Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №12/2009

Технология

Уроки истории

Проблема физического благополучия волновала человечество на протяжении веков, начиная с древнейших времен. Воспитание здоровьесберегающих ценностей у детей сквозь призму истории поможет разнообразить занятия, сделать их одновременно интересными и полезными

От Ромула до наших дней...

Изучение истории способствует пониманию причин и особенностей влияния общественного развития на здоровье нации. Воздействие опыта прошлых поколений обусловлено связью между человеческим сознанием и исторической действительностью. Принцип историзма позволяет приобщиться к вековому опыту своего и других народов по сохранению и укреплению физического благополучия.
Анализ содержания учебного материала по курсу истории (например, в 5–9-х классах) показывает, что интеграция темы «Здоровье» возможна в следующих разделах программы:

1. Гигиена: Страны Древнего мира; Средневековое общество; Культура и быт русского народа XVI–XVIII веков; Общественное движение в первой половине XIX века (утомление и восстановление работоспособности).
2. Рациональное питание: Римская империя – мировая держава; Средневековая деревня и ее обитатели; Великие географические открытия; Расширение колониальных империй (традиции национальной кухни); Коллективизация сельского хозяйства (питание и болезни).
3. Развитие медицины, профилактика эпидемий: Развитие культуры и науки в Древнем мире; Культура Западной Европы в Средние века; Культура и быт русского народа в XVI–XVIII веках (применение лекарственных средств); Глобальные проблемы человечества (ВИЧ-инфекция или СПИД); Развитие науки в XX веке (правила обращения с лекарственными веществами).
4. Негативное отношение к алкоголю, табакокурению, наркомании: Цивилизация Древнего Египта; Эллинистическая культура; Культура и быт русского народа в XVI–XVIII веках (история употребления алкоголя и табакокурения на Руси); Великие географические открытия (история распространения табака); Опиумные войны в Китае в середине XIX века; Глобальные проблемы человечества (наркомания).
5. Правила техники безопасности: Средневековый замок и рыцарские турниры; Промышленный переворот в Европе; Французская революция (экстремальные ситуации в местах массового скопления людей); Первая мировая война (отравляющие вещества).
6. Развитие физической культуры: Афинская, спартанская и римская системы физического воспитания; Олимпийские игры в древности; Система физического воспитания рыцарей; Физическое воспитание в странах Востока; Оздоровительные практики Индии и Китая; Физическая культура эпохи Возрождения; Немецкая, шведская, французская и др. гимнастики XVIII–XIX веков; Буржуазные системы физического воспитания, развитие игровых видов спорта; Возрождение современных Олимпийских игр; Физическая культура славян и Древнерусского государства; Физическое воспитание в России XVII–XIX веков.
7. Психология здоровья: Возникновение цивилизаций (особенности групповой деятельности); Страна «корня солнца» – Япония (психосаморегуляция); Средневековое европейское общество (оптимизация межличностных отношений); Контрреформация и религиозные войны (конфликт); Франция: от республики к империи. Завоевательные войны Наполеона I (ролевые позиции в группе); Мировой экономический кризис конца 20-х – начала 30-х годов XX века (стресс); Тоталитарные режимы в Европе (способы манипулирования людьми).
8. Здоровье и гармоничное развитие человека: Становление и развитие человеческого общества; Античная культура Древней Греции; Эпоха Возрождения в Европе; Абсолютизм в Европе (мода на здоровье); Наука и культура в XIX веке (соотношение биологического и социального в человеке).

Развитие медицины

О том, как можно использовать содержание учебного материала, свидетельствует пример из методического пособия для учителей «Здоровье: Вопросы здоровья в курсе истории (5–9-е классы)». – М., 2002, разработанного А.С. Митькиным и А.Е. Неудахиной.
Раскрытие темы «Развитие медицины в Древнем мире» преподаватель начинает с рассказа о возникновении медицинских знаний. В начале занятия детям задаются вопросы: «Как вы думаете: часто ли болели люди?», «Какими болезнями они чаще всего болели?» (нужно отметить правильные ответы: травмы, инфекционные заболевания, болезни, связанные с неправильным питанием).
Зачатки врачевания возникли на самых ранних этапах существования человека. Наблюдения за воздействием на организм трав и минеральных веществ запоминались и передавались из поколения в поколение. Случайно использованные средства или приемы приносили пользу, устраняя боль, останавливая кровотечение, облегчая состояние путем вызывания рвоты, позволяли прибегать к ним в дальнейшем, если возникали подобные обстоятельства. Первобытный человек не знал естественных причин многих явлений. Болезнь и смерть он обычно приписывал воздействию злых духов и колдовству. Бороться с недугом можно было, только прибегая к помощи добрых духов либо задабривая злых. С возникновением первых цивилизаций медицинское знание приобретало религиозный характер и было монополизировано жрецами. В некоторых цивилизациях, например, в Вавилоне, медицина становится профессией.
После актуализации представлений учащихся о зарождении медицины учитель предлагает, пользуясь дополнительным материалом, заполнить таблицу «Развитие медицинских знаний в Древнем мире».

Таблица 1

Развитие медицинских знаний в Древнем мире

Как определяли болезнь (диагностика)

Междуречье

Египет

Греция

Способы лечения

     

Отношение к врачам

     

Клятва Гиппократа

Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство:

– считать научившего меня врачебному искусству наравне с родителями, делиться с ним своими достатками и в случае необходимости помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями.

– Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости.

– Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла.

– Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство.

– Что бы при лечении – а также и без лечения – я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.

– Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.

Большим нравственным потенциалом обладает клятва Гиппократа (около 460–377 гг. до н.э.), выдающегося древнегреческого врача-философа, по праву считавшегося отцом медицины. В знаменитой клятве изложены принципы медицинской этики, не утратившие своего значения и в наше время.
Анализ на уроке данного текста дает возможность обсудить с ребятами злободневные вопросы современного здравоохранения и нравственно-этические проблемы развития нашего общества.

«Преданья старины глубокой»

Одна из задач исторического образования заключается в выработке национально-культурного самосознания подрастающего поколения. Вероятно, феномен «иванов, не помнящих родства своего» начинается с забвения родовых корней. Быть может, на уроках истории следует включать учащихся в исследование родословной своей семьи, изучение этнографического наследия, в котором отражено отношение народа к собственному здоровью. Интересен опыт преподавателя истории Новотаволжанской школы Белгородской области Н.П. Поповой, которая на уроках знакомит семиклассников с бытом и нравами русского народа XVII века и одновременно воспитывает у них ценности здорового образа жизни. Сквозь призму ЗОЖ в творческих группах «Внутрисемейный быт», «Еда – людское зеркало», «Развлечения», «Русская баня» ребята анализируют отдельные стороны уклада жизни в XVII веке и приходят к выводу о том, что крепкое здоровье русичей определялось строгим распорядком дня; чередованием труда и отдыха; употреблением в пищу продуктов, богатых йодом, фосфором, микроэлементами; трезвостью и отсутствием привычки курить; закаливанием организма с помощью бани, воздушных и водных процедур.
На занятиях по истории школьники могут узнать, что сохранению здоровья русских людей способствовало соблюдение поведенческих или хозяйственно-бытовых запретов. Среди них существовало немало гигиенически обоснованных. Например, нельзя было работать в неурочное время (в полдень в поле, поздно прясть вечером и золить белье и др.). Серьезное внимание наши предки уделяли играм. Игра давала возможность детям тренировать внимание, опорно-двигательный аппарат, регулировать физическую нагрузку. В ее ходе ребята учились быстро принимать решение и выходить из критических ситуаций, вырабатывали чувство коллективизма и взаимовыручки. Немаловажно и то, что мажорный настрой игр, шутки, юмор, дух соревнования благоприятно влияли на психическое здоровье подрастающего поколения. Формированию оптимистического менталитета русской нации способствовал потешный фольклор (дразнилки, потешки, сечки, издевки, небылицы-перевертыши и др.), который учил детей с юмором смотреть на себя и без ущерба для психики преодолевать невзгоды. При этом развивалось такое важное качество личности, как умение радоваться жизни.
Необходимость защиты обширных территорий от набегов врагов, борьба с эпидемиями, социальными и природными катаклизмами заставляли русичей заботиться о своем здоровье с ранних лет. На выработку храбрости, выносливости, психической устойчивости, физической силы была направлена вся система воспитания.
Автор выдающегося памятника древнерусской педагогики «Поучение» Владимир Мономах (1096 г.) призывает к добродетели, т.е. любви к человечеству. В благодеянии виделось ему спасение от болезней: «Бойтесь всякой лжи, пьянства и любострастия, равно гибельного для тела и души». Наряду с нравственным Мономах предложил и систему военно-физического воспитания исходя из необходимости защиты рубежей отечества. В основу такого воспитания была положена тренировка-охота, в которой вырабатывались сила, выносливость и храбрость.
В XIII–XIV веках, при татаро-монгольском иге, образование развивалось в основном вокруг монастырей. При них же строились и больницы. Поэтому все медицинские сведения были сосредоточены также в монастырях. Таким образом, монастыри играли важнейшую роль как культурные центры по накоплению, сохранению, развитию и распространению знаний о здоровье человека. Вместе с тем практика монастырской «педагогики здоровья» сводилась к умеренности во всем, соблюдению постов, усердной молитве, терпеливому перенесению трудов, развитию братолюбия.
Палитра народной педагогики, противостоящей религиозному аскетизму, была намного богаче. Представления народа о том, как сохранять и укреплять свое здоровье, выражались в пословицах, поговорках, былинах, сказках, загадках и других произведениях фольклора. Их анализ показывает, что физическое благополучие представляло собой одну из высших ценностей в славянской культуре. Его сравнивали с богатством и ставили превыше всего, например, в русской загадке «Что всего дороже?». В обыденном общении русичи, приветствуя друг друга, желали здоровья: «Здравствуйте», «Будьте здоровы». Тем самым подчеркивалось, что здоровье является обязательным условием жизнедеятельности человека.

Своеобразным историческим источником, сохранившим формы общественной жизни населения русского государства, можно считать сказку. Она раскрывает круг ценностей и педагогических традиций народа. Соответствуя возрастным особенностям детей, сказка представляла собой форму организации их эмоций и выступала в качестве мощного воспитательного средства. Так, в сказке отражено то значение, которое придавал русский народ бане, являвшейся, по словам Н.И. Костомарова, «школой той удивительной нечувствительности ко всем крайностям температуры, какою отличались русские, удивляя иностранцев».
Ряд источников свидетельствует о том, что русским было известно немало способов сохранения и укрепления своего здоровья – гигиенически обоснованный уклад жизни: распределение приемов пищи, ранний утренний подъем и ранний отход ко сну вечером, послеобеденный сон, закаливание; гигиенические процедуры; здоровое и рациональное питание; соблюдение постов как способ очищения организма; физические упражнения и игры. Например, борьба и кулачный бой составляли издавна любимую народную потеху. Такие упражнения назывались играми, или игрищами, любоваться на которые приходили простые люди и знать.
Индивидуальная и массовая профилактика болезней осуществлялась в процессе выполнения обрядовых купаний, омовений в реках, родниковой воде, проруби и завершалась в зимние праздники: Сочельник, Рождество, Новый год, Крещение, а также в Иванов день. Водные процедуры, оказывавшие мощный закаливающий эффект, происходили в праздники весенне-летнего цикла и на Страстной неделе. Этнолингвистические источники свидетельствуют, что в Чистый четверг мылись в бане, а выйдя, говорили: «Тебе, баня, на стоянье, а нам на здоровье» (Смоленщина); девушки ходили к реке и трижды погружались в воду (Солигалич); обливались водой под куриным насестом (Ярославль); облившись, перевязывали запястье и поясницу ниткой, которую ссучили до рассвета, чтобы запастись здоровьем на целый год (Орловщина); купались, умывались, зачерпнув воду рано утром, пока ворон не обмакнул крыла. В день Аграфены Купальницы умывались росой. В Дмитровском крае на Троицу девушки умывались через березовый венок, лежащий на воде. А в Тихвине в Иванов день парились в бане вениками с травой иван-да-марья. В Иркутской области обеспечение здоровья связывали с купанием и умыванием водой из реки на Первый Спас.
В Древней Руси считали, что сохранить здоровье на целый год могли кувыркание и катание по земле. Например, в Солигаличе в четверг на Страстной неделе трижды кувыркались на земле. Полагали также, что обретают здоровье, пролезая под корнями вековых деревьев, через огромный венок, сплетенный из лекарственных растений, собранных накануне Иванова дня. Ради получения здоровья совершали паломничества к святыням, посещали культовые места и оставляли там свои приношения. Также возлагали на себя разного рода обеты.
Глубокие традиции в России имеет траволечение. Целебными свойствами растений интересовались и простолюдины, и вельможи. Еще при Иване Грозном, в 1581 году, была основана Аптекарская изба, в задачу которой входила организация сбора лекарственных трав на территории Русского централизованного государства. Это было начало самостоятельного медицинского управления в нашей стране. В конце XVI века, при Борисе Годунове, изба была преобразована в «Обтекарьский приказ» с сушильнями, складами и аптеками. Лекарственные травы стали продаваться в зелийных лавках – первых аптеках на Руси.
В XIV–XVII вв. в системе воспитания здорового поколения значительное место занимает вопрос о морали и нравственности. Кодекс правил «Домострой», в частности, требовал от детей и взрослых соблюдения гигиенических норм. В соответствии с этими правилами русское средневековое воспитание стремилось к тому, чтобы дети усвоили элементарные гигиенические навыки поведения.
В начале XVII века, при Алексее Михайловиче, Аптекарскому приказу стали подчиняться все доктора, аптеки, лекари и травники. В недрах приказа зародилось движение за изучение и использование народной медицины и траволечения. В широких слоях населения появились специалисты-травники из числа крестьян, казаков, ремесленников, что уменьшило зависимость страны от иноземных поставщиков лекарств.

Во второй половине XVII века в связи с развитием промышленности, установлением торговых связей с Западной Европой и распространением книгопечатания происходит быстрый рост числа школ. С укреплением монархии обостряется борьба между светскими и церковными феодалами. Постепенно ослабевает монополия Церкви в области образования. Следствием этого стало появление светских книг медицинского содержания, которые перестают считаться колдовскими и входят в круг нашей письменности. Например, в книгах «Лечебник с раскрашенными изображениями трав», «Книга, глаголемая Прохладный Вертоград» рассказывается «о различных врачевских вещах, ко здравию человеческому пристоящих». В конце XVII века издается первая работа по регламентации гигиенического поведения школьников. В трактате «Гражданство обычаев детских» Епифаний Славинецкий не только подробно описывает особенности гигиенического поведения учащихся, но и подчеркивает взаимосвязь умственного и физического воспитания, предостерегает об опасности чрезмерного обучения для здоровья и успеваемости ребят. Он выступает против пьянства и телесных наказаний в отношении детей. Отдельная глава отведена вопросам физического воспитания, понимаемого Славинецким достаточно широко. Особый акцент автор делает на привитии детям навыков гигиены полости рта.
Петровские реформы дали новый толчок для развития медицинских знаний в России и использования лекарственных трав. В 1701 г. только в Москве было открыто 8 частных аптек. В 1714 г. в Петербурге был организован аптекарский огород. Петр лично сеял лекарственные травы в огороде, коллекционировал семена растений. В этот период начинается научное исследование влияния лекарственных трав на здоровье человека.
На уроке целесообразно предложить ребятам изучение лекарственных трав и поделиться знаниями об опыте их применения в семье.

Сказка – ложь, да в ней намек...

Можно использовать программу формирования культуры здоровья в начальных классах на материале русской этнографии. Данная программа решает следующие задачи:

  • показать школьникам отношение наших предков к здоровью как величайшей ценности жизни;

  • реализовать заложенные в русских народных играх оздоровительные возможности через включение детей в активную игровую деятельность;

  • развивать воображение, мышление, память и речь учащихся в ходе урока.

Содержание программы составляют исторические факты, былины, легенды и мифы, русские народные сказки, занимательные рассказы, поговорки и пословицы, оздоровительные игры и упражнения, представленные в таких темах, как «Если хочешь быть здоров – закаляйся», «Чистая вода – для хвори беда», «Удивительный массаж», «Руки и ноги тебе еще пригодятся», «Чудо-кони», «Очки очками, а без глаз нельзя», «Держи осанку», «Здоровье близко, ищи его в миске», «Любой жует, да не любой живет», «Как сохранить здоровыми зубы», «Привычка – вторая натура» и др.
Применение учителем на уроке сказки как своеобразного исторического источника обусловлено ее удивительной способностью передавать хорошо сохранившиеся формы социальной жизни людей. Сказка раскрывает духовный мир народа, круг его ценностей и традиций. Соответствуя возрастным особенностям младших школьников, она представляет собой форму организации их эмоций. Например, в сказке отражено то значение, которое придавал русский народ бане как эффективному закаливающему, гигиеническому и лечебному средству:

Мы лекари, мы аптекари!
Мы лечим на славу
Хоть Фому, хоть Савву!
Мы в баньке парим,
Мы в баньке жарим:
В баню на дровнях,
Из бани – на ногах.

О необходимости соблюдать чистоту своего тела напоминает отрывок из известной всем с детства сказки «Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»:
«– Фу, фу! – говорит Баба-яга. – Русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришел. Вот изжарю тебя в печи, да и съем.
Андрей отвечает старухе:
– Что ты, старая Баба-яга, станешь есть дорожного человека! Дорожный человек костоват и черен; ты наперед баньку истопи, меня вымой, выпари, тогда и ешь».
Кратким выражением народной мудрости является пословица как часть сказки, заговора, загадки и басни. Представляя собой житейское правило, она обобщает опыт прошлого и дается как завет на будущее: «Баня – мать вторая: кости распаришь, все тело направишь», «Мыло серо, да моет бело», «Лучше знаться с дураком, чем с табаком», «Был Иван, а стал болван, а все вино виновато» и др.
Особое место на занятиях отводится играм в их историческом варианте.
Кроме того, программа предусматривает выполнение практических упражнений с целью обучения детей приемам снятия психического и статического напряжения.
Содержание программы можно использовать на уроках не только истории, но и чтения, развития речи, русского языка, здоровья, во внеклассной работе.

***

В заключение нужно подчеркнуть, что в процессе ориентации учащихся на физическое благополучие трудно обойтись без создания идеала здорового человека. Обращение учителей к историческим деятелям, выдающимся путешественникам, ученым, писателям является эффективным способом достижения цели. В качестве примеров для подражания можно использовать факты из биографий А.В. Суворова, Л.Н. Толстого, Н.М. Пржевальского, Р.А. Амундсена. Исследуя жизненный путь таких людей, педагог помогает школьникам осознать, что следование принципам ЗОЖ является важным источником жизненных сил и непременным условием реализации творческого потенциала личности.
И еще один вывод: помимо опоры на общие принципы, человеку важно найти ключ к себе, выстраивая индивидуальную программу здоровья.

Публикация статьи произведена при поддержке компании «Мастер Бани», предлагающей изготовление срубов бань и домов в Московской и Ленинградской областях. Построить бревенчатый дом или баню из рубленого бревна на самом деле дешево. И компания «Мастер Бани» готова вам это доказать, предложив изготовление недорогого, но добротного сруба, его доставку и установку на вашем участке под ключ за очень добрую цену – всего от 90 тысяч рублей. Типовые срубы бань, предлагаемые компанией, и цены на них вы можете посмотреть на сайте masterbani.ru