Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №15/2008

Коллеги

Проект «Мой радужный мир»

(5–11-е классы)

Цель проекта: создать оптимальные условия для формирования у детей неприятия психоактивных веществ.

Задачи проекта:

  • провести для учащихся средней школы циклы занятий, направленные на профилактику психоэмоциональной дезадаптации и привитие навыков здорового образа жизни;

  • ввести в учебно-воспитательный процесс школы новые курсы, способствующие выработке у старшеклассников активной жизненной позиции в отношении своего здоровья;

  • научить подростков отстаивать собственное мнение, развить у них навыки эффективного противостояния групповому давлению;

  • вовлечь педагогов, родителей, общественность в работу, направленную на формирование у учащихся осознанной позиции по неприятию психоактивных веществ.

Ожидаемые результаты проекта:

  • формирование активной жизненной позиции по отношению к употреблению психоактивных веществ, повышение социальной активности учащихся, развитие сознательного отношения к собственному здоровью;

  • создание методического банка Центра содействия укреплению здоровья, программ, мини-проектов.

Принципы организации психолого-педагогического воздействия:

  • принцип доступности;

  • принцип последовательности ряда этапов профилактической работы;

  • принцип постоянства проведения профилактических мероприятий.

Формы организации деятельности в рамках проекта:

  • цикл занятий на тему «Здоровье в наших руках» (5–8-е классы);

  • учебные курсы по формированию здорового образа жизни и профилактики употребления психоактивных веществ в 9–11-х классах;

  • семинары-тренинги для педагогов школы;

  • родительский клуб «Трибуна общественного мнения»;

  • открытый микрофон «Мысли вслух»; «Телефон доверия».

Этапы реализации проекта:

I этап (2005–2006 гг.) – подготовительный;
II этап (январь 2006 г. – август 2009 г.) – основной;
III этап (сентябрь 2009 г. – сентябрь 2010 г.) – заключительный.

Этапы реализации и содержание проекта
I этап – подготовительный

Содержание

1. Проведение:

  • педагогических семинаров-тренингов;

  • родительских собраний, круглых столов, направленных на выявление актуальных проблем, связанных с антинаркотическим воспитанием;

  • социологических исследований уровня толерантности учащихся;

  • социологических исследований по проблеме наркомании среди учащихся.

2. Организация научно-исследовательских групп учителей по разработке:

  • учебных курсов «Основы здорового образа жизни и профилактика употребления ПАВ» (9-й класс); «Конфликтология» (11-й класс);

  • цикла занятий по развитию навыков общения, формированию ценности здорового образа жизни и профилактике аддитивного поведения подростков.

3. Совершенствование работы консультационного пункта врачей-специалистов – родителей учащихся.

Задачи на данном этапе:

– привлечь педагогов, родителей, учащихся, общественность к активному участию в реализации проекта;
– организовать научно-исследовательские группы по разработке и ведению профилактической работы с детьми и подростками с учетом их возрастных и индивидуально-психологических особенностей.

Ожидаемые результаты

Желание взрослых и учащихся изучить и освоить методы и приемы защиты, позволяющие обеспечить профилактику аддитивного поведения.
Осознание угрожающих масштабов наркотизации общества и необходимости профилактики наркозависимости.

II этап – основной

Содержание

1. Активное внедрение разработанных программ в учебный процесс:

  • введение новых курсов «Основы здорового образа жизни и профилактики употребления ПАВ» (9-й класс);

  • «Конфликтология» (11-й класс);

  • циклы занятий по развитию навыков общения и формированию ценности здорового образа жизни и профилактике аддитивного поведения у подростков (7–9-е классы).

2. Создание творческих групп по разработке:

  • программы обучающего курса для родителей «Семья: мечты и желания…»;

  • программы педагогического семинара-тренинга «Потребности и зависимости»;

  • методики использования мультимедийных ресурсов в психолого-педагогической работе.

3. Проведение социологического исследования «Здоровье учащихся на основе самооценки физического и психического состояния».

4. Организация информационной базы с целью профилактики употребления ПАВ у подростков (видеоматериалы, информационные стенды, авторские работы учащихся, рефераты, доклады, компьютерные презентации) и конкурса на лучшую методическую разработку тематического классного часа.

Задачи на данном этапе:

- организовать активную систематическую деятельность по профилактике зависимости от психоактивных веществ;
- воспитать стрессоустойчивую личность, способную самостоятельно и ответственно строить свою жизнь;
- сформировать у каждого участника образовательного процесса собственный стиль здорового поведения;
- организовать деятельность творческих групп по разработке программ, методик, рекомендаций, памяток, брошюр.

Ожидаемые результаты:

создание информационной базы проекта «Мой радужный мир»;
повышение компетентности и уровня знаний учителей, воспитателей, родителей, учащихся в области сохранения и укрепления здоровья;
улучшение физического и психического состояния участников образовательного процесса.

III этап – заключительный

Содержание

1. Создание здоровьесберегающих технологий по профилактике употребления ПАВ.
2. Рецензирование методических рекомендаций по профилактике аддитивного поведения подростков.
3. Планирование перспектив, способов дальнейшей профилактической работы в школе.

Задачи на данном этапе:

– провести экспертизу реализации проекта и оформить результаты;
– определить перспективы, способы дальнейшей работы по профилактике аддитивного поведения подростков.

Ожидаемые результаты:

– выбор самых активных участников проекта, ведущих здоровый образ жизни.

Светлана Волкова ,
педагог-психолог ;
Елена Горохова ,
научный руководитель проекта, канд. пед. наук, доцент РГУ им. С.А. Есенина