Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №15/2008

Коллеги

Интеграция темы здоровья на уроках русского языка

Учителя нашей школы составили сборники диктантов по русскому языку «Расти здоровым» (1–4-е кл.), «Твое здоровье – богатство страны» (5–11-е кл.). Особенностью этих сборников является подбор связных текстов, объясняющих необходимость здорового образа жизни, личной активности в повышении уровня здоровья. Большинство текстов призывают учащихся снова и снова задуматься над смыслом и целью жизни, познакомиться с мыслями великих людей о любви к природе и о ее охране, о труде, о правильном питании, о спорте, об активном отдыхе. Эти темы повторяются в разных классах, и таким путем осуществляется принцип преемственности не только в смысле повторения и закрепления правил орфографии и пунктуации, но и в смысле преемственности идей.
Тексты помогают учителю обратить внимание школьников на их интеллектуальное, нравственное и физическое развитие, также пропагандировать здоровый образ жизни – составную часть российского образа жизни, играющую значительную роль в гармоничном развитии личности.

ДИКТАНТЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1–4-х КЛАССОВ

1-й КЛАСС

МЕЧТА

Я рано встаю. Чищу зубы. Мои вещи на месте. Я не ищу их. Я хорошо учусь. Часто хожу на лыжах, бегаю на коньках. Хочу быть крепким. Я полечу к звездам.

СПОРТ

Мальчики любят спорт. Ване нравится кататься на коньках. Вова занимается стрельбой из лука. Девочки тоже любят спорт. Ольга учится кататься на лошади. Лошадь любит Олечку.

2-й КЛАСС

ДЕЖУРНЫЕ

Ваня и Коля пришли в класс раньше всех. Они дежурные. Ваня полил цветы. Коля вытер пыль с парт. В перемену дежурные следили за порядком. После уроков мальчики собрали бумажки и бросили их в корзину. В классе чисто. Ребята идут домой.

ЗАРЯДКА

Стоит теплая погодка. Школьники вышли на зарядку. Бодрой походкой идут они на площадку. Учитель дает команду: «Руки вперед! Руки в стороны! Руки назад!». Зарядка нужна для укрепления здоровья.

3-й КЛАСС

ЧАЙ С КЛЮКВОЙ

Кислая и очень полезная для здоровья ягода – клюква – растет на болотах. Собирают ее поздней осенью. Самая хорошая, сладкая клюква бывает весной, когда она пролежит всю зиму под снегом. Красную весеннюю клюкву парят в горшочках и пьют с ней чай. Мы это пробовали. Этот кисловатый напиток очень даже хорош в жаркие дни. А какой замечательный кисель бывает из сладкой клюквы! И еще клюкву считают лекарством от всех болезней.

УТРЕННЯЯ ПРОГУЛКА

Каждое утро мы с дедом совершали утреннюю прогулку в соседнюю рощу. Мы шли по узкой извилистой тропке. Первые весенние цветочки бодро поднимали свои головки. Молодые листочки на тонкой березке были точно покрыты блестящим лаком. Все здесь дышало необыкновенной свежестью. На шелковистой травке сверкали крупные капли росы. Дед садился на пенек и любовался этой сказочной красотой. Он много мне рассказывал про лес, про его обитателей.

4-й КЛАСС

В ЛАГЕРЬ

К девяти часам утра все собрались на вокзале. В поезде мы заняли последний вагон.
Поезд тронулся. За окном виднелись леса, луга. На солнце пестреют колокольчики, ромашки, одуванчики. Зеленеют огороды с капустой, свеклой, картофелем. На полях работают люди.
Вот мы и приехали. Наш лагерь расположен в лесу. У ворот нас встретили вожатые. Всех ребят распределили по отрядам.
Вечером состоялся первый лагерный костер. Было очень весело и интересно.

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ

Знаменитые Олимпийские игры пришли к нам из глубокой древности. Эти игры связаны с именем знаменитого греческого героя Геракла. Именно Геракл нашел самое красивое место в Греции. Оно подходило для игр и празднеств. Это место называлось Олимпией, и находилось оно близ реки Алфей. Геракл установил правила игр и награды. Победителям вручались венки из веток серебристо-серой оливы.
Олимпийские игры в честь бога Зевса стали проводить раз в четыре года. Игры начинались с зажжения огня. Он горел в чаше, пока шли игры. Его называли Олимпийским огнем.

ЛЕТНЕЕ ЗАКАЛИВАНИЕ

Замечательное летнее закаливание – бегать босиком по влажному песочку, по траве, шлепать по теплым летним лужам после дождя. В старину на Руси ребятишки весной и летом бегали босиком. В прохладную погоду они надевали лапти. Лапти плели из липового лыка. Липовое лыко – это верхний тонкий слой коры липы. Лапти – легкая, удобная обувь, в них нога дышит, не потеет.
Полезно пробежаться утром по росистой траве. Прошел теплый летний дождик. В лужах на дорожках сада плавают большие пузыри и лепестки цветов. По таким лужам очень полезно и приятно побегать босиком, а потом вытереть ноги и обуться. Это прекрасная закалка!
Первый луч солнца заиграл на вершине могучего дуба.

ДАРЫ ЛЕТА

Лето – щедрая и добрая пора! В лесах созревают ягоды. На вырубках возле пней, на опушках и полянках зажигаются алые огоньки земляники. В ароматных ягодах много полезного витамина С. Из сушеных листьев и плодов готовят чаи и отвары.
В хвойных, сосновых и еловых борах созревает черника. Это ягодка чудодейственная! В ней множество витаминов. Ягоды черники останавливают кровь, улучшают зрение. Кто из вас не собирал в лесу малину? Это любимая русская ягода. О ней народ сложил сказки, стихи, песни, загадки. Малина – целебная ягода.
Лето угощает нас не только лесными ягодами, но и садовыми. Красное лето – лучшее время для укрепления здоровья.

ДИКТАНТЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5–11-х КЛАССОВ

5-й КЛАСС

СПОРТСМЕН

Зима. Мерзнут Петины уши. И вдруг Петя видит такую картину…
Он видит в проруби человека. И человек не кричит: «Спасите!». Он никого не зовет на помощь. Напротив. Он совершенно спокойно сидит в воде. Он даже с улыбкой фыркает.
Человек вылез из проруби. Поплясал на снегу. И опять полез в прорубь.
Через некоторое время человек снова вылез из проруби и преспокойно, с улыбкой оделся. Он не стучал зубами, не ежился, ничего такого не делал. Он улыбался.
Удивленный Петя спросил:
– Вам не холодно?
– Жарко, – ответил тот просто.
– Вот это да! – сказал Петя. – Вы спортсмен?
– В том-то и дело, – сказал спортсмен.

(108 слов)

ТОРОПИТЕСЬ ВИДЕТЬ ЗЕМЛЮ!

Разнообразна природа и красота планеты Земля. Бесконечны возможности путешествовать по ней. Любители пустынь, озер и горных вершин, любители водопадов и теплых морей, степных просторов, глухих скал или камышовых зарослей, гор или полевых ромашек, древностей Востока или современных новостроек, жары или мороза, рыбной ловли или охоты в подводных зарослях, любители пешего хождения или бешеной езды на автомобиле – все найдут то, что им нужно, что нравится…
Жаль только, что подчас не хватает времени, чтобы увидеть и узнать как следует то, что мы называем нашей Родиной.
Торопитесь летать, ездить, ходить, бродить, плавать – одним словом, путешествовать по Земле. Торопитесь видеть Землю!

(106 слов)

ОСАНКА

Осанка – это то, как мы сидим или стоим. Во-первых, осанка влияет на формирование фигуры. Человек с плохой осанкой всегда будет казаться ниже ростом, чем он есть на самом деле. Когда мы стоим прямо, то выглядим гораздо выше, чем когда сутулимся.
Во-вторых, правильная осанка полезнее для здоровья. Если с детства приучить себя держаться прямо, тогда в более старшем возрасте тебя не будут мучить боли в спине. Человек с неправильной осанкой не сможет стать хорошим спортсменом или танцором.
Сохранить правильную осанку помогут гимнастика и занятия спортом.

(89 слов)

6-й КЛАСС

ЧТО ТАКОЕ ШАХМАТЫ?

Раньше шахматы были только игрой. Постепенно они завоевали широкую аудиторию. Многочисленные любители научились ценить их красоту, появились большие мастера. Вот тогда шахматы перестали быть только игрой. Когда удается сыграть партию, которая живет год и десятилетия, шахматы становятся искусством.
Шахматы не стремятся подменить науку, хотя логика шахматной мысли роднит их с наукой. Шахматы – это борьба человеческих характеров.
Что такое шахматы – спорт, искусство или наука? Для кого-то это и то, и другое, и третье. Но сегодня шахматы – это, конечно, в первую очередь спорт.
Шахматы – это и наука, и искусство, и тончайшая система, при помощи которой мы подвергаем серьезному испытанию ум, нервы, волю. Шахматы – это гораздо больше, чем спорт.

(106 слов

ГРЯЗНЫЕ РУКИ

Когда мама велела Джонни помыть руки, он сказал: «Что толку без конца мыть руки? Все равно они скоро опять испачкаются».
Никто не спорит: руки у детей действительно сильно пачкаются при игре на улице, во дворе или даже дома – иначе и быть не может. Но чем больше они пачкаются, тем чаще их нужно мыть, потому что оставлять руки грязными опасно для здоровья. Если случайно потереть грязными руками глаза, они могут воспалиться от попавших частиц грязи. Если взять пальцы в рот, то болезнетворные микробы, которых полным-полно на грязных руках, вызовут расстройство желудка. Поэтому все должны следить за содержанием рук в чистоте и мыть их достаточно часто.

(105 слов)

7-й КЛАСС

МЕЩЕРА

Мещера – остаток лесного океана.
Леса в Мещере глухие. Путь в лесах – это километры тишины, безветрия. Это грибная прель, осторожное перепархивание птиц. Это липкие маслюки, жесткая трава, холодные белые грибы, земляника, лиловые колокольчики на полянах, дрожь осиновых листьев, торжественный свет и лесные сумерки.
В дубовых зарослях бродят безобидные медведи-муравьятники. Они расковыривают старые пни и слизывают муравьиные яйца.
Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. Бесшумно летают и как будто заглядывают в лицо летучие мыши.
Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. В необыкновенной, неслыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет.
Так мы и живем в палатках на лесных озерах по нескольку дней. Наши руки пахнут дымом и брусникой. Мы спим по два часа в сутки и почти не знаем усталости.
Два-три часа стоят многих часов сна в духоте городских домов, в спертом воздухе асфальтовых улиц.

(144 слова)
(По К. Паустовскому)

СПОРТ – ТВОЙ ДРУГ

Нет, пожалуй, ни одного уголка в нашей стране, где бы люди не занимались спортом. Спорт, по утверждению врачей, – прекрасный вид отдыха. Занятия спортом, безусловно, полезны: они укрепляют здоровье, увеличивают работоспособность, развивают волевые качества.
Бесцельное времяпрепровождение, по общему мнению, утомляет, навевает хандру, скуку. Занимаясь спортом, наоборот, получаешь большой заряд энергии, сил, бодрости. Лыжная прогулка, волейбольные, футбольные и теннисные встречи, гимнастика – все эти и другие виды спорта, несомненно, развивают в человеке ряд полезных качеств: целеустремленность, подвижность, выносливость.
В нашей стране есть стадионы и корты, катки и спортзалы, бассейны и аэроклубы – словом, все необходимое, чтобы совершенствоваться в любом виде спорта. Любой вид соревнований: товарищеская встреча или спартакиада, чемпионат Европы или олимпиада – выявляет сильнейших в различных видах спорта.

(115 слов)

8-й КЛАСС

ГОРОДКИ

Городки – одна из древнейших русских народных игр. Хорошо известно, что еще в начале XX века известный русский физиолог, наш земляк, академик Иван Петрович Павлов в свободные минуты любил поиграть в городки. В 30–40-е годы позапрошлого столетия в Рязанской губернии играли в городки, но это был небольшой кружок любителей, которые увлекались этим видом спорта.
Вспомнили о городках только в первые годы после Великой Отечественной войны. Одно из первых сообщений о городошном спорте в Рязани появилось в маленькой заметке в газете «Сталинское знамя» от 28 июля 1946 года: «Городки – интересный вид спорта, незаслуженно забытый за последнее время. С целью популяризации городошного спорта городской комитет по физической культуре и спорту проводит розыгрыш первенства Рязани. Поступили заявки от городошных команд «Динамо», «Трактор», деревообрабатывающего завода. Первые игры состоятся на стадионе завода «Рязсельмаш».
Городошные площадки были организованы на стадионе «Сельмаш» и на стадионе «Спартак», где можно было видеть, как после работы вечерами на них тренируются спортсмены. С 1946 года регулярно горспорткомитет проводит первенство Рязани по этому виду спорта.

(129 слов)

9-й КЛАСС

ТРАДИЦИИ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР

Этой минуты каждый раз ждут на всей земле 4 года. И вот она наступает… Затихли зрители, заполнившие огромный стадион. В тишине раздается голос, возвещающий об открытии Олимпийских игр. Прогремел пушечный салют. Зазвучали фанфары. И через минуту вспыхнувший в громадной чаше факел озарил весь стадион. Мимо трибун прошли со своими национальными знаменами команды стран, участвующих в Олимпийских играх. Прозвучали над стадионом слова традиционной клятвы, обязывающей всех участников состязаний честно бороться за победу во имя родины, славы спорта.
Дружба, зародившаяся под сенью пяти перекрещивающихся колец, будет крепнуть год от года.
На Олимпийских играх, кроме официальной эмблемы – пяти переплетенных колец голубого, черного, красного, желтого и зеленого цветов, по традиции создается талисман данной Олимпиады. Это обыкновенно изображение животного, признанного общественностью страны, организующей Олимпиаду, характерным для данной страны.
Начало этой милой традиции было положено в 1972 году. На Олимпиаде в Мюнхене гостей встречала улыбающаяся такса. В Монреале в 1976 году эту эстафету продолжал бобр. В Москве в 1980 году на Олимпиаде гостей встречал задорный, полюбившийся всем медвежонок. В 1974 году в Лос-Анджелесе талисманом был орленок Сэм, а в 1988 году в Сеуле – тигренок.

(181 слово)

10-й КЛАСС

ЧТО ТАКОЕ ЗДОРОВЬЕ?

Древнегреческий поэт и философ Симонид писал: «Лучшее благо человека – это здоровье, а затем уже красота, честным путем приобретенное богатство и, наконец, возможность предаться радостям молодости в кругу друзей».
В такой лаконичной форме выражена программа поведения разумно мыслящих людей. Надо просто осознать тот факт, что для нас нет ничего превыше здоровья. Но до сих пор отношение людей к своему здоровью оставляет желать лучшего. Прочтите внимательно строки, которые были написаны много лет назад, и наверняка они будут созвучны с сегодняшним нашим временем: «…Хотя все мы хорошо осознаем всю важность здоровья для нашего счастья и благосостояния, но большинство из нас не хочет взять на себя малейший труд или прибегнуть к незначительным жертвам ради поддержания своего здоровья. Громадное большинство людей даже как бы сознательно губит свое здоровье и обрекает себя на преждевременную смерть или же подготавливает себе старость, полную страдания».
Здоровье – такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие.
Здоровые люди производительно работают. Они предрасположены к творчеству. Им свойственны общительность и чувство юмора. Здоровый человеческий организм обладает изумительной способностью извлекать новые резервы своей жизнедеятельности.

(153 слова)
(В.М. Шепель)

11-й КЛАСС

ЧТО ЗНАЧИТ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Человек должен быть духовно и физически здоровым. Вести активный, а не пассивный образ жизни. Одним из способов укрепления здоровья является физкультура. Каждый человек сознает благотворную роль физических упражнений. Но не для всех еще они стали постоянными спутниками жизни. Систематическое и рациональное использование средств физической культуры способствует укреплению здоровья, повышению общей работоспособности, приспособляемости организма человека к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды.
Чтобы быть здоровым, необходимо соблюдать правильный режим питания. Еда, которую употребляет человек, должна быть вкусной, полезной и разнообразной. Наш организм должен получать как можно больше витаминов и других необходимых веществ. При правильном питании у человека появляется больше энергии и сил для запланированных дел.
Существует много вредных привычек, которые вредят здоровью человека. Курение, алкоголь, наркотики совсем несовместимы с понятием «здоровый образ жизни». Человек, который хочет быть здоровым, найдет в себе силы устоять или отказаться от вредных привычек. Люди должны заботиться об окружающей среде, о природе, потому что они являются частью ее. Все неблагоприятные условия влияют на самого человека.
Абсолютно все люди хотят быть здоровыми, красивыми, сильными, счастливыми, то есть вести здоровый образ жизни; но мало кто прилагает усилия, чтобы добиться этого.

(180 слов)