Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №7/2009

Пульс событий

Все – на занятия спортом!

Депутаты Мосгордумы приняли в первом чтении законопроект, предусматривающий страхование учащихся спортшкол во время их участия в соревнованиях. Оно будет осуществляться из городского бюджета.
Также законопроект предполагает страхование спортсменов на период тренировочных сборов и других мероприятий по подготовке к соревнованиям в рамках учебно-тренировочного процесса. «Такая система существует в столице уже два года, однако теперь она будет прописана законодательно», – отметил председатель Москомспорта Михаил Степанянц.
Важное место отводится вопросам организации занятий физической культурой, подготовке спортивного резерва. Например, бесплатное посещение физкультурно-оздоровительных центров для ребят из многодетных семей, детей-сирот и детей-инвалидов, льготы на посещение для дошкольников и школьников. Кроме того, предусматриваются дополнительное материальное поощрение выдающихся спортсменов и их тренеров, популяризация спорта. Всего в столице насчитываются 172 спортивные школы, в которых занимаются около 250 тысяч юных москвичей.

Законы нужно соблюдать

«У нас приняты законы, запрещающие курение и потребление алкоголя в образовательных учреждениях, на стадионах, во многих других общественных местах. Также строго запрещено продавать спиртное и сигареты детям. Однако соблюдаются эти запреты пока не очень-то строго, а где-то вообще не соблюдаются», – заявил премьер-министр В.Путин, открывая заседание президиума Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных проектов и демографической политике. Он подчеркнул, что правоохранительные органы, региональные и местные власти должны принять жесткие меры по выполнению норм закона.
«Нельзя наживаться на здоровье детей», – добавил премьер-министр. Он отметил, что вопросы здорового образа жизни особенно актуальны в условиях непростой ситуации в экономике – сокращения рабочих мест, уменьшения зарплаты, которые ведут к снижению доходов семей, что может пагубно сказаться на детях.

ЕГЭ требует психологической подготовки

В Екатеринбурге профессиональные психологи консультируют выпускников 9-х и 11-х классов и их родителей по подготовке к единому государственному экзамену.
Главная проблема, с которой сталкиваются школьники, – психологическое напряжение из-за встречи с неизвестным.
Уровень стрессоустойчивости у каждого человека свой, и были примеры, когда ребенок, который знает материал, на экзамене впадал в ступор. На индивидуальных консультациях психологи помогают снять это напряжение, обучают технике лучшего запоминания материала, а родителям советуют, как обустроить пространство для подготовки к экзамену.
Методические консультации также проводятся и для педагогов. Специалисты в первую очередь советуют им «проигрывать» ситуацию экзамена.
26 марта в Екатеринбурге прошел городской всеобуч по психологической подготовке к ЕГЭ. Кроме того, проводятся частные бесплатные консультации. Экспресс-помощь специалистов можно получить также по телефону. 

В кругу друзей

Фонд поддержки детей объявил конкурсный отбор программ по поддержке семей с детьми-инвалидами.
На конкурс выставлены три программы: «В кругу друзей» – помощь семье с детьми-инвалидами по интеграции в общество; «Путь к успеху» – помощь родителям детей-инвалидов в обучении и трудоустройстве; «Раннее вмешательство» – профилактика детской инвалидности на основе комплексной реабилитации в раннем возрасте.
Объем софинансирования каждой из программ со стороны фонда ежегодно может составлять до 10 млн рублей. Приоритетными являются региональные программы, нацеленные на оказание помощи родителям, лишившимся работы в связи с экономическим кризисом.

Дети Крайнего Севера

Специалисты НИИ медицинских проблем Крайнего Севера РАМН изучили влияние обучения на уровень здоровья в образовательных учреждениях с различной нагрузкой. Исследовали 210 детей 5–6-х классов двух школ Надыма: с физико-математическим уклоном и с обычным процессом обучения. Провели медицинский осмотр и психологическое тестирование учащихся, а также анкетирование родителей.
Полученные данные свидетельствуют о том, что, несмотря на хорошие условия в семье и школе, учебно-воспитательный процесс не вполне соответствует возможностям ребят. Отмечается высокий уровень психологических и физиологических нарушений среди детей.
Большинство школ нашей страны работают по санитарным нормам, рассчитанным на ребенка, проживающего в средней полосе, без учета специфики других районов. Исследование показало, что в экстремальных условиях Крайнего Севера необходимо не только снизить интенсивность процесса обучения, но и пересмотреть его формы и содержание.

Общение виртуальное не заменит реальное

Чрезмерное увлечение Интернетом вредит здоровью из-за сокращения общения с реальными людьми. По мнению британского биолога Арика Сигмана, недостаток коммуникации может негативно влиять на работу иммунной системы организма, гормональный баланс, работу артерий и процессы мышления, что в перспективе повышает риск появления и развития рака, сердечно-сосудистых заболеваний и слабоумия. Это связано с тем, что физиологические процессы в организме протекают по-разному в зависимости от того, находится человек в одиночестве, в чьем-то обществе или в виртуальной реальности, что сейчас происходит все чаще.
В среднем общение британцев с 6 часов в 1987 году сократилось почти до 2 в 2008-м. Использование Интернета выросло с 4 до почти 8 часов в день. За два десятилетия количество людей, которым не с кем обсудить важные вопросы, почти утроилось. А родители все меньше времени проводят с детьми.
Биолог также отвергает утверждение, будто социальные сети способствуют установлению контактов между людьми, увы, они дают лишь иллюзию общения. «По идее общественные сети должны способствовать нашей социальной активности, но в реальности мы наблюдаем совсем другое. Хвост виляет собакой, и, вместо того чтобы интенсифицировать общение, социальные сети его подменяют», – считает Сигман.
По мнению английских психиатров, виртуальные сети искажают восприятие реальности, и у поколения 90-х может развиться опасный взгляд на окружающий мир и собственную личность. Дети, которые с пеленок привыкли к социальным сетям, могут испытывать трудности в «реальных» взаимоотношениях с людьми, поскольку плохо разбираются в оттенках выражений лица, тона голоса и языка тела. К тому же виртуальное общение формирует у подростков ложное впечатление, что любовь и дружбу легко завоевать и столь же просто разрушить. Людям, привыкшим к быстрому течению интернет-жизни, реальность может показаться слишком скучной, и они могут попытаться «оживить» ее, совершая импульсивные поступки, в том числе попытки самоубийства, поскольку им свойственно занижать ценность действительности. 

Елена Воронова ;
Таисия Голосова