Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №6/2009

Медкабинет

Гибкость каждому нужна

Гибкость важна при выполнении многих движений в обычной жизни, в спорте. Уровень гибкости обусловливает развитие быстроты, координационных способностей, силы. Трудно переоценить значение подвижности в суставах в случаях нарушения осанки, при коррекции плоскостопия, после спортивных и бытовых травм и т.д.

Сколько точно в см

Развитие гибкости у школьников младших классов методами адаптивной физической культуры проводилось на базе ГОУ СОШ № 628 Москвы. В исследовании принимали участие 60 детей (30 девочек и 30 мальчиков) 1–3-х классов. Его цель – определение особенностей взаимосвязи гибкости и подвижности в суставах с мышечными усилиями детей младшего школьного возраста.
Развитие гибкости оценивали по максимально возможной амплитуде движений, которая измерялась линейными мерами (в сантиметрах).
В исследовании применялись тесты для определения показателей подвижности в суставах: тазобедренном, плечевом, позвоночного столба. Исследовались также проявления мышечных усилий плечевого пояса и верхних конечностей. Средние показатели подвижности в плечевых суставах у мальчиков 9 лет выше, чем у мальчиков 7–8-летних. Гибкость позвоночного столба носит изменчивый характер.
У девочек наблюдается аналогичная картина. Наилучшая степень подвижности в тазобедренных суставах отмечена у третьеклассниц. Гибкость позвоночного столба и подвижность в плечевых суставах улучшается с увеличением возраста.
Исследования выявили, что гибкость и подвижность в суставах развиваются с возрастом. На уроках физкультуры не в полной мере решаются задачи, связанные с развитием подвижности в отдельных суставах. При исследовании силы учащихся было установлено, что показатели силы мальчиков связаны с показателями подвижности в суставах. Развитие силы может благоприятно воздействовать на степень подвижности в тазобедренных и плечевых суставах и препятствовать подвижности позвоночного столба.

Упражнение началось: ноги вместе, руки врозь

При применении упражнений адаптивной физкультуры на развитие гибкости используются те же методы, что и при развитии силы. Например, метод повторных усилий с максимальными напряжениями во всех режимах работы.
Число повторений и время удержания зависят не только от состояния работающих мышц, но и от общего состояния занимающихся. Усталость при выполнении упражнений уменьшает амплитуду движений, а значит, и снижает эффективность упражнения. На основе полученных результатов можно сделать следующие выводы:

1. При прочих равных условиях гибкость развить труднее, чем силовые качества. В тренировке, направленной на развитие гибкости, не стоит четко разграничивать средства, применение которых улучшает пассивную или активную подвижность. Эти виды подвижности целесообразнее рассматривать как разные уровни одного и того же качества.
2. Для девочек нежелательно использовать упражнения в сгибании и разгибании рук в упоре одновременно с упражнениями, развивающими подвижность в плечевых суставах и гибкость позвоночного столба.
3. Необходимо учитывать, что при работе с мальчиками 9 лет не рекомендуется применять упражнения на силу и развивать гибкость позвоночного столба на одном и том же занятии.
4. Для развития гибкости младших школьников на уроках физической культуры в школе можно систематически применять следующие упражнения: маховые движения; пружинные движения типа наклонов, выпадов; растягивающие движения, выполняемые самостоятельно и с партнером. Эти упражнения различаются не только по форме и характеру, но и по направленности, вытекающей из задач, стоящих на том или ином этапе развития гибкости.
5. На первом этапе развития гибкости надо учитывать, что не все упражнения несут в себе одинаковую нагрузку (в статических положениях она больше, чем в маховых), и поэтому их дозировка должна быть различной.

С. Бобкова ;
Л. Караулова ;
Е. Тресцова