Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №15/2009

Нам пишут

Наша служба и полезна, и трудна

Сохранение и укрепление здоровья школьников – первоочередная задача, которая должна осуществляться в рамках национальных проектов «Образование» и «Здравоохранение» в соответствии с современными достижениями педагогики и медицины

Роль современной школы

Современная школа является важным звеном в гармоничном развитии детей, конечная цель которого – формирование высоконравственной, социально зрелой, духовно богатой и физически здоровой личности.
В последние полтора десятилетия школа пытается отказаться от авторитарных схем обучения и воспитания, создать новую систему взаимоотношений учителя и ученика, в основе которой лежат принципы свободного выбора для реализации способностей и возможностей детей.
Установка на здоровый образ жизни, как известно, не появляется у человека сама собой, а формируется в результате правильного воспитания. А для этого нужно, чтобы и учителя, и родители обладали необходимыми знаниями, которые они смогли бы передать младшему поколению.

Школьные проблемы

В школе № 562 г. Санкт-Петербурга есть служба здоровья. Созданию и реализации целевой программы службы предшествовала многолетняя деятельность. Она начиналась с внедрения в середине 90-х разработанных кафедрой валеологии АППО (Академия постдипломного педагогического образования) программ и методик. С 2005 по 2007 год районным центром лечебной педагогики проводился мониторинг здоровья, позволивший выявить школьные проблемы:

– общий низкий уровень здоровья детей;

– слабая физическая подготовленность;

– снижение мотивации к урокам физкультуры у старшеклассников (особенно у девушек);

– проблемы свободного времени (досуг учащиеся проводят у телевизора или компьютера);

– недостаточный уровень образования педагогов и родителей в области понимания сущности ЗОЖ.

Сложившуюся ситуацию мы обсуждали на педсоветах и семинарах, методических объединениях. Это позволило усилить здоровьесберегающую направленность деятельности школы, сформировать у педагогов и родителей понимание необходимости проведения работы, связанной с улучшением здоровьесберегающей среды, и создало предпосылки к формированию службы здоровья.

Учить учителя, учить родителей

На начальном этапе специалисты службы предложили комплекс просветительских мероприятий для педагогов и родителей, направленный на повышение уровня культуры здоровья и правильное понимание сущности ЗОЖ. Для учителей была организована сеть семинарских занятий:

– «Азбука здоровья» – начальная школа;

– «Основы рационального питания» – средняя школа;

– «Проблемы подростка XXI века» – старшая школа.

Семинары проводили врачи педиатрической академии, педагог-валеолог и школьные психологи.
Для мам и пап был организован «Родительский всеобуч», где по программе «Здоровье школьника» на собраниях проходил цикл лекций и бесед. Темы соответствовали актуальности проблем, связанных с возрастными особенностями. Так, для родителей младших школьников был подобран материал, посвященный режиму дня, и были проведены беседы «Почему детям трудно учиться» и «Адаптация первоклассников». Родители узнали, насколько серьезно первоклассники испытывают дезадаптацию, попадая в непривычную для них школьную среду.
Успешная адаптация и сохранение здоровья ребенка возможны лишь в том случае, если воспитательные воздействия педагогов и родителей учитывают типы личности детей младшего возраста и, соответственно, создают меньше психотравмирующих ситуаций как в школьной среде, так и в домашней обстановке.

Питание и воспитание

Вопросы питания являются одной из наиболее важных составляющих здорового образа жизни. Было проведено анкетирование школьников, где основное внимание уделялось режиму приема пищи и предпочтению в выборе блюд. Результаты показали, что негативные тенденции в питании наиболее остро проявляются в 5–8-х классах. Около 72% учащихся считают, что на завтрак в школе обязательно должна быть приготовлена пицца или хот-дог, только 15% предпочитают овощные салаты, а кашу съедают всего лишь 5–8% ребят. Ситуация не могла не вызвать озабоченность, так как налицо избыточное потребление углеводов, переокисленных жиров, солей, специй и явный недостаток витаминов и микроэлементов. Все это в итоге серьезно влияет на работу пищеварительной системы и приводит к различным заболеваниям.
Поэтому на родительских собраниях с 5-го по 7-й класс основная тематика лекций и бесед была посвящена проблемам рационального питания.

Подростковые проблемы

Программа для родителей учащихся 8–11-х классов предусматривала беседы о вредных привычках. Это был не просто формальный разговор о вреде курения или алкоголя: врачом и психологом моделировались конкретные ситуации из жизни подростков, рассматривались их взаимоотношения с родителями и товарищами по школе, раскрывались побудительные мотивы, склоняющие ребят к курению и употреблению спиртного. Для каждого случая предлагался свой алгоритм действий и наиболее правильный вариант решения проблемы.
«Родительский всеобуч» не ограничивался лекциями и беседами. С мамами и папами, желающими получить индивидуальные консультации, специалисты службы здоровья проводили регулярные встречи. Параллельно велась диагностическая, профилактическая и коррекционная работа, позволяющая определить уровень школьной зрелости детей, выявить даже незначительные отклонения функционального характера, предупредить признаки переутомления и выбрать оптимальные нагрузки.

Надомное обучение

Большое внимание в образовательном учреждении уделяется надомному обучению детей, имеющих нарушения здоровья, не позволяющие им посещать обычные классы дневной школы. При проведении уроков педагог должен учитывать не только индивидуальные особенности ребенка, но и характер его заболевания, правильно подбирать учебный материал и использовать щадящий режим. Данную методику с успехом демонстрируют учителя школы. Учебных часов в программе стало немного меньше, занятия проводятся по группам (от 1 до 3 человек). Но главным является внедрение здоровьесберегающей составляющей, например, отсутствие неудовлетворительных отметок, что, безусловно, снижает отрицательные эмоции и возможность психических расстройств во время урока. Учителя-предметники используют на своих занятиях систему блоков, позволяющих при сокращении часов давать детям материал практически в полном объеме, что имеет очень большое значение, так как иногда при улучшении состояния здоровья ребенка он возвращается к обычной форме обучения.

Результаты есть

Проведение промежуточного анкетирования показало, что в понимании сущности здоровья и коррекции своего образа жизни у детей прослеживаются положительные тенденции. Значительно увеличилось количество ребят, делающих утреннюю зарядку. Так, по данным анкет «Я и мой образ жизни», проводимых в 6–8-х классах, на начальном этапе работы только 5% мальчиков регулярно делали зарядку, 15% – от случая к случаю, а среди девочек эта цифра не превышала 1%. Спустя полтора года среди тех же опрошенных уже 20% мальчиков указали, что ежедневно делают физзарядку, 25% – нерегулярно, а число девочек, занимающихся утренней гимнастикой, увеличилось в 6 раз.
Дети стали разнообразнее питаться, употреблять больше фруктов, предпочитая компот газированным напиткам. А число желающих попробовать за завтраком кашу по сравнению с результатами предыдущего опроса увеличилось в 2,5 раза.
Среди старшеклассников снизилось количество курящих. У юношей эта цифра уменьшилась на 8%, а у девушек – на 14%. По данным медкабинета школы, на конец 2008 года общее число детей, страдающих простудными заболеваниями, снизилось на 10%.
Таким образом, можно утверждать, что целенаправленная работа специалистов принесла свои результаты. И не возникает сомнения, что положительная динамика будет возрастать.
Врачи провели диагностику нарушений опорно-двигательного аппарата у школьников 1–5-х классов, ознакомили родителей с результатами и дали им соответствующие рекомендации.
Ребят пригласили в несколько групп для занятий корригирующей гимнастикой, которая проводится в специально оборудованном зале под руководством опытного инструктора ЛФК. Результаты коррекционной деятельности планируется получить в начале следующего учебного года после повторного обследования.
Свою работу на начальном этапе служба здоровья может считать вполне продуктивной благодаря планомерному и целенаправленному взаимодействию с родителями и заинтересованности большинства учителей в реализации поставленных задач.
Повышение профессиональной готовности педагогов к здоровьесберегающей деятельности и прямой интерес родителей к поднятым проблемам есть залог успеха в будущем.

Владимир Орел