Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №6/2009

Игровая площадка

Дело в шляпе

В подростковом возрасте у школьников значительно снижается интерес к урокам физкультуры. Причины бывают разные, многие из них кроются в психологических особенностях возраста. Ребята говорят, что им стало неинтересно. На самом деле строго регламентированное занятие не дает такого эмоционального подъема, как, например, урок с игровой направленностью и элементами соревновательности. Поэтому целесообразно заменить некоторые упражнения подвижными играми, помогающими решать задачи обучения и развития физических качеств и при этом повышающими интерес к занятиям

«Пятка – нос»

Количество участников: 12–20 человек.

Образуется два круга: внешний и внутренний с одинаковым количеством игроков. Один человек из внутреннего круга и один из внешнего образуют пару (каждый должен запомнить своего партнера). По команде ведущего внешний круг начинает бежать по часовой стрелке, а внутренний – против. Ведущий будет подавать команды, которые должна выполнить каждая пара, причем очень быстро. Пара, которая окажется последней, выходит из игры.
Например, если ведущий выкрикивает: «Спина к спине!» – значит, пары должны соединиться именно этими частями тела. Пара, которая сделает это последней, выбывает из игры. Побеждает та пара, которая дойдет до конца.
Команды ведущего могут быть следующими: ладонь к ладони; ухо к плечу; колено к ладони; пятка к пятке; колено к плечу; локоть к пятке; спина к спине; пятка к носу; и т.д.

«Капитан, корабль, рифы»

Количество участников: любое.
Инвентарь: повязка на глаза.
Из числа игроков выбираются капитан и корабль. Остальные рассредоточиваются по площадке, изображая рифы. Кораблю завязывают глаза, и он начинает непрерывно двигаться. Цель капитана – провести корабль между рифами на противоположную сторону игровой площадки (для уточнения задачи можно также выбрать участника, изображающего пирс, к которому должен причалить корабль). Для этого капитан отдает кораблю команды: «Направо!» и «Налево!», в соответствии с которыми он должен поворачивать, продолжая непрерывно двигаться. Если корабль заденет один из рифов – игра проиграна, и выбирается новая пара – капитан и корабль.
Можно попытаться провести игру одновременно для 2–3 пар капитанов и кораблей (при этом для каждой из них нужно обозначить собственный пирс).

«Танец с предметом»

Количество игроков: любое.
Инвентарь: небольшой предмет.
Все ребята танцуют и одновременно передают друг другу предмет (мяч, флажок, игрушку). Ведущий время от времени выключает музыку. Тот, у кого в этот момент оказался в руках предмет, выбывает.
Выигрывает участник, который последним остается на танцевальной площадке.

«В шляпе»

Количество участников: любое.
Инвентарь: шляпа.
Выбирается водящий. Его задача – осалить игрока в шляпе. Однако остальные ребята постоянно передают шляпу друг другу. Если игроку передали шляпу, он должен остановиться и надеть ее. Бегать, держа шляпу в руке, запрещается.
Если водящему удалось осалить участника в шляпе, они меняются ролями. Меняются ролями также водящий и игрок, уронивший шляпу на землю или забывший надеть ее на голову.
Чтобы сделать игру более динамичной и интересной, можно ввести в нее двух–четырех водящих и несколько шляп.

«Столбы»

Количество игроков: 15–20 человек.
Инвентарь: волейбольный мяч.
Все встают в широкий круг. Игра начинается с вольной переброски мяча. Всякий, кому брошен мяч, должен отбить его ладонями другим. Лишь только мяч упадет на землю, неудачно отбитый или неловко принятый, все тотчас же разбегаются в стороны, а уронивший мяч становится водящим. Его задача – как можно скорее поднять мяч, крикнув при этом «стой!». Участники останавливаются там, где их застала эта команда. Водящий с места, где поднят мяч, бросает его в ближайшего игрока. Тому разрешается увертываться от мяча, но ни в коем случае не отрывать ног от земли. Удалось водящему задеть мячом игрока – значит, он отыгрался. Игра начинается снова. Если водящий бросил мяч мимо цели, то его за это объявляют «столбом», то есть он должен стоять на месте, не двигаясь. Все ребята становятся снова в круг в 5–6 шагах от «столба», и игра возобновляется. Когда наступит момент разбега, «столб», лишенный этого права, остается на месте. Вероятно, в него и будет бросать мяч новый водящий, если остальные далеко разбегутся. При удачном броске он отыгрывается, а «столб» по-прежнему остается там, где стоял.
Игра продолжается. Если водящий промахнется, его самого ставят «столбом», а тот, в кого он бросал мяч, возвращается в круг участников.

«Выбей мяч»

Игру лучше проводить с одними мальчиками.
Количество участников: любое.
Инвентарь: футбольный мяч.
Ребята встают в круг на расстоянии метра друг от друга. Участники выбирают водящего, который берет мяч и становится в середину.
Ударяя ногой по мячу, он старается выбить его за пределы круга. Игроки стараются задержать мяч, подставляя ноги и любую часть тела, кроме рук, и не давая мячу вылететь из круга.
Если участники перехватят мяч, они начинают перекатывать его между собой. В этом случае задача водящего – отнять мяч у стоящих по кругу и снова сделать попытку выбить его за пределы круга.
Если водящему это удалось, то на его место идет тот игрок, который пропустил мяч с правой стороны от себя.
Нужно договориться, что мяч считается правильно выбитым в том случае, если он пролетел не выше колен участников.
Можно принять и более сложный вариант игры. В этом случае ребята, стоящие по кругу, в ходе игры держатся за руки и не имеют права их разъединять. Остальные правила остаются прежними.

Марина Малыхина