Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №11/2009

Вне урока

Чтобы поход прошел успешно

Каникулы всегда ассоциируются с интересными поездками за город, экскурсиями и походами. Сегодня мы расскажем, как должен себя вести руководитель, чтобы туристический поход прошел без неприятных приключений

Выходим на тропу

Немало впечатлений и удовольствий школьники, освободившиеся от занятий и неподвижного образа жизни, могут получить, идя по лесной тропе, плавая на байдарке, поднимаясь в горы. Но, к сожалению, не всякий поход доставляет радость всем его участникам. Бывает, что даже самый интересный маршрут оборачивается неприятными неожиданностями.
Успех похода зависит от разных факторов – правильно выстроенного маршрута, подготовленности группы, оснащения. Погода тоже может как порадовать участников похода, так и испортить настроение. Но даже самая плохая погода не скажется так сильно на общем настроении, как психологическая несовместимость его участников и неумение руководителя создать здоровые отношения в группе.
Руководителю, инструктору туристической группы постоянно приходится решать множество самых разнообразных задач. Как показывает опыт, разобщение группы – одна из главных предпосылок и почти единственная причина большинства ЧП. А это значит – для безаварийности и успешного завершения похода необходимо прежде всего добиться такого настроя всей группы и каждого ее члена, который обеспечивает ее функционирование в качестве единого целого. Другими словами, задачу поддержания единства действий группы следует считать главной, стратегической. И ей должны быть подчинены все поступки, все решения руководителя.

Сплоченность группы

Итак, условие единства действий – сплоченность группы. Чем она определяется, от чего зависит? На основании опыта можно выделить два фактора.
Во-первых, это личные свойства людей, собравшихся в группу. Степень их сознательности, дисциплинированности, уравновешенности.
Во-вторых, возникшие между ними отношения.
Если иметь в виду старших школьников, то это люди в основном с устоявшимися личными свойствами, далеко не всегда сразу же видными окружающим. Мало того, нередко бывает, что какие-то особенности человека скрыты и от него самого.
Так, трус, паникер в сильной, сплоченной группе будет всеми силами стремиться к поддержанию единства, ибо в этой ситуации он чувствует себя спокойнее и увереннее. И никто может не узнать, что он предрасположен к панике, что при отсутствии уверенности в товарищах или руководителе этот человек в сложной обстановке может действовать индивидуально и поставить как себя, так и группу в опасное положение.
У руководителя есть только один надежный путь добиться общей сплоченности – через взаимоотношения в группе.
Как же взять их под контроль и какими средствами регулировать? Да и надо ли вообще стремиться к этому? Hе достаточно ли убедиться, что группа «нормальная», и поэтому в ней должны возникнуть законы коллектива, которые сами обеспечат единство и сплоченность в любых условиях?
Это широко распространенная иллюзия.
Для основной массы школьников туристское путешествие – всего лишь решение проблемы, как лучше провести время. А это значит, что достаточно легко могут возникнуть разногласия. Одна из особенностей туристической группы – кратковременность ее существования. После окончания путешествия участники группы снова не зависят друг от друга. Это обстоятельство определяет низкий уровень взаимной значимости, невысокую референтность туристической группы для многих ее членов.
Идея единства действий должна быть не только провозглашена на словах. С самого начала подготовки к путешествию руководителю необходимо сформировать внутреннюю установку у всех туристов на сплоченность, на сохранение единства действий в любых обстоятельствах. Тогда, выбирая, какой поступок совершить, человек без раздумий отбрасывает все, что противоречит единству действий группы.
Личная внутренняя установка каждого – важное, но не единственное условие сплоченности группы.
Остановимся на некоторых дополнительных мерах, укрепляющих сплоченность.

Программа и маршрут

Существенную роль играет программа путешествия. Она складывается из нескольких элементов.
Центральное место в программе принадлежит маршруту.
В сложном путешествии реальный маршрут обязательно предусматривает детально разработанные варианты, которые должны содержать и критерии оценки того или иного варианта. Принцип «там посмотрим», как и недостаточно четкая или не всем известная программа путешествия, опасен тем, что приводит к созданию у участников собственных планов. Последствия этого могут быть самыми разными.
В программе путешествия важно предусмотреть, как группа будет проводить свободное время, запланированное (на дневках) или вынужденное (на «отсидках» из-за непогоды). Если каждому участнику предоставлено право отдыхать, как ему заблагорассудится, легко могут возникнуть ущемление чьих-то интересов, скука, обида. Особенно это относится к «отсидкам», ибо ограниченность пространства, неопределенность перспективы из-за плохой погоды и сама непогода – все вызывает внутреннее напряжение, действует угнетающе.
Если при этом часть группы, к примеру, принимается играть в какую-либо игру, то остальные, не нашедшие занятия, чувствуют себя неприкаянно. Особенно неприятное положение у тех, кто не играет, но в чьей палатке идет игра. Поэтому важно заранее убедиться, что в игре будут участвовать все или что оставшиеся вне игры не найдут для себя занятие, которое может создать внештатную ситуацию.
Следует помнить, что при ограничении активности у людей начинают расти требования и претензии друг к другу – и это зачастую приводит их к столкновению.
Последним элементом является финал похода.
В конце путешествия происходит:

а) расслабление участников, переключение на иную (точнее, старую, предпоходную) систему интересов и ценностей;
б) отдых, приведение себя в порядок, подготовка к выходу «в люди»;
в) обмен впечатлениями, наметка общих оценок.

Если не запланировать, когда и где это совершится, то все может произойти стихийно или даже вовсе не произойти. Подведение предварительных итогов по горячим следам позволяет прояснить и правильно оценить многие походные события, обобщить впечатления, закрепить их.
В любом случае обсуждение окажется полезным только при соблюдении принципа «ясность и доброжелательность», то есть при условии полного уважения к чужой личности.
Следующий момент, способствующий объединению группы, – это сознательное, творческое отношение к происходящему. Участники должны знать, где они находятся, какая перед группой стоит сегодня задача, каковы возможные способы ее решения, что ждет группу дальше. Может возникнуть вопрос, не снизит ли такое предварительное знание впечатления от похода. Ведь при этом как будто исчезает фактор неожиданности, а он – обязательное условие эмоционального воздействия.
Опасения эти напрасны. Допустим, туристам предстоит в середине дня серьезная переправа, о которой они заранее не предупреждены. Какое впечатление произведет на них этот сюрприз? Hа более сильных и опытных, вероятно, положительное. А вот у слабых, не уверенных в своих силах неожиданный выход к препятствию может вызвать растерянность, замешательство, а быть может, и несогласие с указаниями руководителя и действиями остальных участников. Это уже почва для разного рода неприятных происшествий. Иное дело, когда участники заранее знают о переправе, настраиваются на нее.

Статья подготовлена при поддержке сайта www.Omastopatii.Ru. Если Вы решили узнать больше информации о женских заболеваниях, а именно о мастопатии, то оптимальным решением станет зайти на сайт www.Omastopatii.Ru. Перейдя по ссылке: «мастопатия лечение», вы сможете, не потратив много времени, изучить статью о мастопатии и методах ее лечения. Сайт www.Omastopatii.Ru постоянно обновляется, поэтому вы всегда сможете найти свежий и актуальный материал, который сможет заинтересовать вас.

Поиски золотой середины

Один из важнейших факторов групповой сплоченности – поведение самого руководителя (инструктора). Его личные качества не всегда являются залогом успеха. Опыт показывает, что секрет успеха заключается в системе взаимоотношений, которые устанавливаются у данного руководителя с данной группой. И действительно, ведь не так уж редко бывает, что руководитель, приятный для одной группы, не находит контакта с другой.
Некоторая мера инерции в своих поступках и решениях поможет руководителю. Это свойство должно проявляться прежде всего в его приверженности принятой программе путешествия в целом и планам каждого дня. Действия руководителя в соответствии с известной всем, заранее принятой программой обычно ни у кого не вызывают сомнений или возражений и повышают его авторитет. Если же руководитель без достаточных оснований отступает от плана или ранее принятого собственного решения, то это расхолаживает группу. Hе менее опасно руководителю впадать в другую крайность: сохранять «верность» плану любой ценой, даже когда ситуация изменилась настолько, что план перестал ей соответствовать. Hо как найти золотую середину?
Рассмотрим для примера такую ситуацию. Через несколько минут после привала группа натолкнулась на естественное препятствие в виде ягод. Группа от графика не отстает и могла бы задержаться на 10–15 минут, но впереди еще длинный путь, и могут встретиться непредвиденные задержки. Как быть руководителю? Остановить группу и объявить сверхплановый привал? Hеумолимо соблюдать график движения? Hет, оба решения неверны. Руководитель сам не должен быть инициатором остановки. Если руководитель заметил ягоды, то они не скроются и от других туристов. И кто-то предложит остановиться. Его поддержат. И тогда руководитель после колебаний и уговоров, к общему восторгу, может милостиво разрешить остановку «не более чем на 15 минут», но с условием, что, если потом понадобится, придется приложить больше усилий.
Любой руководитель туристического похода не раз сталкивался с тем, что один из группы по какой-то причине держится обособленно: то он уходит далеко вперед или, наоборот, сильно отстает от всех. Но в том и другом случае доставляет немало хлопот.

Что можно предпринять?
Оставлять человека недопустимо ни при каких условиях! Этого «одиночку» надо догнать и вернуть. Hо возникает вопрос, как именно организовать «погоню». Идти ли самому руководителю?
Поскольку надо догнать (а не искать), вполне достаточно поручить это кому-то одному – без груза с такой задачей легко справится кто-либо из сильных туристов. Hо обязательно должно быть назначено контрольное время, по истечении которого придется выслать уже нескольких человек на поиск. Руководителю лучше остаться с группой, которая тем временем может продолжать движение в умеренном темпе, если все происходит в пределах видимости или путь от поворота однозначен. В любом другом случае группу следует остановить у развилки. Здесь или у первого после поворота привала надо дождаться отставшего и посланного за ним участника. Hо как быть дальше?
Очень соблазнительно строго отчитать нарушителя перед всей группой. Однако даст ли это желаемый эффект? Допустим, «проработка» произведет на него нужное впечатление. Он перестанет уходить от группы. Однако этому может сопутствовать и ненужный эффект: общее осуждение еще больше укрепит его изоляцию в группе. Это может испортить впечатление от похода в целом.
Возможен другой вариант – не выносить происшествие на общественное осуждение. И потому туристов лучше отвлечь, занять каким-то делом (начать готовить перекус, объявить сбор ягод или грибов). Другими словами, не подчеркивать связь остановки с «маневром» конкретного лица, а сделать так, чтобы его появление и беседа руководителя с ним не привлекли общего внимания.
А как быть с самим нарушителем дисциплины? Прежде чем предпринять что-либо, руководитель должен выяснить, почему этот подросток уходит вперед. Причины могут быть разные: для него слишком низок общий темп, ему неинтересно или неприятно быть с группой, он не учитывает последствий своих поступков, наконец, он может быть чем-то обеспокоен, что невольно подгоняет его. Если руководителю причина не ясна, то лучше построить разговор в спокойном, доверительном тоне. Hадо тактично и без лишних упреков показать ему, сколько потеряно времени на возвращение одного участника и что могло произойти, если бы его уход вовремя не был замечен.
Hо такое объяснение всего лишь навязывает этому «отшельнику» пребывание с группой, но не устраняет причин отрыва от нее. Поэтому, чтобы связь с группой его не тяготила, надо принять дополнительные меры. Если для него вял общий темп, недостаток нагрузки можно компенсировать, добавив – не в виде наказания, а в порядке перераспределения груза – кое-что из продуктов или снаряжения. Еще лучше дать такое поручение, которое потребует его пребывания в группе. Скажем, опеку над слабым или травмированным участником, помощь на сложных участках пути менее опытным туристам или что-либо еще, что внесет осмысленность и разнообразие в его движение вместе с группой.
Однако перед руководителем в данном случае стоит более сложная проблема, чем «привязать» школьника к группе на маршруте. Важно, чтобы этот турист был принят группой. А для этого надо уделить больше доброжелательного внимания, создать условия, чтобы он мог в чем-то проявить себя, оказать ему помощь или, напротив, предоставить возможность самому помочь кому-либо, почаще спрашивать его мнение и т.д. И тогда он скоро почувствует себя равноправным и равнообязанным членом группы – и проблем с его поведением будет намного меньше.

Эдуард Линчевский