в учебный процесс. 1 раз в четверть
Использование и корректировка разработанных на 1–2-м этапах учебно-методических материалов Постоянно
Диагностика работоспособности, состояния физического здоровья, психических показателей воспитанников. 2 раза в год
7. Проанализировать и подвести итоги исследования, сформулировать методические рекомендации для внедрения опыта в образовательную практику школ города Барабинска и Барабинского района Обобщение и презентация опыта и результатов реализации программы на сайте школы и в СМИ, в журналах, в сборниках научно-практических конференций, на районном семинаре.

Определение перспектив развития школы (программа развития)

2009/10 учебн.год

Алла Дубровка ;
Константин Кипа ;
Светлана Федотова