Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №13/2008

Урок здоровья

Урок 32. Что ты ценишь в жизни больше всего?

Задачи урока

1. Учиться формулировать свои основные жизненные устремления.
2. Учиться ранжировать свои жизненные устремления и ценности.
3. Вспомнить и заново определить, что такое жизненные ценности и почему они так важны для каждого человека.

Содержание урока

1. Индивидуальная работа над анкетой.
2. Групповая работа по подведению итогов индивидуального анкетирования.
3. Обсуждение шкалы жизненных ценностей и заполнение таблицы на доске.
4. Беседа о значении понятия «жизненные ценности» и их роли в жизни человека. Определение понятия «ценность»,
5. Домашнее задание: подсчитать процентные значения рейтинга жизненных ценностей класса.

Информация для учителя

Этот урок является одним из итоговых по программе третьего года обучения и всего курса в целом. Его можно использовать для оценивания успешности обучения. Урок начинается с индивидуальной работы каждого ученика над несложной анкетой. На листе бумаги нужно в течение 5–7 минут написать следующее: свои главные жизненные устремления (кем ты хочешь стать, когда вырастешь; чего хочешь достичь; что хочешь иметь и т.д.). Затем в отдельный столбик дети пишут, что им поможет этого достичь. Например:

1. Хорошая работа
2. Учеба
3. Дружная семья
4. Здоровье

В другом столбике перечисляют основные помехи, которые, по их мнению, могут препятствовать осуществлению планов:

1. Лень
2. Болезнь
3. Не будет желания
И т.д.

Далее в группах проводится обработка анкет. Все участники группы (4–5 человек) анализируют свои ответы, выявляя, на какое место они поставили те или иные условия достижения жизненных целей и помехи, препятствующие этому. Для определения «общего места», или рейтинга, каждой позиции они заполняют отдельный листок, в который заносят все перечисленное. По количеству совпадений и выявляется рейтинг, то есть определяется, что поставлено на первое, второе, третье места и так далее большинством участников группы. Например:

Основные помехи Основные помощники
Лень (5 чел.) 1. Хорошая учеба (3 чел.)
Болезнь (5 чел.) 2. Здоровье (4 чел.)
Плохой характер (3 чел.)

3. Дружная семья (3 чел.)

Следующий этап – подведение общих итогов на доске. Например, в классе 20 учеников. Из них «здоровье» поставили на первое место 14, то есть больше половины; на второе место поместили «хорошую учебу» 10 человек и т.д. На дом можно задать подсчитать процентные значения для каждого названия, если учащиеся уже умеют вычислять проценты.
После того как рейтинг всех основных позиций будет определен и зафиксирован на доске, обсудите с учениками понятие жизненных ценностей. Попросите их подумать, в чем различие между просто ценной вещью или предметом и жизненной ценностью.
В заключение дайте определение понятия жизненной ценности как нематериальной и отметьте, что на самом деле она бесценна в человеческой жизни – например, доброта, любовь, жизнь, здоровье, честность.
Подчеркните, какую роль эти ценности играют в нашем поведении, в наших решениях. Определите здоровье как одну из важнейших ценностей человеческой жизни, которая дается человеку как бесценный дар.

Документ