Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №22/2008

Круглый стол

Все зависит от нас

Термин экология души стал в последнее время модным, и многие зачастую им злоупотребляют, довольно смутно понимая, что он означает на самом деле. В философских и энциклопедических словарях это словосочетание вы не найдете, но найдете определение к словам экология и душа. Давайте попробуем разобраться

Дар природы или воспитание?

Слово экология, образованное от греческого ойкос (дом) и логос (знание, наука), придумал немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году. Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов (их сообществ) между собой и окружающей их средой. Говоря об экологии всей планеты, мы подразумеваем ее состояние, т.е. степень ее чистоты и загрязненности. То же самое можно сказать о душе человека, которую характеризуют такие понятия, как добро, зло, щедрость, жадность и пр., а также мысли, слова, поступки. Если человек вежлив, спокоен, добр и счастлив, то его душа является чистой. Но есть люди, которые не уважают других, сквернословят, не соблюдают нормы морали, нарушают права человека и законы государства. О таких людях говорят, что они не чисты душой.
И.Кант писал: «Есть два рода счастливого душевного состояния: спокойствие духа (чистая совесть) и всегда веселое сердце. Первoе создается под условием, что человек не сознает за собой никакой вины, ясным представлением ничтожества земных благ; второе – дар природы». Можно сделать вывод, что счастье – это защищенность души не столько снаружи, сколько изнутри. Подобно тому как экология вырабатывает законы для защиты природы, охрана (экология) души предусматривает правила взаимодействия всех субъектов окружающего мира для его выживания.
Что изначально заложено в человеке: добро или зло, агрессия или альтруизм? У животных, в поведении которых некоторые ученые пытаются изыскать аналоги человеческим состояниям, вообще нет проявлений агрессивности или альтруизма. Их поведение рационально и подчиняется инстинктам самосохранения, продолжения рода.
Человек же может быть заботливым и добрым в одних случаях или необоснованно жестоким в других. Может быть, у современного homo sapiens существуют биологические предпосылки для массового неприятия иноземцев или иноверцев, ксенофобии? Но животные не способны к индивидуальному или коллективному террору в отношении представителей своего вида. То есть национальный эгоизм и геноцид биологически не предопределены и являются продуктом политики по древнеримскому принципу «разделяй и властвуй».
По мнению Герберта Спенсера (основателя эволюционной этики), законы морали и нравственности формируются в процессе развития человечества. Усвоение принципов добра, библейских и общечеловеческих заповедей требует достаточного развития центральной нервной системы и адекватного воспитания. Следовательно, более разумный человек, получив соответствующее воспитание, окажется и более этичным, нравственным. Моральные ценности, привитые в детстве, становятся неоспоримыми установками, определяющими поведение индивида. Поэтому с самого раннего возраста в воспитании ребенка должны звучать мотивы благоговения перед окружающим миром. Это полезно для создания эмоционального настроя, установления доверительных отношений со взрослым, снижения агрессивности, а главное – это создает нравственную преграду перед излишней жестокостью по отношению к окружающим.

Экологическое образование

Экологическое образование, т.е. изучение экологии и смежных с ней биологии и географии, подразумевает не только передачу конкретных знаний и умений, но и воспитание. Его конечная цель – формирование устойчиво развивающегося и гармонично сосуществующего с природой общества. Экологическое образование имеет как минимум пять направлений.
Школьное направление посвящено изучению общих закономерностей и глобальных экологических проблем. При этом учебники составлены слишком «теоретически» и учителям, не имеющим возможности учить на конкретных примерах и объектах, приходится объяснять глобальные вопросы «на пальцах».
Техническое (как часть профессионального образования в вузах) изучает техногенное воздействие на окружающую среду и способы борьбы с ними.
Социально-политическое – попытка СМИ «открыть глаза народу» на злодеяния, творимые над природой. Эта форма экологического просвещения самая распространенная.
Игровое направление (преимущественно в дошкольных учреждениях и младшей школе) делает акцент на чувственной, эмоциональной сфере человека. Игра, в том числе и экологическая, для детей – облегченный способ приобретения полезных знаний.
Но самой действенной и при этом самой трудной формой экологического образования детей является полевое, или натуралистическое. В этом случае школьники средних и старших классов изучают природные объекты (животных, растения, экосистемы) непосредственно в их естественных условиях существования. В нашей стране такое образование относят к дополнительному, и в обычных ОУ данная форма работы с детьми практически отсутствует. Вряд ли найдется хотя бы сотня школ, организующих экологические лагеря, практикумы или походы с «экологическим содержанием».
В развитых зарубежных странах экологическое образование является приоритетным. Несколько поколений школьников выросли там на идеях сохранения чистой воды и воздуха, охраны китов и волков, на сериалах Кусто и «National Geographic». Благодаря этому над европейскими заводами сейчас не дымят трубы, в городах можно дышать, а за каждым школьником во многих странах закреплено «личное» дерево.
Западный вариант натуралистической формы экологического образования значительно отличается от нашего. Регулярные занятия с детьми на улице – на кратких экскурсиях, пришкольных участках и т.д. – проводятся в рамках школьного расписания. Многие школы, особенно начальные, имеют свои экологические площадки, оборудованные для занятий природоведением в игровой форме. Это небольшие зеленые «оазисы», засаженные дикими и культурными растениями, с маленьким искусственным прудиком, шалашиком из веток и травы и т.п. На таких площадках дети играют на переменах и изучают растения и животных на уроках. В школах средних и старших ступеней на смену игровым площадкам приходят мини-дендрарии, метеоплощадки, гелиоустановки, устройства для очистки воды, искусственный водоем для изучения водной флоры и фауны и пр.
Кроме того, работают клубы, в которых ребята под руководством, как правило, ученого-эколога занимаются какой-либо одной проблемой (например, изучением миграции водоплавающих птиц или влияния торфоразработок на растительность болот). А еще школьники участвуют в прикладных проектах выполняют конкретные задания по месту жительства: подсчитывают птиц на кормушках, расчищают ручьи и пр. Пожалуй, самая интересная форма натуралистического образования – полевые учебные центры, которые знакомят младших школьников с местной природой на экскурсиях, а в средних и старших классах проводят многодневные практикумы и реализуют «проектный подход». Это истинно экологические мероприятия, направленные на изучение не отдельных объектов природы, а целых экосистем. После возвращения в школы учащиеся защищают свои работы, и, что важно, итоги проектов заносятся в аттестат.

Нынешняя система преподавания в школах предметов естественно-научного цикла направлена на изучение сложных теорий о «внутреннем» строении объектов, общем устройстве мира и очень далека от окружающей нас реальной природы. Экологическое образование показывает детям природу «изнутри» и при максимальном увеличении. Человек, хоть раз видевший, как лесная птица кормит своих птенцов, или наблюдавший, как просыпается природа с первыми лучами утреннего солнца, не сможет растоптать, не заметить жизнь вокруг себя.
Можно до бесконечности говорить о необходимости сохранения природы, но выводов человек не сделает, пока не поймет, что природа – живое, разумное существо.

Темы «Что такое экологическое воспитание» и «Как влияет душевная гармония на физическое состояние человека» обсуждают эксперты, участники нашего очередного круглого стола.

Нина Семина