Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №1/2009

Пульс событий

Торговлю спиртным – под общественный контроль!

Осенью 2008 года общественное движение «Солнечный круг» начало новый этап кампании «Не спаивайте наших детей!». С 1 сентября по 30 октября активисты проводили рейды по торговым точкам, расположенным в пяти столичных административных округах. Целью было выявление фактов продажи алкогольной продукции несовершеннолетним. Спиртные напитки продавались детям в 72 из 301 проверенного магазина.

В Москве работают примерно 11 тысяч продовольственных магазинов, в которых реализуется алкогольная продукция. Ни сотрудники префектур, ни Роспотребнадзор, ни Департамент потребительского рынка не в состоянии проверять и контролировать такое количество торговых точек. Кампания помогает органам власти выявлять недобросовестных торговцев. Речь идет не только о фактах продажи алкоголя детям, хотя это главная цель акции. Активисты движения проводят комплексную проверку магазинов. В ходе рейдов выясняется, наличествуют ли информационные стенды и жалобные книги, выдают ли продавцы чеки на приобретенный товар, пробиваются ли они в винно-водочном отделе.
Вместе с активистами «Солнечного круга» в рейдах участвовали представители центров социального обслуживания, общественных пунктов охраны порядка, комиссий по делам несовершеннолетних. Обнаружилось, что детям продают спиртное и в магазинах шаговой доступности, и в сетевых, и в супермаркетах. Различие лишь в том, что в последних администраторы извиняются за ошибки кассиров и продавцов, без спора предоставляют жалобные книги, обещают провести инструктаж сотрудников.
Но в большинстве случаев продавцы книгу жалоб не дают. Редко встречаются информационные стенды с указанием телефонов и адресов вышестоящих и проверяющих организаций. Лишь в половине из проверенных магазинов удалось узнать название фирмы, которой принадлежит торговая точка. Удручает и то, что были случаи, когда продавцы советовали подростку, какой сорт водки выбрать, рекомендовали то или иное вино.
В России, как известно, участились случаи массового отравления суррогатным алкоголем. Даже в Москве (где цены выше, чем в провинции) можно купить подозрительно дешевую водку (пол-литра по цене от 47 до 60 рублей). Очевидно, что среди покупателей подобной продукции есть и дети. Наши активисты пытаются выявлять факты продажи алкоголя сомнительного качества.
Всю собранную в ходе рейдов информацию мы передаем в Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы, в управления потребительского рынка и услуг префектур округов, в Роспотребнадзор. В ноябре в этих структурах планируется провести совещание по итогам нашей осенней акции с приглашением представителей общественного движения «Солнечный круг», Союза участников алкогольного рынка (СУАР), сотрудников и активистов общественных пунктов охраны порядка, центров социального обслуживания, комиссий по делам несовершеннолетних, инспекторов детских комнат милиции.

Мы предлагаем регулярно публиковать сведения о недобросовестных торговцах спиртным в окружных и районных газетах. Это, разумеется, не панацея, но важный шаг к преодолению социального зла.
При выявлении фактов продажи несовершеннолетним спиртного некоторые торговцы пытались отделаться взяткой. А в двух магазинах нашим представителям пришлось столкнуться с более чем активным противодействием. К сожалению, после рейда лишь два владельца торговых точек, прочитав в книге жалоб запись, оставленную активистами, обеспокоились и позвонили в «Солнечный круг».
Гражданский контроль над торговлей спиртным становится все более заметным. К нашим требованиям пресечь его продажу несовершеннолетним присоединяются другие общественные организации. Поддерживает кампанию «Не спаивайте наших детей!» и упоминавшийся уже СУАР.
Активисты «Солнечного круга» уверены: только объединив усилия власти и общества, мы можем добиться соблюдения действующего законодательства продавцами алкогольной продукции и тем самым сберечь здоровье наших детей.

Оргкомитет общественного движения «Солнечный круг»