Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №2/2009

Круглый стол

Круглый стол

Э.Н. ВАЙНЕР, профессор, проректор Государственного  педагогического университета, г. Липецк

Мне кажется естественным, что любой человек должен иметь представления не только об анатомо-физиологических, но и психологических особенностях, социальной ориентации, присущей представителям его пола. Конечно, речь идет об общих закономерностях. С этой точки зрения половое воспитание должно занять самое достойное место в образовании.
Осознание своей половой идентификации, гордость за принадлежность к своему полу и уважение к противоположному – все это основа половой культуры. Не хотелось бы, чтобы мы путали два понятия – половое воспитание и сексуальное. Потому что последнее рассматривает интимные отношения мужчин и женщин. Вряд ли эта задача является одним из аспектов воспитания человека в школе, пусть этим занимаются на уровне социальных институтов: дворцов бракосочетания, специальных кабинетов…
Но необходимо вооружить подростка знаниями, чтобы он понимал, чем опасен секс: СПИД, ИППП, нежелательные беременности и аборты – то есть сексуальное просвещение.
Если половое воспитание нужно проводить по единым программам для всех, то сексуальное просвещение должно быть отдельным для мальчиков и девочек. И говорить об этом следует начиная со средних классов. Ведь мы знаем, что значительная часть подростков уже имеет опыт половых контактов.
Я веду уроки валеологии в старших классах одной из липецких школ. И эти темы рассматриваю как неотъемлемую часть здорового образа жизни, а не выхваченный кусок из контекста…
Самое главное в половом воспитании – чтобы мужчина себя осознавал мужчиной, а женщина – женщиной и воспитание чувства ответственности. А дальше все приложится. И если девочка будет помнить, что она будущая мама, то не станет делать того, что может повредить ее организму, а значит, ее будущему ребенку. А мальчик, осознавая свою ответственность, не станет делать с девочкой того, чего бы он не хотел, чтобы делали с его будущей женой.

wpe420.jpg (4795 bytes)

И.А. КУЛАКОВА,  заместитель директора по УВР, Центр образования «Школа здоровья» № 1426, Москва

Должна ли школа заниматься половым воспитанием детей? Споры по данному вопросу ведутся не первый год. Четверть века я работаю в системе образования. За это время учебное заведение окончило не одно поколение выпускников.
Невежество многих родителей и педагогов в вопросах полового воспитания привело к тому, что резко возросло количество абортов, внебрачных детей, разводов…
Формировать представление ребенка об отношениях между мужчиной и женщиной необходимо заранее, с детского возраста. Сейчас, к сожалению, на процесс воспитания подростков негативную роль оказывает лавина общедоступной сексуальной информации. Кино, телевидение и журналы культивируют в сознании молодежи жизнь, свободную от всяких запретов.
Нельзя стоять в стороне! Мы обязаны помочь нашим детям! Частичное рассмотрение некоторых тем, касающихся взаимоотношения полов, изучаемых в курсе биологии и ОБЖ, не решит этой проблемы. Уповать на грамотность всех родителей в данном вопросе, к сожалению, не приходится.
Необходимы проведение консультаций для родителей; программа, соответствующая возрастным особенностям учащихся и предусматривающая половое просвещение детей.

Л.В. ОРЛОВА, школьный врач, Центр образования № 734,  «Школа самоопределения», Москва

Половое воспитание в школе – это очень хорошо, а для старшеклассников вообще необходимо. Особенно в вопросах контрацепции, профилактики ранней беременности и инфекции, передающейся половым путем. И с малышами нужно говорить на эти темы, конечно, адаптированно в соответствии с возрастом.
Но кто будет это делать в школе? У учителей получается недостаточно грамотно. Информация должна идти от сведущего лица. Замечательно, если этим займется врач, который профессионально владеет темой, может компетентно ответить на все вопросы, проконсультировать, к нему можно обратиться за помощью. Это возможно только при условии полного доверия между школьниками и медиком, иначе получится просто формальный разговор. Поэтому нужно, чтобы человек в белом халате был постоянно в контакте с ребятами, а не пришел бы разово прочитать лекцию и ответить на какие-то вопросы. Было бы очень хорошо поручить эту работу школьным медикам, но не в виде приказа. Должна быть осознанная, продуманная программа, специально выделенное время и силы.

С.С. СТЕПАНОВ, психолог, доцент кафедры педагогической психологии МГППУ, автор более чем 20 книг по психологии

Сторонники и противники программ полового воспитания в школе допускают ошибку, рассматривая этот вопрос практически независимо от воспитания в целом. Создается ситуация наподобие той, как если бы велась дискуссия, допустимо ли учить детей (пусть только мальчиков) обращению с оружием или вовсе раздать его им в свободное пользование. Приверженцы такого подхода заявят: интерес к оружию, присущий мальчишкам с малолетства, нельзя пускать на самотек во избежание бед от неловкого с ним обращения; к тому же, если мы хотим воспитать настоящего мужчину, способного постоять за себя и свою Родину, начать прививать необходимые практические навыки никогда не рано. Понятно, какие тут возникают возражения: не по годам детям это занятие, их оно только спровоцирует на бездумное и опасное баловство. Соответствующие уроки могли бы быть уместны лишь со старшими подростками в рамках программы военно-патриотического воспитания, стержнем которой стало бы формирование твердой гражданской позиции, высокой нравственности и ответственности, но уж никак не стрельба сама по себе.
То же касается и полового воспитания (в частности, сексуального просвещения). Главная задача воспитания в целом – становление зрелой, ответственной, высоконравственной личности во всех ее проявлениях, в том числе и сексуальном. Занятия сексуальным просвещением в отрыве от личностного роста подобны раздаче детям пистолетов. Специалисты справедливо утверждают: сексуальность берет начало в голове, а не ниже пояса. Наверное, об этом педагогам в первую очередь и следует позаботиться!