Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №8/2008

Технология

Отказ от йоркширского пудинга. Культура здоровья на уроках английского языка

В некоторых школах Белгородской области учащиеся на уроках английского языка создают творческие проекты, разрабатывают «Правила для учащихся» школы здоровья, составляют генеалогическое древо семьи, путеводитель здорового образа жизни, переводят тексты о вреде наркотиков, алкоголизма, курения и тесты на самопознание с родного языка на иностранный и наоборот, пишут сочинения на темы: «Что бы ты исключил из своей жизни, чтобы стать здоровым?», «Мой идеал здорового человека» и др.
Анализ содержания программного материала школьного курса английского языка свидетельствует о возможности учителей в течение всего срока обучения приобщать школьников к ценностям здорового образа жизни.

Культура здоровья на уроках английского языка

5-й класс

1-й раздел. «Ты откуда?»

Уроки 16–17. «Я люблю булочки с кремом», «Правильное питание – залог здоровья человека».
Урок 18. «Я бы хотел попробовать йоркширский пудинг», «Знакомство с традиционными национальными блюдами».

2-й раздел. «Кто у тебя есть?»

Уроки 25–26. «У меня хорошая семья», «Укрепление дружеских отношений в семье».

3-й раздел. «Что ты умеешь делать?»

Уроки 39–40. «Чем знаменит Лондон? Разные виды деятельности во время путешествия», «Активный отдых в свободное время».
Уроки 43–44. «Я умею играть в баскетбол. А ты?», «Спортивные игры и их влияние на развитие организма человека».

4-й раздел. «Чем ты любишь заниматься?»

Урок 61. «Мы обычно смотрим телевизор вечером», «Вредное воздействие телевизора на зрение».
Урок 62. «Я не часто играю в компьютерные игры», «Вредное воздействие компьютера на детский организм».
Урок 64. «В какие игры ты обычно играешь?», «Знакомство с традиционными национальными играми».
Урок 72. «Скоро летние каникулы», «Солнце, воздух и вода – мои лучшие друзья».

6-й класс

1-й раздел. «На кого ты похож?»

Урок 4. «Заботитесь ли вы о своей внешности?», «Чистота – залог здоровья».

4-й раздел. «Зависит ли ваше здоровье от вас?»

Уроки 1–2. «Что у вас болит?», «Первая помощь при некоторых заболеваниях».
Урок 3. «Что вы делаете сегодня?», «Режим дня».
Урок 4. «Яблоко в день гонит врача в дверь», «Значение витаминов для организма человека».
Урок 5. «Как вы себя чувствуете?», «Профилактика простудных заболеваний».

5-й раздел. «Какая сегодня погода?»

Урок 1. «Кто любит говорить о погоде?», «Времена года», «Влияние погоды на здоровье человека в разное время года».
Урок 2. «Если погода будет хорошей… Что надеть?»
Урок 4. «Лето или зима?», «Активный отдых».

8-й раздел. «Любите ли вы ходить за покупками?»

Урок 1. «Где люди делают покупки?», «Продукты питания», «Сбалансированное питание», «Что сегодня на обед?»

7-й класс

1-й раздел. «Ты счастлив в школе?»

Урок 1. «Как ты провел летние каникулы?», «Спорт и здоровье».
Урок 3. «Ты рад вернуться в школу?», «Изучаемые предметы и отношение к ним», «Встреча с друзьями».

4-й раздел. «Защита окружающей среды».

Урок 1. «Что значат эти знаки?», «Охрана окружающей среды – задача каждого человека».
Урок 2. «Что происходит в твоем городе?», «Проблемы экологии в твоем регионе».
Урок 3. «Что нужно сделать, чтобы помочь природе?», «Правила поведения в лесу, парке и у водоема».

8-й раздел. «Как ты проводишь свободное время?»

Урок 1. «Что ты делаешь после школы?», «Посещение спортивных клубов и секций».
Урок 3. «Что ты собираешься делать в выходной день?», «Идем в поход».

8-й класс

1-й раздел. «Британия».

Урок 5. «Британцы», «Отношение британцев к своему здоровью».
Урок 8. «Британский характер», «Формирование характера и здорового образа жизни в Британии».
Урок 20. «Россия», «Отношение россиян к своему здоровью в разных частях страны».

2-й раздел. «Ты бы хотел поехать в Британию?»

Урок 34. «Транспорт в Британии», «Какие опасности подстерегают иностранцев в британском транспорте», «Как сохранить жизнь и здоровье в британском транспорте».
Урок 37. «Путешествия», «Путешествия с пользой для здоровья», «Предметы первой необходимости во время путешествий».

3-й раздел. «Традиции Британии».

Урок 46. «Правила поведения», «Соблюдение правил поведения и хорошие манеры способствуют здоровому образу жизни».
Урок 51. «Продукты», «Сохранение здоровья».
Урок 54. «Русская зима», «Здоровье зимой».

4-й раздел. «Спорт».

Урок 59. «Значение спорта для здоровья человека».
Урок 64. «Занятия спортом как необходимая часть жизни здорового человека».

5-й раздел. «Меняются времена, меняются стили».

Урок 77. «История костюма», «Влияние костюма на здоровье людей в разные исторические эпохи».
Урок 81. «Покупки», «Покупка удобной одежды для детей в настоящее время».
Урок 89. «Как ты выглядишь», «Твой стиль», «Твой внешний вид как отражение твоего состояния здоровья».

9-й класс

1-й раздел. «Чтение».

Урок 1. «Летние каникулы», «Активный отдых – здоровый отдых».
Урок 8. «Чтение книг», «Чтение без вреда для зрения».

2-й раздел. «Музыка».

Урок 14. «Музыка в моей жизни», «Влияние музыки на здоровье человека».

3-й раздел. «Средства массовой информации».

Урок 28. «Телевидение», «Сколько времени я трачу на просмотр телевизионных передач и как это влияет на мое здоровье?»

4-й раздел. «Здоровый образ жизни».

Урок 49. «Вредные и полезные привычки».
Урок 50. «Проблемы здоровья в Британии».
Урок 51. «Влияние образа жизни на здоровье подростка».
Урок 52. «Проблемы со здоровьем, вызванные вредными привычками».
Урок 53. «Влияние курения, алкоголя и наркотиков на здоровье».
Урок 54. «Как хорошо выглядеть».
Урок 55. «Популярные товары для здоровья».
Урок 56. «Забота о здоровье. Правильное питание».
Урок 57. «Забота о здоровье. Здоровые продукты».
Урок 58. «Инструкции», «Умение пользоваться инструкциями к товарам».
Урок 59. «Правда и мифы о здоровье».

5-й раздел. «Кем ты будешь?»

Урок 67. «Образование в России», «Проблема сохранения здоровья за годы обучения в школе».
Урок 68. «Моя школа – школа здоровья».
Урок 71. «Будущая профессия», «Крепкое здоровье – залог улучшения карьеры».

6-й раздел. «Британия в мире».

Урок 83. «Изучение английского языка», «Обучение грамотному отношению к своему здоровью на уроке английского языка».
Урок 96. «Известные люди», «Примеры здорового образа жизни среди известных людей».

10-й класс

1-й раздел. «Англоязычный мир».

Урок 2. «Географическое положение», «Влияние географического положения страны на формирование характера людей и их отношение к своему здоровью».
Урок 14. «Климатические условия страны и здоровье населения».

2-й раздел. «Западная демократия».

Уроки 34–35. «Политическая система России», «Отношение государства к здоровью населения», «Национальный проект «Здоровье».

3-й раздел. «Жизнь молодежи. Молодежная субкультура».

Урок 57. «Влияние молодежной субкультуры на здоровье молодого поколения».

4-й раздел. «Легко ли быть молодым».

Урок 80. «Права детей», «Защита прав детей – защита здоровья детей».
Урок 87. «Проблемы подростков», «Проблемы, связанные с физиологическими изменениями в подростковом возрасте (проблемы кожи, волос, фигуры)».

11-й класс

5-й раздел. «Система социального обеспечения».

Урок 3. «Социальная помощь в России», «Забота о здоровье детей».
Урок 5. «Медицинское обслуживание», «Забота о здоровье населения».
Урок 6. «Медицинское обслуживание», национальный проект «Здоровье».
Урок 8. «Жизнь пожилых людей», «Забота о здоровье пожилых».
Урок 11. «Социальные льготы».
Урок 12. «Гособеспечение».
Урок 13. «Идеальное гособеспечение».
Урок 15. «Социальная помощь в России».

6-й раздел. «Кино. Театр».

Урок 30. «Любимые фильмы», «Примеры и антипримеры здорового образа жизни в современном кино».

7-й раздел. «Изобретения, которые потрясли мир».

Урок 51. «Влияние достижений науки и техники на здоровье современного человека».
Урок 58. «Изобретения, которые помогают вести здоровый образ жизни в условиях современного города».

Путешествуем вместе

Творчески работающие учителя не ограничиваются материалами учебников по английскому языку, а расширяют спектр текстов соответствующего содержания, лексических и грамматических упражнений, разрабатывают внеклассные мероприятия, внося таким образом свою посильную лепту в формирование культуры здоровья учеников.
В МОУ «СОШ № 2 г. Строителя» в рамках недели иностранного языка было организовано соревнование среди учащихся 6-х классов «Путешествие по Стране здоровья». В начале соревнования команды получили маршрутные листы, в которых указывался порядок следования по Стране здоровья. Маршруты составлялись таким образом, чтобы команды не пересекались на станциях. Дежурные на станциях (старшеклассники и учителя английского языка) давали командам задания, оценивали их и выставляли баллы на маршрутном месте. Задания на всех станциях были посвящены теме «Здоровье».
Вот примерные задания на каждой из станций.

«Speaking» Station

1. Say, how each vitamin helps us to be healthy:

– vitamin A – helps to fight infection

– vitamin B – keep nerves healthy

– vitamin C – strengthens your eyes,

helps you grow, good for skin.

2. Make up a dialogue between two friends. One of them has a cold.

You may use: stay in bed; drink tea with mint or lemon; consult a doctor; I’m sorry to hear that; I don’t feel well; don’t take any tablets without doctor’s advice; I have a headache; my temperature is high.

«Lexical» Station

1. Match the two parts of the word:

1) vita a) geon
2) head b) tist
3) tab c) ache
4) doc d) min
5) sy e) let
6) den f) ache
7) sur g) tor
8) tooth h) dicitis
9) appen i) ache
10) ear j) tup

2. Find the words

trosp
tabveleges
truif
ealhthy
rongst

3. These are different doctors. When do you use these doctors help?

a physician, a dentist, a surgeon, a veterinarian

a) If you’ve broken your leg you must visit...
b) If you’ve got the flu you must go to...
c) If you cat got a stomach ache you must go to...
d) If you’ve got a toothache you must visit ...

«Reading» Station

1. Guess the riddles:

a) Two brothers live across a path, but never see each other.
b) A thick forest which grows as fast as it is cut down.
c) Without it you couldn’t say a word.
d) It lives alonе between 2 bright stars.

2. Match the problem to the offers:

Problems

Solutions

A. I’ve broken my arm.
B. I have a cut.
C. I have a burn.
D. My teeth hurt.
E. I’ve got a headache.

a) You should go to the dentist.
b) You must consult a doctor and shouldn’t move it
c) You should be calm, and you shouldn’t move it.
d) You should wash your arm and use a bandage.
e) You should put your arm in cold water; you shouldn’t use butter.

 

A

B

C

D

E

3. People visit different doctors if they have different problems. Read the dialogues and guess: What is the doctor?

a) –You don’t look happy.
– My cat has got a stomach ache.
– Oh, I’ll give you some tablets.

b) – I don’t feel well.
– What’s the matter?
– I’ve got a toothache.
– I’m sorry to hear that. I hope I can help you.

c) – How are you? You don’t look happy today.
– I don’t feel well.
– What’s the matter?
– I’ve got the flu.

d) – What’s the matter with you?
– Oh, I feel awful. I’ve got a backache.

«Proverbs» Station

“Early to bed and early to rise makes a man healthy, wealthy and wise”.
“After dinner sit a while; after supper walk a mile”.
“An apple a day keeps the doctor away”.
“Eat at pleasure – drink with measure”.
“Health is better than wealth”.
“Live not to eat, but eat to live”.
“Good health is above wealth; wealth nothing without health”.
“To have a healthy mind you must have a healthy body”.

«Phonetics» Station

Sport is fun for girls and boys,
Much better than playing with toys.
You can sled and ski and skate
And throw snowballs with Kate.
You can swim and play football,
Hockey, tennis, basketball.
You can jump and you can run.
You can have a lot of fun.

Еда по-американски

Пословицы и стихотворения давались командам заранее, чтобы команды имели равные условия. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов и первой прибывшая к финишу.
Тщательный подбор текстов при обучении различным видам чтения (поисковому, ознакомительному и чтению с полным пониманием содержания) на уроках английского языка также способствует формированию культуры здоровья.
Вот примерные тексты, которые можно использовать на уроках английского языка, учитывая возраст учащихся и уровень подготовки класса.

American Food

What is American food? Hamburgers and hot dogs? Fried chicken and giant steaks? Well, yes. But spaghetti and pizza are American too, and so is sweet and sour pork. The fact is that Americans eat every kind of food imaginable. There are, for example, more than 1,000 Chinese restaurants in New York City alone.
At the same time, people in the States still like to think of some kinds of food as especially “American”. They like the idea of the American family sitting around the table eating turkey at Thanksgiving. They like to think of mom as the best cook in the world, even if their own mother never did much cooking. ‘As American as apple pie,’ and ‘Like mother makes it’ are popular expressions.
The truth is, though, that families in the US eat together less often than they used to. Instead of meeting at the dinner table, families often meet in the kitchen, around the refrigerator. There’s no time for old-fashioned cooking. Quick snacks all through the day have taken its place. And to save trouble, people eat wherever. They like to in the street, in front of the TV, or at their desks.
An enormous fast-food industry gives hungry Americans the snacks they want when they want them. Ice cream, popcorn, and hot dogs are on sale everywhere. Best known, perhaps, is the McDonald’s hamburger business.
But if more and more Americans eat fast food, more and more Americans also worry about it. Fast food makes you fat, and Americans are the fattest people in the world. They are the most interested in their health, and snack food is not healthy. The fashion for health food is growing all the time. Among middle-class people, salads, beans, and fruit have taken the place of steak and ice cream. Drinking is going down too. Only 67 percent of adults drink alcohol at all, and one-third of those drink less than they used to. Smart businesspeople order mineral water, not wine, at their business lunches.
Being fat, in fact, can cause real problems for an American. He or she will find it harder to get a good job, or even to make friends. If you want to do well, you must be thin. It doesn’t seem fair, does it? Advertisers and fast-food sellers scream at people to eat, eat, eat. But inside, there is another voice saying ‘‘stop, stop, stop’‘.

Popcorn – A Favourite American Snack

Heat 1 tablespoon of vegetable oil in a deep, heavy pan.
Add 25 grams of dried kernels (corn). Cover with a lid and shake the pan. The corn will start to ‘pop’. Take the pan off the heat when all the corn has popped.
Sprinkle with salt or sugar and serve.

Физкультминутки

Эти тексты можно предложить учащимся 9-го класса в разделе «Здоровый образ жизни».
Ценности ЗОЖ формируются в ходе включения школьников в активную здоровьетворческую деятельность. Так, на уроках иностранного языка некоторые учителя практикуют с учащимися выполнение ритмичных упражнений в сочетании с речевой деятельностью, что стимулирует интерес школьников к учению, способствует значительному увеличению словарного запаса, развитию памяти, внимания, творческих способностей, помогает реализовать двигательную активность, благоприятно сказывается на настроении детей и их эмоциональном тонусе.
Приведем пример использования физкультминутки на уроке английского языка.

***

***

Five little fishes swimming in a pool,
(Wiggle five fingers.)
First one said, “The pool is cool”.
(One finger up, wrap arms around body.)
Second one said, “The pool is deep”.
(Two fingers up, hands measure deep.)
Third one said, “I want to sleep”.
(Three fingers up, rest head on hands.)
Fourth one said, “Let’s dive and dip”.
(Four fingers up, hand dives and dips.)
Fifth one said, “I spy a ship”.
(Five fingers up, peep out under hand.)
Fisherman’s boat comes,
(Fingers form V and move away from body.)
Line goes ker-splash,
(Pantomime throwing fishing line.)
Away the five little fishies dash.
(Wiggle five fingers away.)

Clap, clap, clap your hands,
Clap your hands together.
Stamp, stamp, stamp your feet,
Stamp your feet together.
Spin, spin, spin around,
Spin around together.
Shake, shake, shake your hands,
Shake your hands together.
Wink, wink, wink your eyes
Wink your eyes together.
Dance, dance, dance about,
Dance about together.
Smile, smile, at your friends,
Let us smile together.

***

***

Stand up,
Hands up,
Hands down,
Hands on hips
Sit down.
Stand up,
Hands to the sides,
Bend left,
Bend right.
Hands on hips,
One, two, three, hop,
One, two, three, stop,
Stand still!

This is my right hand,
I’ll raise it up high
This is my left hand,
I’ll touch the sky.
Right hand,
Left hand,
Roll them around.
Left hand,
Right hand,
Turn around, turn around.

***

***

My hands upon my head I place,
On my shoulders, on my face.
Then I raise them up on high
And make my fingers quickly fly.
Then I put them in front of me

And gently clap: one, two, three.

Head and shoulders, knees and toes,
Knees and toes, knees and toes,
Head and shoulders, knees and toes,
Eyes, ears, mouth and nose.

wpe43C.jpg (9421 bytes)

Расслабляемся

Для учащихся старших классов рекомендуется упражнение «Massage».
Учащиеся становятся в затылок друг другу; если позволяет помещение, то образуют круг, кладут руки на плечи впереди стоящему, поглаживая и массируя плечи друг друга, произносят фразу: ’’This is a massage for titled ladies and tired tycoons’’.
Еще один пример использования элементов аутотренинга на уроках английского языка – упражнение «Расслабление», направленное на расслабление мышц лица и рук, затылка, шеи, плеч, рук, грудной клетки, живота и ног:

I am ready for rest. My chest muscles are relaxed.
I want to be quiet. My body rests.
My body muscles are relaxed.
Nothing can trouble me…

Упражнение «Чувство тяжести»

Напомним, что расслабление мышц субъективно воспринимается как чувство тяжести. Сначала его можно вызвать в одной руке, на следующих уроках – в другой, а затем в обеих одновременно. Со временем чувство тяжести может смениться приятным ощущением легкости, невесомости:

My left arm is heavy.
All my muscles are relaxed and rest.
My right leg is heavy. I am quiet...

Упражнение «Чувство тепла»

Ощущение тепла помогает отдохнуть, успокаивает нервную систему:

My right arm is warm. My body is warm.
Nothing diverts my attention…

Выход из аутогенного погружения должен быть спокойным, постепенным.

I open my eyes. My worries are away.
I can easily do any work.
I have much energy. I am active and strong.
My body is light.

Пример использования на уроке элемента комплексной релаксации:

Sit comfortably. Close your eyes.
Breathe in, breathe out.

Let’s pretend it’s summer. You are lying on the sand at the seaside. The weather is fine. A light wind is blowing from the sea. The birds are singing. Your brain rests. You are quiet in your body.
Nothing diverts your attention. You are relaxing. Your troubles are far away.
You love your relatives, school, and friends. They love you, too. Learn to be happy at every pleasant thing. The Earth is full of wonders. You are able to do everything. You are sure in yourself, with much energy. You have good spirits.
Open your eyes. How are you?

Литература

1. Ирхин В.Н., Ирхина И.В. Урок и здоровье школьников: Учебное пособие. – Тирасполь, 2008.

2. Ирхин В.Н., Ирхина И.В., Богачева Е.А., Манина Е.С., Ромашова Н.И. Здоровьесберегающий потенциал уроков английского языка: Учебно-методическое пособие. – Белгород, 2007.

Елена Мишенина