Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №18/2008

Технология

Просто, как 2х2

Окончание. Начало в № 17/2008.

Сложение и вычитание с разными знаками

Урок в 6-м классе

Задание. Решите примеры и расшифруйте закодированное слово:

а) –4 + 5 + 1 – 16 – 20 [–34]
б) –33 – 3 – (–6) [–30]
в) 0 – (–7) + (–2) + 12 [17]
г) –7 – 1 – 2 – 3 – 8 – 9 [–30]
д) 5 +(–2) + 5 + (–1) + 5 + (–3) [9]
е) 11/2 + 4 2/3 – 21/2 – 2/3 [3]
ж) –7,5 – 5,5 – 8,5 + 5,5 – 14 [–30]
Код для расшифровки слова:

з

к

в

л

п

р

а

е

–34

3

17

–13

0

9

–30

1

Закодированное слово – «заварка».

Учитель: Ребята! А вы знаете, что чайная заварка используется для промывания глаз? Протирайте глаза ваткой, смоченной в заварке, от внешней стороны глаза к внутренней. Не забывайте, что для каждого глаза надо использовать отдельный ватный тампон.

Пропорция

Урок в 6-м классе

Учитель: Ребята! Знаете ли вы, что масло розового дерева укрепляет и стимулирует иммунитет? Его используют при эпидемии гриппа, респираторных заболеваниях, хронических болезнях, оно оказывает противовоспалительное действие и продается в аптеках. Я принесла в класс несколько капель этого масла. Врачи рекомендуют дозировку: 7 капель на 15 квадратных метров.
Сейчас мы с вами подсчитаем, сколько капель розового масла потребуется для ароматизации вашей квартиры (например, если взять площадь 65 квадратных метров).
Решение:
7 капель – 15 м2;
Х капель – 65 м2.
Составим пропорцию:

7 · 65 = 15 · Х;
Х = (7 · 65) : 15 ~ 30 (капель).
Ответ: 30 капель масла розового дерева.

Задача. У нас в школе обучается 64 одиннадцатиклассника. Статистические показатели говорят, что только 10% выпускников школ можно считать здоровыми. Сколько одиннадцатиклассников нашей школы можно считать здоровыми?
Решение:
64 чел. – 100%;
Х чел. – 10%.
Составим пропорцию:

Ответ: 6 человек.

Учитель: Ребята! Как вы считаете, почему только шесть человек выйдут здоровыми из стен школы?
(Ученики отвечают, что некоторые учащиеся 11-х классов курят, пьют спиртные напитки, ходят легко одетыми, когда на улице мороз, и т.д.)
Учитель:
Так что же нужно делать, чтобы ученики оканчивали школу здоровыми?

Круговые и столбчатые диаграммы

Урок в 6-м классе

Задача.
Факторы, влияющие на здоровье:
1) генетическое наследие – 30%;
2) экологические воздействия – 10%;
3) качество медицинского обслуживания – 10%;
4) образ жизни (питание, физическая активность, условия труда, стресс, вредные привычки и т. д.) – 50%.
Задание. Построить круговую или столбчатую диаграмму факторов, влияющих на здоровье.
Учитель: Дети! Что показывает диаграмма?
(Ответы детей: Самый большой фактор, влияющий на здоровье, – это образ жизни.)
Учитель:
Как вы считаете, какой образ жизни правильный (не употреблять спиртное, не курить, заниматься спортом и т. д.)? (Читает слова Гиппократа: «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь»).

Круговые диаграммы

Урок в 7-м классе

Учитель с детьми читает диаграмму.

Дана частота потребления подростками и молодежью алкогольных напитков (за 100% приняты потребляющие спиртные напитки).
Средний возраст приобщения молодого поколения к потреблению алкогольных напитков – 14 лет и раньше.
Учитель: «Пьянство – это безумие!» «Что посеешь в юности, то пожнешь в зрелости», – говорил норвежский драматург Генрик Ибсен. Никогда не пробуйте спиртного.

Свою существенную лепту в реализацию программы обучения подростков культуре здоровья вносят и учителя математики, работающие с учащимися 8–11-х классов. Анализ содержания Базисного учебного плана уроков математики в 8-х и 10-х классах свидетельствует о его потенциальных возможностях формировать ценности здоровья и ЗОЖ школьников.
Покажем это на примере учебного плана 8-го класса.

Учебный план по математике в 8-м классе

Междисциплинарная программа «Здоровье»

1. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

2. Рациональные и иррациональные числа.

3. Решение задач с помощью рациональных уравнений.

4. Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.

5. Построение графиков функций. Графический способ решения уравнений.

6. Сложение и умножение числовых неравенств.

7. Запись приближенных значений.

8. Стандартный вид числа.

9. Действия над приближенными значениями.

10. Решение задач повышенной сложности.

11. Решение неравенств с одной переменной.

12. Вычисления с приближенными числами на калькуляторе.

13. Прямая и обратно пропорциональная зависимости.

1. Адекватный режим нагрузок для учащихся.

2. Взаимосвязь физиологического и психологического здоровья.

3. Способы разрешения конфликтных ситуаций.

4. Навыки применения самостоятельного решения.

5. Режим учебы, отдыха и сна.

6. Иммунитет – механизм защиты организма.

7. Энергетическая ценность питания.

8. Оценка правильности и срок хранения продуктов на упаковке.

9. Персональная ответственность за безопасность на дороге.

10. Переживание острых негативных эмоций и стрессовых состояний.

11. Минимальный арсенал лекарственных препаратов.

12. Умение обратиться за экстренной медицинской помощью.

13. Зависимость от «легальных» и «нелегальных» психоактивных веществ.

Учебный план по математике в 10-м классе

Междисциплинарная программа «Здоровье»

1. Функции и их графики.

2. Свойства тригонометрических функций.

3. Исследование функций.

4. Критические точки функции, максимум и минимум.

5. Графики и свойства функций y = sinx и y = cosx.

6. Наибольшее и наименьшее значения функции.

7. Примеры решения тригонометрических уравнений.

8. Признаки возрастания (убывания) функции.

9. Производная в физике и технике.

10. Применение интеграла.

11. Три правила нахождения первообразных.

12. Площадь криволинейной трапеции.

13. Перпендикуляр и наклонные.

14. Правильные многогранники.

1. Субъективные и объективные признаки здоровья.

2. Моделирование собственного имиджа.

3. Принятие решения в группе.

4. Навыки поведения в конфликтных ситуациях.

5. Планирование труда и отдыха в условиях интенсивной деятельности.

6. Противостояние физическим и интеллектуальным перегрузкам.

7. Выбор продуктов питания.

8. Оценка соотношения цена/качество при покупке продуктов питания.

9. Умение пользоваться строительным инвентарем и бытовой техникой.

10. Навыки измерения основных жизненных функций.

11. Ответственность врача.

12. Аннотация или рецепт лекарственного препарата.

13. Точка зрения на наркоманию, алкоголизм и табакокурение.

14. Критическая оценка коммерческой рекламы алкоголя и табакокурения.

 

Рациональные числа

Урок в 8-м классе

Задание на дом. Запишите с помощью цифр число, встречающееся в тексте: «Упражнения, повышающие энергию тела, помогают подключить биллионы нервных тончайших клеток, называемых нейронами, к различным системам организма». (Для справки: число биллион в учебниках не встречается. Чтобы его записать, нужно полистать математическую энциклопедию. Такие задания вызывают интерес к предмету.)
Учитель: Ребята, а какие упражнения, повышающие энергию тела, вы делаете утром на зарядке?
Физкультминутка: Дети показывают упражнения.

Геометрическая прогрессия
(подготовка к ЕГЭ)

Урок в 9-м классе

Задача. Школьник заболеет гриппом, если в клетки его верхних дыхательных путей внедрилось не менее 81 000 вирусов гриппа. Если заранее не сделана прививка от гриппа, то каждые 2 часа после попадания инфекции число попавших в верхние дыхательные пути вирусов утраивается. Лишь через 14 часов после заражения организм начинает вырабатывать антитела, прекращающие размножение вирусов.
Какое минимальное количество вирусов должно попасть в верхние дыхательные пути, чтобы школьник, не прошедший прививку, заболел?
Ответ: 38.

Учитель: Конечно, прежде всего надо вовремя сделать прививку от гриппа. Здоровье – всего дороже.
Таким образом, при решении разработанных математических задач учитель может заинтересовать учащихся вопросами строения тела человека, генетики, деятельности функциональных систем, безопасной жизнедеятельности, профилактики инфекционных заболеваний, предупреждения употребления психоактивных веществ, гигиены питания, гигиены труда и отдыха.

Ольга Брагина ;
Елена Гончарова ;
Вера Малюкина ;
Наталья Наумова