Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №9/2008

Технология

Творческий подход

Фундамент здоровья закладывается в детстве, и это забота не только медиков. Поскольку здоровье – еще и важный показатель благополучия общества, то эту социальную проблему нужно решать на всех уровнях общества, в том числе и образовательном.
Здоровье человека зависит

  • на 50% – от образа жизни;

  • на 25% – от состояния окружающей среды;

  • на 15% – от наследственной программы;

  • на 10% – от возможностей медицины.

Это данные исследования Всемирной организации здравоохранения.
И хотя по традиции мы продолжаем считать, что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача – сохранить в процессе обучения здоровье детей. С состоянием здоровья связана и успешность обучения. Все это требует особого отношения к организации школьной жизни: созданию оптимальных гигиенических, экологических и других условий, обеспечению организации образовательного процесса, предотвращающей формирование у обучающихся постоянного состояния переутомления.

Вот конкретные задачи:

  •  организовать эффективную работу для сохранения и укрепления здоровья;

  • создать у детей ощущение радости в процессе обучения;

  • научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром;

  • воспитывать культуру здоровья;

  • развивать творческие способности;

  • ориентировать детей на здоровый образ жизни;

  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

  • внедрять инновационные педагогические технологии;

  • принимать участие в научно-практических конференциях.

Учитывая сказанное, в своей работе я придерживаюсь здоровьесберегающей организации учебного процесса.

I. Образовательный процесс должен носить творческий характер. Включение ребенка в творческий процесс, поиск решений служит развитию человека, может отсрочить наступление утомления. Это достигается использованием:

– игровых элементов на уроках, разных форм уроков (КВН, викторины, сказки, игры);
– сочетания диалогов с движением, ролевых сценок из литературных сюжетов;
– подвижных игр на переменах;
– наглядности;
– занимательных упражнений;
– фантазирования;
– творческого характера домашних заданий (составить задачу, пример, придумать рисунки к произведению, загадку на тему).

Все это способствует развитию коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижает психоэмоциональное напряжение, повышает интерес к урокам.

II. У учащихся начальных классов особенно чувствительна нервная система, поэтому важными во время урока являются:

а) Чередование различных видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение задач.

Норма – 4–7 видов за урок.

б) Использование различных методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения:

  • метода свободного выбора (беседа, творческая свобода, выбор действия, выбор способа действия);

  • активных методов (обучение действием, обсуждение в группах, ученик как исследователь);

  • методов, направленных на самопознание, саморазвитие (развитие интеллекта, эмоций, воображения, общения, самооценки).

Это снимает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы.

в) Проведение физкультурных минуток.

Недостаток двигательной активности – одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников. Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы.
Требования к физкульминуткам: они должны быть разнообразны (однообразие снижает интерес), проводиться на начальном этапе утомления; предпочтение отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.
Упражнения подбираются в зависимости от особенностей урока.
Напряжение различных групп мышц связано с работоспособностью: устает рука – устает ребенок.

Движения для расслабления кисти рук:

Мы капусту рубим,
Мы капусту трем,
Мы капусту солим,
Мы капусту жмем.

Задача учителя – научить писать, не напрягая руку, а значит, сберечь силы.

Массаж пальцев перед письмом:

  • потирание ладошек;

  • «скалка» – покатать ручку между ладонями;

  • покатать ручку между большим и указательным пальцами;

  • «игра на клавишах» (поочередное постукивание определенными пальцами обеих рук о парту).

Использование скороговорок с движениями рук в такт.

«Нашли ли лилию?» Ладони вертикально поставлены друг к другу и сомкнуты. На каждое слово ладони то размыкаются (образуя цветок), то смыкаются.

г) Работа по предупреждению утомления глаз.

д) Дыхательная гимнастика. Повышает возбудимость коры больших полушарий мозга, активизирует детей на уроках.

Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке.

  • Добрый смех дарит здоровье;

  • мажорность урока;

  • эмоциональная мотивация в начале урока;

  • создание ситуации успеха.

III. Экологическое пространство: проветривание помещений; наличие аквариума с рыбками, озеленение кабинета, освещение кабинета.

Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи. Их источник – растения, наши молчаливые друзья и помощники. В озеленении класса помощь оказывают родители. В начале учебного года проводится операция «Цветик-семицветик».

Кроме того, решается воспитательная задача: привлекая детей к уходу за растениями, мы приучаем бережно относиться к ним и ко всему живому, закладываем основы экологического воспитания.

IV. Воспитание общей культуры.

  • Приобщение детей к сокровищам культуры, истории;

  • уроки русской национальной культуры, уроки, например, якутской или бурятской национальной культуры;

  • уроки ИЗО, труда;

  • воспитание культуры труда на каждом уроке;

  • час здоровья;

  • развитие речи обучающихся.

Важно, чтобы у детей пробуждалась любовь к земле, где они родились и выросли, росло чувство гордости за принадлежность к России. Этому способствуют уроки национальной культуры, обращение к фольклору. Так, например, русский фольклор – источник вечный, чистый, кладезь мудрости и человечности, помощник нравственного, эстетического, трудового, художественного воспитания.

Воспитание у детей терпимости, позитивного отношения к иным этническим культурам (воспитание толерантности):

  • обращение к различным жанрам народного творчества в учебной и воспитательной работе;

  • уроки ИЗО, труда (развитие творческого начала позволяет ребенку познавать новое, развивает фантазию, эстетический вкус, воспитывает здоровое отношение к природе, к окружающему миру и другим людям).

V. Социализация личности ребенка.

  • Экскурсии;

  • уроки ПДД, ОБЖ;

  • уроки валеологии;

  • беседы медицинских работников.

«Социализация – развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, в процессе усвоения социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализация в том обществе, к которому он принадлежит».

Ребенок – часть общества, и ему приходится решать ряд задач, которые встают перед ним на каждом возрастном этапе. Повышению социальной ориентации в обществе в современных условиях, знанию основ ПДД служат уроки ОБЖ.

– Уроки культуры сохранения здоровья (разработка модификационных программ для начальных классов) нацелены на воспитание потребности быть здоровым.

Установка на здоровье не появляется сама собой, а формируется в результате педагогического воздействия. В свободной игровой, творческой деятельности через практические действия воспитывается мотивационное основание гигиенического, полового, нравственного воспитания.

– Взаимосвязь с медицинскими работниками школы.

Учет в работе показаний медработников школы в «листе здоровья» школьников, разъяснительная работа с родителями о профилактических прививках, приглашение медиков на родительские собрания.

– Час здоровья. Предмет входит в расписание. Проведение экскурсий, прогулок на свежем воздухе.

Применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, а учителю – эффективно проводить профилактику асоциального поведения. Критерием является индивидуальная ориентация, направленная на полную реализацию личностного потенциала учащихся через создание заинтересованного отношения к обучению.

Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться: будущие поколения станут более здоровыми и развитыми духовно и физически.

Галина Васюкова