Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №8/2009

Технология

Сотвори себя сам

Здоровое поколение: Программа уроков здоровья и нравственности для учащихся 1–11-х классов средней общеобразовательной школы

____________

Окончание. См. № 6/2009, 7/2009

На уроках здоровья и нравственности в старших классах применяются все технологии, использованные на предыдущих этапах обучения, с коррекцией на возраст и индивидуальные особенности старших подростков, а также вводятся такие организационные формы и технологии, как:

  • практикумы;

  • семинары;

  • круглые столы;

  • конференции;

  • проектирование программ по работе с младшими детьми и т.д.

8-й класс

Общая тема:  «Я учусь благодарить   и прощать»

I четверть
Тема: «Я – человек, личность, индивидуальность»
(9 часов)

Диагностика состояния своего здоровья. Заполнение дневника наблюдений за своим здоровьем. Сравнительный анализ результатов работы за предыдущий год.
Все ситуации, которые складываются в моей жизни, – это мои уроки, и мне необходимо учиться делать выводы. Почему часто люди «ходят по кругу» и не способны выйти за пределы одних и тех же проблем? У каждого человека возникают жизненные задачи, и каждый учится разрешать их сам. Я учусь любое дело, даже самое маленькое, незначительное, выполнять достойно.
Как понять, каково мое предназначение на земле? Как понять, решаю ли я свою задачу? Я учусь благодарить за все, что получаю от окружающих меня людей (добро, обиды, наказания и пр.). Я с благодарностью думаю о своих жизненных уроках, о том, что они дают мне возможность развиваться, закаляться душой и телом, становиться разумнее и мудрее. Из любого положения, даже самого запутанного, можно найти выход. Безвыходных положений нет. Когда у меня возникают трудности, я моделирую различные пути выхода из затруднений. Если я не нахожу его, то ищу людей (родителей, учителей, своих близких или друзей и т.д.), которые могут помочь решить мою задачу. Я не одинок в этом мире. Многие люди прошли в своей жизни через те же трудности, что и я.
Отработка в ТС (технология согласования) понятий «терпение» и «терпимость».
Технологическая игра: «Что такое терпение?».
Вопросы для осмысления: 1. Что такое терпение? 2. Как это качество проявляется в человеке?
Технологическая игра: «Что такое терпимость?».
Вопросы для осмысления. 1. Что такое терпимость? 2. Как это качество проявляется в человеке?
Технологическая игра: «Сравнение понятий «терпение» и «терпимость».
Вопросы для осмысления. 1. Для чего нужны человеку терпение и терпимость? 2. Какое более общее качество личности они позволяют развить? (Смирение.)

II четверть
Тема: «Я и мир»
(7 часов)

Мужчина и женщина на земле. Социальное и биологическое равноправие мужчины и женщины. Что значит социальное равноправие мужчин и женщин? Что значит равноправие биологическое? Соотношение физической силы мужчины и женщины. Распределение и весовое соотношение тканей (костной, мышечной, жировой, крови и т.п.) в организмах мужчины и женщины. Как эти различия обусловливают неодинаковое распределение обязанностей мужчины и женщины в обществе? В чем истинная сущность понятия «равноправие между мужчиной и женщиной»?
Внешняя разница между мужчинами и женщинами является выражением того, что между ними имеется разница и во внутреннем строении организма. Половые гормоны оказывают большое влияние на рост, обмен веществ, формирование внешнего облика, темперамент, работоспособность человека; даже сопротивляемость одним и тем же заболеваниям у мужчин и женщин разная. Болезни, которым подвержены чаще мужчины; болезни, встречающиеся чаще у женщин.

III четверть
Тема: «Мое здоровье в моих руках»
(10 часов)

1. Оценка состояния здоровья

Экспресс-оценка здоровья по телосложению. Три типа людей с различным риском заболеваний. Определение нормального веса у мужчин и женщин. Диагностика состояния здоровья по языку.

2. Уникум природы – мозг. Мозг имеет невероятно сложное устройство. Подкорковые структуры мозга обеспечивают его основные функции. Головной мозг – «дисплей» нашего сознания.
Практикум по освоению способов улучшения деятельности головного мозга и приемов улучшения кровоснабжения головного мозга. Это:

  • активная мыслительная деятельность как способ улучшения кровоснабжения мозга;

  • упражнения для шеи как способ улучшения кровообращения и интенсификации потенции мозга;

  • упражнения для интенсификации мозгового кровообращения при положении тела головой вниз (противопоказания: гипертония, высокая степень близорукости);

  • аутотренинг для управления деятельностью головного мозга, этого «дисплея сознания».

3. Дыхание

Условно-рефлекторная дыхательная гимнастика В.К. Дурыманова. В чем ее суть? Тренировка дыхания по методике. Условно-рефлекторное дыхание предохраняет от эмоциональных потрясений. Соединение условно-рефлекторной дыхательной гимнастики с бегом. Использование учебного бега до 15 минут.

4. Водно-солевой обмен

Что такое «периферическое сердце», сколько таких сердец может быть у человека?
Вот что пишет Н.И. Аринчин в своей книге «Периферические сердца человека» (М.: Наука и техника, 1988. – Изд. 2-е. – С. 64.)*: «Скелетная мышца по отношению к кровообращению не только проточная сосудистая система и потребитель крови, «иждивенец» сердца, но и самообеспечивающийся орган, мощный насос – периферическое «сердце». По развиваемому ею (мышцею) нагнетанию крови она не только не уступает, но даже превышает давление, поддерживаемое центральным сердцем, и служит эффективным его помощником. В связи с тем, что скелетных мышц очень много, более 1000, их роль в продвижении крови у здорового и больного человека, несомненно, велика».
Тренировка «периферических сердец» – это способ управления тонусом сосудов и работой сердца.
Практикум по тренировке «периферических сердец»:

  • тренировка «периферических сердец» шеи;

  • «периферических сердец» рук;

  • «периферических сердец» ног.

Гидротоника – упражнения в воде для юношей и девушек. Гидротоника как косметическое средство для девушек и средство укрепления нервной системы для юношей. Способы использования гидротоники.
Гидротоника способна помочь тем, кто страдает заболеваниями сердечно-сосудистой системы, варикозным расширением вен, неврозами. Она позволяет легче выполнять некоторые упражнения, которые не всем под силу: прыжки, махи ногами, повороты на 180 градусов и различные другие, более сложные позы.
Выполнение упражнений в воде для юношей и девушек. (Конечно, выполнение упражнений по гидротонике возможно только при наличии бассейна.)

IV четверть
Тема: «Мое здоровье в моих руках»
(7 часов)

5. Движение

Информация только для юношей.
Социальная жизнь мужчины и его морфофункциональная природа среди прочего требуют хорошего брюшного пресса, так как он активно участвует в функционировании многих систем организма и от его состояния во многом зависит их полноценная деятельность. Слабый и дряблый живот провоцирует травмы позвоночного диска между четвертым и пятым поясничными позвонками при выполнении несложных движений в быту (передвигание мебели, поднятие тяжестей). Иногда это приводит к дисковой грыже, ишиасу, люмбаго, радикулиту.
Сильный брюшной пресс является своеобразным оздоровительным «инструментом», обеспечивающим благоприятное протекание различных реакций и процессов в организме мужчины.
Во-первых, сильный брюшной пресс обусловливает оптимизацию внутрибрюшного давления, что, в свою очередь, способствует эвакуации желчи из желчного пузыря. В результате улучшается процесс пищеварения и предупреждается появление желчнокаменной болезни.
Во-вторых, с увеличением силы мышц живота улучшается деятельность поджелудочной железы, что предохраняет организм от появления воспаления поджелудочной железы – панкреатита и сахарного диабета.
В-третьих, с увеличением силы брюшного пресса укрепляется диафрагма, увеличивается амплитуда ее движения, тем самым осуществляется массаж внутренних органов, увеличивается объем дыхания, улучшается легочная вентиляция.
Практикум по разучиванию комплекса упражнений для юношей «Зарядка фараонов» на улучшение функционального состояния брюшного пресса.

Информация только для девушек.

Социальная жизнь женщины и ее морфофункциональная природа среди прочего требуют гибкости и пластичности. С возрастом быстрее всего утрачивается гибкость. На фоне этого происходит разрастание соединительной ткани, что приводит к уменьшению подвижности суставов, снижению тонуса некоторых ярусных мышц, а в результате возникают нарушения осанки, боли в позвоночнике, развиваются остеохондроз, сенсорно-моторная амнезия и пр. Этого можно избежать. Выполнение теста на растягивание.
Практикум по разучиванию комплекса упражнений для девушек «Позы египетской царицы» для развития гибкости и поддержания красивой фигуры.

6. Питание

Что такое добровольное голодание? В чем состоит чудо голодания? С какой целью предлагают использовать голодание Г.Шелтон, П.Брегг, В.Малахов и др.? Голод как противоположность аппетита. Может ли голодание убить человека? Почему люди погибают от голода раньше, чем ослабевает их организм? Лечит ли голодание? Как, где и когда нужно голодание? Голодание – это искусство и одновременно наука. Девять главных шагов при голодании. Когдa голодание может поддержать наше здоровье? Очистительное и профилактическое голодание. Почему для нашего сознания целесообразнее принять понятие «воздержание от еды», нежели «голодание»?

7. Нервная система

Три формы нервной силы: 1) мускульная нервная сила; 2) нервная сила органов; 3) духовная нервная сила. Равновесие нервной системы. Различные патологии, связанные с нарушением равновесия нервной системы: нервное истощение, депрессия, нервное напряжение, физическое изнашивание организма, нарушение обмена веществ, страхи и т.д.
Практикум по освоению способов укрепления нервной системы:

  • психотренинг «созерцание»;

  • технологии замены разрушающих здоровье мыслей созидательными мыслями;

  • освоение программы крепкого сна;

  • роль натуральной пищи в создании мощной нервной системы;

  • правильное дыхание в создании мощной нервной силы;

  • водные процедуры и их роль в создании мощной нервной силы;

  • солнечные лучи как источник нервной силы;

  • релаксация.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся 8-го класса

(Ожидаемые результаты на конец седьмого года обучения)

Что я знаю и умею

Я знаю: что должен извлекать уроки из всех ситуаций своей жизни; каково предназначение мужчины на земле; что такое «периферическое сердце» и каковы функции «периферических сердец».
Я имею представление: об условно-рефлекторной гимнастике В.К. Дурыманова; о целебном голодании.
Я умею: диагностировать состояние своего здоровья по языку, телосложению (экспресс-оценка), весу; тренировать «периферические сердца» шеи, рук, ног; выполнять комплексы упражнений: для улучшения кровоснабжения головного мозга, для укрепления нервной системы; выполнять комплекс «Зарядка фараонов» (для юношей), «Позы египетской царицы» (для девушек), а также при наличии возможностей комплекс упражнений гидротоники (в воде) для юношей и девушек.

 

9-й класс

Общая тема:  «Моя жизнь – мой выбор»

I четверть
Тема: «Я – человек осознающий»
(9 часов)

Человек – самоорганизующаяся система. Значение слова «самоорганизация» – сам себя организую, то есть воздействую на самого себя, управляя своей жизнью и деятельностью, затем смотрю, что из этих моих действий получается, и корректирую результат.
Самоорганизация – это механизм суверенности и автономности человека, механизм его жизненной устойчивости и ответственности за свое здоровье, свою жизнь, свои поступки, свой жизненный выбор. САМОобразование, САМОвоспитание, САМОопределение, САМОорганизация – это цель, смысл и результат моей жизни. Соотношение понятий «самоорганизация» и «свобода». Самоорганизация есть сущность механизма ответственности.
Осознание человеком полной ответственности за себя и свою жизнь ставит его в позицию ответственного отношения ко всему, что его окружает, так как безответственное отношение к окружающему миру обязательно вредит в первую очередь ему самому.
Человек как самоорганизующаяся сущность живет в полной гармонии и единении с самим собой и окружающим миром.
Отработка в ТС понятий «свобода» и «образ Я».
Технологическая игра: «Что такое свобода?».
Вопросы для осмысления: 1. Что такое свобода? 2. Что значит быть свободным? 3. Как проявляется свобода в поведении человека?
Технологическая игра: «Образ Я».
Вопросы для осмысления: 1. Что такое «образ Я»? 2. Откуда он возникает? 3. Из чего складывается? 4. Каким я хочу себя видеть?

II четверть
Тема: «Я и мир»
(7 часов)

Сущность понятия «свобода». Свобода – это добровольное, осознанное признание человеком своей абсолютной зависимости от всего, что его окружает. Без другого человека я не могу стать человеком. Сам по себе один человек слаб перед силами природы и окружающей среды. Однако и во взаимоотношениях с людьми у него часто возникают проблемы.
Человеку присущи базовые потребности: в поиске смысла; в другом человеке; в признании в нем человека, или, по-другому, потребность в самоутверждении, удовлетворении чувства собственного достоинства.
Отработка в ТС понятий «я» и «мы».
Технологическая игра «Кто я? Кто мы?».
Вопросы для осмысления: 1. Кто я? 2. Кто мы? 2. Для чего я? 3. Для чего мы?
Освоение механизма самоорганизации, обеспечивающего решение любой жизненной задачи, осуществляется в следующей логике: 1) анализ ситуации (Ас); 2) целеполагание (Ц); 3) планирование деятельности (П); 4) реализация плана (Рп); 5) анализ результатов и процесса деятельности (Ад). Пятый шаг является одновременно анализом ситуации на новом уровне, то есть первым шагом нового цикла, нового витка деятельности (см. рис.).

Схема цикла деятельности

Отработка в ТС понятия «готовность к самоорганизации».
Технологическая игра «Что такое готовность к самоорганизации?».
Вопросы для осмысления: 1. Что такое готовность к самоорганизации? 2. Как она проявляется в жизни, деятельности и поведении человека (или в чем выражается)? 3. Какая связь существует между готовностью к самоорганизации, готовностью к единению, готовностью к творчеству и готовностью к здоровьетворению?

III четверть
Тема:  «Я творю  свое здоровье»
(10 часов)

1. Оценка состояния здоровья

Диагностика состояния здоровья; су джок-терапия; диагностика работоспособности и относительного уровня здоровья по тесту Купера (12-минутный бег для юношей и девушек).

2. Сознание

Усвоить мысли, что здоровье – это:
– важная ценность человеческой жизни, главное условие ее полноты и качества;
– способность к сохранению себя, своей семьи, к приумножению своего достоинства и свободы;
– приоритетный источник душевных сил и творческой энергии человека;
– ведущий фактор, определяющий содержание и стиль нашей жизни;
– жизнь, ибо полная утрата здоровья несовместима с жизнью.

3. Мое здоровье

Что мы понимаем под здоровьем? Нужно ли мне это понимать и зачем? Что влияет на мое здоровье? Каковы составляющие здоровья человека? Место здоровья в иерархии жизненных ценностей человека. Какую роль играет мое здоровье в моей жизни?
Индивидуальное здоровье строится на четырех основах: науке, вере, здравом смысле и опыте. Как можно сохранить свое здоровье в неблагополучной окружающей среде? Умение сохранить себя в неблагополучной среде есть показатель здоровья человека, а непременные условия сохранения здоровья – это, во-первых, активная деятельность человека по устранению неблагополучия и преодолению неудовлетворенности от несбывшихся желаний; во-вторых, стремление к самосовершенствованию; в-третьих, способность устоять перед злом и искушением (нравственная устойчивость); в-четвертых, поддержка окружающих людей; в-пятых, творение добра как неотъемлемые предпосылки здоровья тела и духа.
Почему «состояние полного благополучия» ведет к снижению напряжения организма и его систем, к падению его сопротивляемости? В чем здесь противоречие?

4. Дыхание

Что такое «здоровое дыхание»? Как тренировать свою дыхательную систему «на ходу»?
Практикум по освоению дыхательной гимнастики в технике «Наблюдатель».
Практикум по управлению мышечным аппаратом организма (по М.Норбекову):

  • напряжение – расслабление крупных мышц тела;

  • напряжение – расслабление мышц лица, шеи.

Практикум по овладению различными комплексами упражнений:

  • массажем биологически активных точек головы для улучшения кровоснабжения головного мозга (аутомануальный комплекс);

  • комплексом упражнений для позвоночника;

  • комплексом упражнений для суставов рук и ног;

  • комплексами оздоровительных дыхательных гимнастик.

5. Очистительные процедуры

Отчего «загрязняется» организм и почему это вредно? Как определить качество функционирования систем и органов своего организма? Признаки различных степеней интоксикации организма. Что и как в организме можно очистить?

Программа очистки организма по методике доктора Клюсса (программа трех «О»):

  • очистка кишечника, желчного пузыря и желчевыводящих путей;

  • очистка крови и лимфы;

  • очистка почек.

Эту программу
следует проводить
под врачебным контролем!

Безопасные способы выведения из организма радионуклидов и тяжелых металлов.

IV четверть
Тема: «Я творю свое здоровье  как будущий родитель»
(7 часов)

Кто такие родители? Почему можно считать, что дети «рождают» своих родителей? Как связаны между собой родители и дети? Что за состояние – детство? Чем оно характеризуется? Почему детство считается самой счастливой порой? Могут ли взрослые оставаться детьми всю жизнь? Чем взрослые отличаются от детей? Что такое инфантильность? Несут ли родители ответственность за своих детей? Как нужно воспитывать детей и нужно ли этому учиться? Когда нужно начинать учиться воспитанию детей и где этому следует учиться?
Практикум по разработке своей личной программы здоровья.
Что такое программа здоровья? Из чего она должна состоять? Почему программу здоровья можно назвать «планом жизни»?
Подпрограммы здоровья: программа улучшения физической формы и питания; программа очищения, повышения иммунитета и улучшения состояния здоровья; программа снятия напряжения с органов и систем организма (включая релаксацию, концентрацию, аутотренинг) и улучшения эмоционального благополучия и т.д.
Шаги в построении своей программы:
1) самооценка физического здоровья (физического и физиологического состояния организма): оценка качества дыхания, сна, водно-солевого обмена, питания, загрязненности организма;
2) самооценка психоэмоционального и духовного здоровья;
3) самооценка иммунитета;
4) определение своих жизненных целей и ценностей, а также места здоровья в их иерархии;
5) разработка основных элементов программы здоровья;
6) объединение отдельных компонентов в целостную программу улучшения своего здоровья.
Как выполнять свою программу? Как ее изменять и корректировать?
Знакомство с оздоровительными программами Г.И. Косицкого (1977), П.Брегга (1969), Ю.Л.   Андреева (1991), М.Норбекова и Л.Фотиной (1993), М.Гогулан (1997) и др.
Защита индивидуальных программ.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся 9-го класса

(Ожидаемый результат на конец восьмого года обучения)

Что я знаю и умею

Я знаю: что такое самоорганизация; как стать и быть самоорганизованным, что значит быть ответственным; что такое свобода; какие базовые потребности присущи человеку; что такое здоровье, от чего оно зависит, из чего складывается; как сохранить здоровье в неблагополучной окружающей среде; что такое личная программа здоровья и как ее составить.
Я имею представление: о механизме самоорганизации; о методике медитативной дыхательной гимнастики; о различных способах очищения внутренних органов и систем организма; о программе очистки организма по методике доктора Клюсса.
Я умею: диагностировать состояние своего здоровья, а также уровень работоспособности по тесту Купера; выполнять комплексы упражнений на расслабление, для улучшения кровоснабжения головного мозга, для сохранения гибкости позвоночника и подвижности суставов рук и ног; составлять личную программу здоровья.

 

III блок. 10–11-е классы
«Я вступаю во взрослую жизнь»

wpe468.jpg (8918 bytes)

10-й класс
Общие темы: «Школа сознательного родительства» и «Я – просветитель»

I четверть
Тема: «Я – человек взрослеющий»
(9 часов)

Дуалистичносгь мира. Все в мире делится на противоположности. Каждая вещь, каждое явление в мире имеют оборотную сторону: твердое – мягкое, солнце – луна, плюс – минус, жизнь – смерть и т.д.
Это – проявление законов притяжения и отрицания противоположностей в природе и жизни человека. Восточная философия отражает единство и противоположность мужского (ян) и женского (инь) начал. Проявление мужского и женского начал как дополнение друг друга. Притяжение двух начал через их одухотворение энергией любви. Половинчатость существования мужского и женского начал. Их роль и значение в жизни равнозначны, но каждое из них сильно в своей роли и не годно для другой. Обоюдное дополнение тем, чем сильно одно и слабо другое, дает полную гамму проявлений человеческой любви. Психологические и физиологические особенности мужчины и женщины.
Отработка в ТС понятий «любовь», «жертвенность».
Технологическая игра: «Что такое любовь?».

Вопросы для размышления: 1. Что такое любовь между мужчиной и женщиной? 2. Как и в чем она проявляется? 3. Что такое путь любви?
Технологическая игра: «Что такое жертвенность?».
Вопросы для размышления: 1. Что такое жертвенность? 2. Как и в чем она проявляется? 3. Совместимы ли любовь и жертвенность?
Отработка в ТС понятий «жизнь» и «смерть».
Технологическая игра: «Что такое жизнь?».

Вопросы для размышления: 1. Что такое жизнь? 2. Откуда она возникает? 3. Из чего складывается? 4. Для чего дается жизнь?
Технологическая игра: «Что такое смерть?».
Вопросы для размышления. 1. Что такое смерть? 2. Как понимать фразу «Нужно опасаться не неправедной смерти, а неправедной жизни»? 3. Почему древние говорили: «Memento mori!» («Помни о смерти!»)?

II четверть
Тема: «Я и мир»
(7 часов)

Семья как общественный институт и институт продолжения рода человеческого. Брак – биологическое и социальное явление. Истоки брака и семьи.
Книги мудрости о семье и браке: Библия, Коран, Домострой, китайский трактат «Сочетание инь и ян» и др. Народная мудрость о семье и браке в пословицах и поговорках.
Проблемы современной семьи. Законодательство по вопросам брака и семьи Российской Федерации.
Родительство как социальная и педагогическая категория. Отцовство и материнство как социально-педагогические феномены. Педагогическое сознание родителей и пути его совершенствования. Роль семьи и школы в развитии педагогического сознания подрастающего поколения.
Как строить отношения в семье? Где этому научиться? Как нарабатывается и накапливается родительский опыт? Каковы функции отца и матери в воспитании детей и в построении семейного очага?
Отработка в ТС понятий «родительство», «отцовство», «материнство».
Технологическая игра: «Что такое родительство?».

Вопросы для размышления: 1. Что такое родительство? 2. Откуда оно возникает?
Технологическая игра: «Что такое отцовство?».
Вопросы для размышления: 1. Что такое отцовство? 2. Как оно проявляется?
Технологическая игра: «Что такое материнство?».
Вопросы для размышления: 1. Что такое материнство? 2. Как оно проявляется? 3. Как соотносятся понятия «родительство», «отцовство» и «материнство»?

III четверть
Тема: «Здоровье семьи  и здоровая семья»
(10 часов)

Усвоить мысли:

– семья (семь «я») – это совместный кропотливый труд всех членов данного сообщества;
– в семье следует не выяснять отношения, а строить;
– родительский опыт накапливается при рождении нескольких детей;
– какова семья, таково и общество;
– ребенок – это не собственность родителей, он дан им природой на воспитание; родители имеют право на собственную жизнь и духовное развитие.

Какую семью можно считать благополучной, здоровой? По каким признакам можно судить о здоровье семьи? Из чего складывается семейное благополучие? Что такое «свой дом»? Какой дом можно считать своим? Из чего складываются сила и стабильность семьи?
Семейные традиции и их влияние на здоровье семьи. Культура семейных отношений: из чего она складывается и как нарабатывается? Иерархия взаимоотношений между старшим, средним и младшим поколениями, искусство их сохранения. Сотрудничество и взаимопонимание между поколениями – фундамент семейного благополучия.
Когда возникает отчуждение между поколениями? Как оно проявляется? Можно ли преодолеть это отчуждение? Проблема нигилизма в российском менталитете, проявление его в отношениях между поколениями. Проблема инфантилизма как проблема и результат семейного воспитания.
Нравственное становление личности в семье. Этапы нравственного становления ребенка (по А.Гармаеву).
Значение первых двенадцати лет жизни ребенка в нравственном становлении его личности. Почему и для чего это необходимо знать родителям?
Причины падения статуса семьи и родительства в современных условиях. Можно ли поднять статус семьи и как это сделать? Роль мужчины и женщины в эволюционном развитии человечества.
Поднятие статуса отцовства и материнства – условие поднятия статуса семьи.
Духовное возрождение общества начнется с укрепления статуса семьи!

IV четверть
Тема: «Здоровье семьи и здоровая семья» (продолжение темы)
(7 часов)

Организация проектировочных работ.
Проектирование программ по поднятию статуса семьи – отцовства, материнства.
Проектирование программ по преодолению отчуждения между поколениями.
Проектирование программ собственных оздоровительных систем (СОС).
Предъявление и презентация программ.
Примечание. При освоении программы «Школа сознательного родительства» предполагается регулярное проведение на уроках динамических пауз с использованием опыта, приобретенного учащимися в 1–9-х классах. Причем важно, чтобы эти паузы разрабатывались и проводились самими ребятами, что обусловливает реализацию программы «Просветитель».

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся 10-го класса

(Ожидаемые результаты на конец девятого года обучения)

Что я знаю и умею

Я знаю, что все, существующее в мире, представляет собой единство двух противоположностей; что жизнь творится притяжением этих противоположностей; что такое здоровье семьи и здоровая семья.
Я имею представление: о психологических и физиологических особенностях мужчины и женщины; о семье и браке; о сущности понятий «родительство», «отцовство» и «материнство»; о влиянии гармоничных отношений между членами семьи на их здоровье; о роли мужчины и женщины в эволюционном развитии человечества.
Я умею: разрабатывать программы: 1) направленные на оздоровление моего организма; 2) связанные с гармонизацией семейных отношений.

 

11-й класс

Общие темы: «Школа сознательного родительства» и «Я – просветитель»

I четверть
Тема: «Я – человек»
(9 часов)

Человек – энергоинформационная система. Человек подчинен всем законам накопления, преобразования и передачи энергии (механической, магнитной, радиоэлектронной и информационной). Механизмом проявления энергоинформационной сущности человека являются резонанс, интуиция, сенситивность.
Организм человека состоит из тела (вещества) и духа, которые взаимодействуют между собой. Мера одного – масса, мера другого – энергия. Их взаимодействие определяет целостность и гармоничность человека, а следовательно, и уровень его здоровья.
Как органические существа мы творим (в определенной мере) свое тело. На энергетическом уровне мы творим свою душу. Учимся процессам активизации и концентрации энергии, управления энергией.
Источник духовных сил человека – энергия божественного происхождения. Она лежит в основе творения новой жизни, и то, какой будет эта новая жизнь, зависит от духовных качеств родителей. Супруги задолго до зачатия ребенка должны начать готовиться к родительству.
Управлять своей энергией человек может научиться только в процессе выстраивания отношений с самим собой и другими людьми.
Использование резонансных технологий для гармонизации внутреннего состояния и пространства между людьми (саморегуляция, аутотренинги и др.).
Отработка в ТС понятий «путь самосовершенствования», «путь любви», «путь служения».
Технологическая игра: «Что такое путь самосовершенствования?».

Вопросы для осмысления: 1. Что такое путь совершенствования? 2. С чего он начинается? 3. Из чего складывается? 4. К чему ведет? 5. Каков мой путь самосовершенствования?
Технологическая игра: «Что такое путь любви?».
Вопросы для осмысления: 1. Что такое путь любви? 2. С чего он начинается? 3. Из чего складывается? 4. Что дает человеку движение по пути любви?
Технологическая игра: «Что такое путь служения?».
Вопросы для осмысления: 1. Что такое служение? 2. Что такое путь служения? 3. С чего он начинается? 4. Из чего складывается? 5. Кому мне следует служить в своей жизни? 6. Кто может служить мне?

II четверть
Тема: «Я и мир»
(7 часов)

Что такое сознательное родительство и надо ли к нему готовиться? Как готовиться к сознательному родительству физически, психологически, нравственно и духовно? Каковы функции мужчины и женщины в рождении ребенка? Чтобы ребенок пришел в этот мир, отец должен передать матери «материал» для зародыша, а мать – довести его до зрелости.
Следовательно, отец – источник, создатель новой жизни, а мать – ее носитель и хранитель.
Весь наш образ жизни записывается, регистрируется в нас – в наших хромосомах и наших клетках. Каждая клетка обладает памятью.
В течение девяти месяцев беременности мать работает не только над формированием физического тела ребенка, но и создает благоприятные условия для развития различных свойств, заложенных в нем.
Воспитание ребенка начинается до рождения. Сам ребенок ничем не обладает, он получает все «материалы» от своей матери: питательные вещества, воздух, мысли, чувства, переживания (в том числе и страхи).
Ребенок – это живой оттиск того, что существовало в его родителях.
Разработка в ТС программ: 1) положительного отношения к себе и окружающим людям; 2) достижения личного благополучия в жизни.

III четверть
Тема: «Мое здоровье и здоровье моих будущих детей»
(10 часов)

Усвоить мысли:
– «от гнилого семени не жди доброго племени»;
– здоровье и счастье ребенка – в руках родителей;
– акт рождения – это не начало жизни, а лишь переход эмбриона из одного мира в другой, то есть наш, мир.
Как нужно готовиться к зачатию ребенка.
Укрепление физического здоровья родителей – это одно из важнейших условий рождения здорового ребенка. Знакомство с различными оздоровительными системами для будущих родителей: Б.П. Аршавского, Б.Чирковского и др.
Работа по освобождению будущих родителей от вредных привычек: курения, употребления спиртных напитков. Очищение организма от средовых и лекарственных шлаков. Укрепление организма с помощью природных факторов – воды, воздуха, солнца; витаминов, а также физической нагрузки; усиления иммунной системы.
Работа по повышению духовной энергии: общение с природой, искусством, очищение своих мыслей, обращение к Богу, молитве.
Работа по выстраиванию отношений с близкими людьми, коллегами по работе, со всеми окружающими в опоре на принципы четырех «П»: принятия людей такими, какие они есть; понимания их; постоянной их поддержки и прощения, если они оказываются не такими, какими бы мы их хотели видеть.

Как нужно вынашивать ребенка.

Во все время беременности женщины семья и родственники должны включиться в программу ожидания появления ребенка на свет и постоянной заботы и поддержки будущей матери. Значение проявления заботы и любви к ней отца ребенка. Поведение и система отношений между будущим отцом и матерью и всеми членами семьи, влияние их на формирование психики, интеллекта и душевных качеств ребенка.
Проявление мудрости, душевной чистоты и терпимости окружающих по отношению к будущей матери как условие нормального внутреннего развития ребенка. Как следует матери общаться со своим ребенком в период беременности? Таинство пробуждения в женщине матери. Преображение домашней атмосферы в период зачатия и вынашивания ребенка. Подготовка к появлению малыша на свет.

Как должно протекать рождение ребенка.

Где предстоит появиться малышу на свет? Возможные варианты решения этой проблемы. Заблаговременная подготовка места рождения ребенка. Какие тонкости следует предусмотреть? Как должна вести себя мать во время рождения ребенка? Какое это имеет значение для рождения здорового, полноценного ребенка? Почему, рождаясь, ребенок плачет? Какие условия следует создать,
чтобы уменьшить стрессовую ситуацию для новорожденного и роженицы? От того, в каких условиях и как протекают роды, зависит дальнейшее развитие ребенка. Что по поводу рождения говорят отечественные и зарубежные специалисты (Б.Аршавский, Б. и Е. Никитины, Ф.Лебойер, Б.Спок и др.)?
Каждый ребенок – личность с самого начала. Каждый малыш несет в наш мир печать своей уникальности, неповторимости и индивидуальности. Индивидуальность в ребенка заложена с рождения. Необходимо научиться видеть в ребенке складывающуюся личность. Человек – существо, имеющее тело, душу, разум и дух, сущность которого простирается далеко за пределы отдельной человеческой жизни.

IV четверть
Тема: «Подведем итог!»
(7 часов)

Проектировочные работы.

1. Проектирование программ для разных групп населения (для молодежи, старшеклассников, других категорий населения):

  • программы по подготовке к сознательному родительству;

  • по самосовершенствованию;

  • по ликвидации безграмотности населения;

  • программы духовного роста и другие.

2. Презентация программ.

3. Реализация программ в работе с населением.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся 11-го класса

(Ожидаемые результаты на конец десятого года обучения)

Что я знаю и умею

Я знаю: в чем состоит сущность человека; каково назначение сексуальной энергии; как следует супругам готовиться к зачатию, рождению и воспитанию ребенка.
Я имею представление: о функциях мужчины и женщины в рождении ребенка; необходимости укрепления физического здоровья будущих родителей; зависимости всего процесса развития ребенка от ситуации рождения.
Я умею: гармонизировать свое внутреннее состояние и свои взаимоотношения с другими людьми при помощи простейших технологий; проектировать программы саморазвития и оздоровительные программы для различных категорий населения.

 

Использованная литература

  1. Азбука для родителей. – М., 1996. – С. 96.

  2. Амонашвили Ш. Школа жизни: Трактат о начальной ступени образования, основанный на принципах гуманно-личностной педагогики. – М., 1998. – С. 80.

  3.  Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. – М.: Молодая гвардия, 1978. – с. 192.

  4.  Амосов Н.М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья. – М.: Издательство ACT; Донецк: Сталкер, 2002. – С. 590.

  5.  Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. – М.: Просвещение, 1991. – С. 224.

  6.  Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья (для дошкольников и младших школьников). – М.: ЭКСМО, 1995. – С. 128.

  7.  Вендеровская С. 100 минут для красоты и здоровья. – М.: Физкультура и спорт, 1974. – С. 180.

  8.  Гармаев А.Ц. Этапы нравственного становления ребенка: Курс лекций. – М., 1991. – С. 87.

  9.  Дейноу Ш. Как пережить опасный возраст ваших детей. – М.: Мирт, 1995. – С. 379.

  10.  Демирчоглян Г.Г. Хочу и буду видеть лучше. 15 практических уроков. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1997. – С. 128.

  11.  Детская сексология / Пер. с англ. Комиссарова Е.В. – М.: РОСМЭН, 1996. – С. 96.

  12.  Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни / Предисл. В.Н. Мошкова. – М: RETORICA-A; Флинта, 1999. – С. 560.

  13.  Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье: Укрепление организма / Худ. Гофман О. – СПб., 1997. – С. 112.

  14.  Залесский М.3. Занимательная анатомия. – М.: РОСМЭН, 1998. – С. 142.

  15.  Искусство быть здоровым / Авт.-сост.: Чайковский А.М., Шенкман С.Б. – М: Физкультура и спорт, 1994. – С. 375.

  16. Кемпбелл Р., Максимов М. Как на самом деле любить детей. Не только любовь. – М.: Знание, 1992. – С. 187.

  17.  Колбанов В.В., Зайцев Г.К. Валеология в школе. – СПб., 1992. – С. 52.

  18.  Кондратьев М.М. Звонок на урок здоровья. – М.: Просвещение, 1991. – С. 158.

  19.  Культура современного урока / Под ред. Н.Е. Щурковой. – М.: Изд-во «Рос. пед. агентство», 1997. – С. 92.

  20.  Лазарев М.Л. Здравствуй! Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста: Руководство для воспит. дошк. образ. учреждений. – М.: Академия здоровья, 1997. – С. 376.

  21.  Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. – СПб.: ИК «Комплект», 1997. – С. 496.

  22.  Леви В. Нестандартный ребенок. – М.: Знание, 1988. – С. 256.

  23.  Левис Ш.К. Ребенок и стресс. – СПб.: Питер Пресс, 1996. – С. 208.

  24.  Лищук В.А., Мосткова Е.В. Девять ступеней к здоровью (серия «Помоги себе сам»). – М., 1997. – С. 320.

  25.  Лободин В.Т. Здоровье и духовность. – СПб.: АО «Комплект», 1994. – Т. 1. – Ч. 1. – С. 389.

  26.  Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников: Метод, пособие. – М.: Сфера, 1999. – С. 56.

  27.  Прутченков А.С. «Свет мой, зеркальце, скажи...»: Методические разработки социально-психологических тренингов. – М.: Новая школа, 1996. – С. 144.

  28.  Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. – М.: Изд-во «Рос. пед. агентство», 1995. – С. 140.

  29.  Психология воспитания / Под ред. В.А. Петровского. – М.: Аспект Пресс, 1995.

  30.  Сатир В. Как строить себя и свою семью? / Пер. с англ. – М.: Педагогика-Пресс, 1992. – С. 192.

  31.  Снайдер Д. Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – С. 288.

  32. Тюмасева 3.И., Гольнева Д.П., Машкова И.В. Оздоровление природой: Учебно-практическое пособие для студентов и учеников старших классов. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. – С. 211.

  33.  Шибкова Д.3. Наука быть здоровым: Учебн. пособие для учащихся. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1997. – С. 160.

  34.  Эгоскью П., Джиггинс Р. К здоровью через движение / Пер. с англ. М.И. Антипина. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. – С. 256.

  35.  Этинген Л.Н. Как же вы устроены, господин тело? – М.: Линка-Пресс, 1997. – С. 312.

  36.  Юдин Ю. Главное чудо света. – М.: Педагогика, 1991. – С. 160.

Это далеко не вся литература, которую использовали авторы при разработке программы.
Полный перечень мы не можем опубликовать из-за его большого объема.

Редакция

__________________

*Николай Иванович Аринчин (1914–1999) — член-корреспондент Национальной академии наук Белоруссии, известный своими работами в области сравнительной и эволюционной физиологии и экологии, геронтологии, физиологии и патологии кровообращения и мышечной деятельности. Н.И. Аринчин создал новое научное направление — экстракардиологию.

Л. Доцоев ;
Тамара Кружилина ;
Татьяна Орехова ;
З. Тюмасева